Роль и значение бухгалтерского баланса в финансовой отчетности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В своем выступлении на совместном заседании палат Парламента «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «4 декабря наш народ проголосовал за свое будущее, формула которого очень проста: от стабильности и модернизации – к процветанию. Добившись уже многого, мы поставили еще одну стратегическую задачу - в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В основе этой стратегии – использование преимуществ региональной и глобальной экономики для выхода Казахстана на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг». В условиях рыночных отношений практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом, как государства так и хозяйствующего субъекта, без своевременной экономической информации, основную часть которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета. Данные бухгалтерского учета используются для оперативного руководства работой хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений, для составления экономических прогнозов и текущих планов и, наконец, для изучения и исследования закономерностей развития экономики страны.

Прежняя система бухгалтерского учета, созданная в годы советской власти, была методически совершенной и слаженной, однако она была нацелена на обслуживание административно- командной системы хозяйствования, породившей ее, а не нужды предприятий и была призвана регистрировать факты хозяйственной жизни и составлять отчетность для вышестоящих органов, поскольку учет строился исходя из жесткой иерархической подчиненности всех без исключения предприятий. Любое предприятие было практически лишено права на инициативу, от него требовалось лишь неуклонное исполнение распоряжений вышестоящего органа управления. В силу этого сложившаяся система бухгалтерского учета не давала и не могла дать той информации, которая необходима для управления предприятием в условиях рыночных отношений, она была оторвана от мировой практики.

В стране была проведена большая работа по гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Основанием для ее проведения стал Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 24 июня 2002 г. с изменениями и дополнениями к Указу Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. В соответствии с этими документами Национальной комиссией Республики Казахстан по бухгалтерского учету с были введены казахстанские стандарты учета, Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов, разработаны инструкция по его применению и порядок перехода на новый план счетов, концептуальная основа для подготовки и предоставления финансовых отчетов.

Несмотря на то, что значительная работа по реформированию бухгалтерского учета уже выполнена, сделать предстоит еще много. В свете Указа Президента Республики Казахстан «О государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2005-2010 годы», основной целью которой является «обеспечение разработки и внедрение новой системы бухгалтерского учета, отвечающей требованиям радикальных экономических преобразований, расширение международных связей и интеграции Республики Казахстан в мировое сообщество, обеспечивающих субъектов необходимой финансовой информацией, ориентированной на пользователей, а также повышение профессионализма специалистов в области бухгалтерского учета и аудита», надо разработать оставшиеся стандарты бухгалтерского учета, ряд нормативных документов и методических рекомендаций, совершенствовать действующие законодательные и нормативно- правовые акты, осуществить перевод хозяйствующих субъектов на новые правила ведения бухгалтерского учета, совершенствованию бухгалтерского учета, разработки и принятию нормативно-правовых актов, ускорению перехода к его новой системе, адекватной рыночной экономике.

Стандарты бухгалтерского учета и новая методология составления финансовой отчетности требуют глубокого изучения, поскольку в них наряду со значительными положительными сторонами содержится ряд упущений и недоработок. Разумеется, в новом деле всегда бывают определенные пробелы и недостатки. Своевременное выявление и устранение их поможет повысить качество составления финансовых отчетов. Особенно это касается стандартов бухгалтерского учета по составлению бухгалтерского баланса и отчета о результатах финансово- хозяйственной деятельности. Не менее важное значение имеет исследование основных принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которые, на наш взгляд, недостаточно обоснованы в концептуальной основе для подготовки представления финансовых отчетов. Бухгалтерский баланс, как известно, является важнейшим объектом финансовой отчетности.

В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных зарубежных и отечественных публикаций, посвященных финансовой отчетности. Однако, несмотря на наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам бухгалтерской отчетности, потребность и спрос на литературу по бухгалтерскому учету не снижается, особенно на ту, в которой последовательно воспроизводилась бы комплексная логическая методика составления финансовой отчетности.

Однако продвижение нашей страны по пути рыночных реформ и дальнейшее развитие бухгалтерского учета, убеждает, что в недалеком будущем эти проблемы перейдут из области теории в область практики и найдут должное решение.

Цель дипломной работы состоит в изучении роли бухгалтерского баланса предприятия в условиях децентрализации экономики и формирования рыночного механизма.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

-исследованы общие проблемы бухгалтерского учета в области финансовой отчетности в условиях рынка;

-изучены основные формы бухгалтерской отчетности современного предприятия;

-систематизированы различные факторы, влияющие на достоверность составления отчетности, и бухгалтерского баланса в частности, предложены пути совершенствования отчетности.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является методика и организация бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в условиях рыночных отношений. В качестве объекта исследования взято ТОО «Ажар».

