Классификационная характеристика отчетности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Признаки классификации по: Виды отчетности
1 Экономическому содержанию Бухгалтерская, статистическая налоговая
2 Длительности охватываемых периодов Текущая (ежедневная, недельная, декадная, месячная, квартальная, полугодовая) и годовая. Текущая в наиболее короткие промежутки называется оперативной (смена, неделя, декада, полмесяца)
3 Уровню специализации Общая, характеризующая итоги деятельности хозяйствующего субъекта в целом. Специализированная, раскрывающая отдельные стороны деятельности субъекта
4 Степени обобщения Индивидуальная – отчетность отдельных организаций. Сводная - обобщающая деятельность нескольких организаций соответствующей отрасли или региона, в частности это может быть консолидированная отчетность
5 Степени пользования Внутренняя, выполняющая информационные и управленческие функции внутри субъекта. Внешняя

 

Таблица 1 подтверждает: отчетность, являясь неотъемлемым элементом бухгалтерского учета, методологически и организационно выступает завершающим этапом учетного процесса. Это обусловливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Поскольку внешняя отчетность предназначена для удовлетворения столь разнообразных интересов пользователей, она публикуется в специальных изданиях или средствах массовой информации. К публикации приравнивается также и передача отчетности территориальным органам государственной статистики для представления ее заинтересованным органам. Здесь нельзя не сказать о строгой дозированности и формализованности внешней отчетности, которая объясняется требованиями коммерческой тайны.

Помимо этого, таким отчетным формам присуща как логическая, так и информационная взаимосвязь. Суть логической связи состоит во взаимном дополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей. Некоторые наиболее важные балансовые статьи расшифровываются в сопутствующих формах. Расшифровку других показателей при необходимости можно найти в аналитическом учете.

Сравнивая структурирование и оформление отчетности за рубежом, заметим, что в большинстве стран в ней присутствуют следующие разделы: - краткое описание деятельности предприятия, включая основные показатели, которые характеризуют ее наиболее выгодно, виды, географические сферы деятельности и др.;

- обращение главы предприятия (президента, директора); отчет администрации (характеристика производственной, коммерческой, инвестиционной деятельности, оценка финансового положения, характеристика научно-технического уровня, природоохранная деятельность и т.д.);

- бухгалтерская отчетность; пояснения к бухгалтерской отчетности (характеристика учетной политики, структура и виды основных средств и нематериальных активов, издержек производства и обращения, финансовой устойчивости, ликвидности и т.д.);

- аудиторское заключение; данные о котировке ценных бумаг предприятия;

- прочая информация (состав высшего выборного уровня, состав администрации, информация о наиболее существенных инвесторах и т.д.).

Один из важных этапов подготовительной работы по составлению отчетности - закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Многие современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции, поскольку она используется по различным направлениям. Поэтому важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов, которые необходимо начать с производственных, имеющих максимальные встречные затраты, и заканчивать счетами с минимальным количеством встречных затрат.

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту каждого счета записывают в Главную книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.

При мемориально-ордерной форме учета запись на счетах Главной книги производят непосредственно по данным мемориальных ордеров.

Автоматизированная форма предполагает создание отчетности, включая и Главную книгу, на основе машинограмм, магнитных лент, дисков, дискеток или иных машинных носителей.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную форму учета, составляют баланс по данным книги учета хозяйственных операций[6].

Чтобы усовершенствовать систему отчетности, необходимо обеспечить единство и полноту сведений, формируемых из различных источников. Для достижения этой цели полезно было бы различным службам контролировать взаимосвязанные натуральные и стоимостные показатели, содержащиеся в отчетных формах, если они составлены за один и тот же отчетный период или одну дату. Данный методический прием в условиях рыночных отношений следует принять по всем формам отчетности для большей внутренней связи между ними.

Таким образом, отчетность должна играть роль экрана-интегратора, где происходит «фильтрация и конденсация» информации в зависимости от субъекта управления. Особое место во внутренней отчетности должно быть отведено так называемому «сигналу рассогласования» фактического состояния управляемой системы с запланированным. Это позволит акцентировать внимание субъекта управления на конкретных отклонениях от намеченных заданий, своевременно оценивая их и указывая на возможные последствия, а также намечая кратчайшие пути их устранения. Отклонения необходимо отражать в системе счетов бухгалтерского учета. На каждом счете следует выделять определенные рубрики, содержащие различную информацию, в том числе запланированную, и ее отклонение от фактической. Эти рубрики будут составлять внутреннюю сбалансированную систему, в которой по данным из любых двух рубрик можно найти показатель третьей.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.