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили законодательные и нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета, работы ученых Республики Казахстан, стран СНГ и зарубежных стран, специалистов в области бухгалтерского учета.

При решении поставленных задач использовались специальные приемы и методы учета и анализа. Для иллюстрации изложенного материала использованы отчетные документы ТОО «Ажар».

Практическая значимость проведенного в дипломной работе исследования заключается в том, что разработанные в нем рекомендации могут быть использованы для совершенствования бухгалтерского учета на предприятиях в условиях рынка. Реализация предложенных рекомендаций позволит усовершенствовать финансовую отчетность ТОО «Ажар», обеспечить наиболее полную и достоверную информацию работы предприятия в условиях рынка.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Активы баланса

В настоящее время эти понятия трактуются более широко, а именно: активы - это имущественная масса, которая должна приносить выгоду в будущем. Иначе говоря, это ресурсы, которые дают определенное представление об экономическом субъекте и его потенциале.

Статьи актива баланса располагаются по определенной системе, в основе которой лежит степень подвижности имущества (ликвидности).

Активы предприятия — все хозяйственные средства предприятия, которые сгруппированы в балансе по составу и их размещению. Это основные средства в виде зданий, сооружений, оборудования, товарно-материальных запасов, нематериальных активов, а также дебиторской задолженности, представляющей собой временно отвлеченные средства и долги других предприятий. Дебиторская задолженность считается активом, несмотря на то, что фактически денежные средства или товарно-материальные ценности находятся на дату составления баланса у других предприятий. Это может быть оплата за еще не полученные товары или не оказанные услуги или наоборот — товар отгружен, а оплата за него не поступила. В таких случаях предполагается, с большой долей уверенности, что дебиторская задолженность будет погашена путем поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ или поступления выручки за отпущенный товар. В правой стороне баланса предприятия отражаются источники образования средств или активов предприятия. Это обязательства и собственный капитал. Обязательства представляют собой долг предприятия или его задолженность по кредитам банков, кредиторскую задолженность перед другими хозяйствующими субъектами, по налогам и т.д. Обязательства показывают сумму временно находящихся в распоряжении предприятия средств, за счет которых сформированы активы предприятия. Допустим, предприятие погасило задолженность перед банком денежными средствами, в таком случае происходит уменьшение активов и соответственно уменьшается долг предприятия, на равнозначные суммы. Очевидно, что итоги баланса также изменятся без нарушения равенства его правой и левой сторон.

Собственный капитал представляет собой уставный капитал, резервный капитал, которые формируются в соответствии с законодательством и учредительными документами; нераспределенный доход (непокрытый убыток), представляющий собой результат деятельности предприятия за отчетный период. Кроме того, в состав собственного капитала включаются дополнительный оплаченный капитал, показывающий превышение стоимости реализации акций над их номинальной стоимостью, и дополнительный неоплаченный капитал, предназначенный для обобщения наличия и движения сумм переоценок основных средств и инвестиций. Например, учредителями внесены в уставный фонд основные средства, стоимость которых в активах баланса будет соответствовать стоимости уставного капитала. Итоги баланса равны. Через некоторое время произведена переоценка средств в сторону увеличения. В этом случае стоимость основных средств, отражаемых в активе, увеличится на сумму до оценки соответственно увеличится и дополнительный неоплаченный капитал.

Итоги баланса сохраняют свое равенство при одновременном их увеличении как по левой, так и по правой сторонам баланса.

Активы, обязательства и собственный капитал баланса имеют несколько разделов, которые группируют экономически однородные по составу средства. Общий итог баланса называется валютой, при этом итоговая сумма по активам обязательно равна сумме, отраженной в итоге обязательств и собственного капитала баланса. Собственно поэтому он и называется балансом. В случае несоответствия этих двух показателей можно сказать, что баланс составлен неверно. Возникающие в деятельности предприятия финансово-хозяйственные операции не нарушают равенства итогов баланса, так как существующая двойная запись операций отражает взаимную связь объектов учета.

В балансе предусмотрены графы, позволяющие определить изменения, происшедшие за отчетный период, как по статьям активов, так и по их источникам. В этих графах отражаются показатели на начало и на конец года.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего отражения хозяйственных операций в стоимостном выражении. На счетах активов отражаются операции, изменяющие состав средств предприятия. На счетах обязательств и собственного капитала фиксируют операции, изменяющие источники средств, и соответственно они расположены в правой стороне баланса.

Счета бухгалтерского учета имеют две части: дебет и кредит. На счетах активов, если операция отражается по дебету, то это означает увеличение средств, по кредиту — уменьшение. На счетах обязательств и собственного капитала, наоборот, по дебету счета происходит уменьшение, а по кредиту — увеличение показателя.

Например, поступили деньги за еще не отгруженный товар. В этом случае по дебету счета денежных средств произошло увеличение, т.е. возникла кредиторская задолженность перед другим предприятием. В то же время это показывает и источник поступления денег. Когда товар отгружен, то происходит уменьшение его количества в стоимостном выражении, что отражается по кредиту счета актива, одновременно по дебету счета обязательств происходит увеличение на такую же сумму, что означает погашение кредиторской задолженности или обязательства. Равенство дебета и кредита счета показывает, что остатка по счету нет. В случае превышения какой-либо части счета над другой образуется остаток или сальдо счета.

Например, на счете денежных средств по дебету числилось 200 000 тенге, затем произошло их уменьшение на 50 000 тенге, значит, сальдо счета составляет 150 000 тенге. Сальдо на счете актива может быть только дебетовым также, как и на счетах обязательств и собственного капитала только кредитовым. Так, если обнаружится, что на счете активов, (товарно-материальных запасов) значится сальдо по кредиту счета, то произошла ошибка бухгалтера или неверный учет ТМЗ, можно предположить, что образовался их излишек. Необходим анализ движения товарно-материальных запасов на предмет правильности их учета.

Таким образом, в счетах активов отражаются хозяйственные операции, в результате которых изменяется состав средств предприятия. В счетах обязательств и собственного капитала отражаются операции, в результате которых изменяются источники формирования средств. Схематично это выглядит так (см. рисунок 1):

 

Счет активов

(наименование объекта счета)

Дебет                                                   Кредит

  

Остаток на начало                     Уменьшение остатка в результате

проведения операции                хозяйственной деятельности

 

Остаток на конец

проведения операции

 

рисунок 1. Счета активов

 

Рассмотрим пример отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Арендодателем выставлен счет арендатору здания на сумму

100 000 тенге. В учете такая операция у арендодателя записана так:

Дебет счета «счета к получению»

Кредит 705 «Доход от аренды»

Схематично это будет выглядеть следующим образом:

 

 Д-т счет 301 К-т                                           Д-т счет 705 К-т

 100 000                                                                  100 000

Сальдо 100 000                                                               Сальдо 100 000


Существующий метод начисления требует отражения дохода по факту отгрузки товара, оказания услуг и выполнения работ.

Поэтому сумма 100 000 тенге отражена на счете раздела VII «Доходы», что свидетельствует об оказании услуг по аренде. Одновременно по счету 301 «Счета к получению» отражается сумма дебиторской задолженности.

Арендатор оплатил счет:

Дебет 441 «Наличность на расчетном счете»

Кредит 301 «Счета к получению»

Схематично это выглядит так:

 

 Д-т счет 441 К-т                                           Д-т счет 301 К-т

 100 000                                                                  100 000

Сальдо 100 000                                                               Сальдо 100 000

 

По счетам денежных средств и дохода значится сумма, или сальдо в 100 000 тенге, которые соответственно отражаются по левой и правой стороне баланса.

Таким образом, в бухгалтерском балансе значится на определенную дату сальдо счетов, или остаток.

Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета, когда операция отражается на разных счетах, называется корреспонденцией, когда на этих счетах отражаются суммовые показатели — бухгалтерской проводкой.

Рассматривая актив баланса, можно определить стоимость средств предприятия, находящихся на отчетную дату в его распоряжении, а также их размещение: денежные средства, основные средства и т.д. Сальдо счетов обязательств и собственного капитала баланса свидетельствуют об образовании и источниках этих средств. Это могут быть средства собственного капитала, заемных средств и др. Другими словами, обязательства являются обязанностью предприятия совершить в пользу другого лица определенное действие в виде передачи имущества, оказания услуг, уплаты денег и т.д. Собственный капитал после вычета обязательств представляет собой стоимость активов предприятия.


Пассив баланса

Пассив баланса показывает, какая величина капитала (или иных средств) вложена в хозяйственную деятельность предприятия и кто (в какой форме) участвует в создании его имущественной массы[8].

В рыночной экономике в отличие от прежнего толкования пассива как «источника образования и размещения средств» он определяется как обязательства за полученные ценности (работы, услуги), ресурсы (активы) или требования (обязательства). Относительно обязательств можно сказать, что они в первую очередь группируются по субъектам, т.е. перед собственниками и третьими лицами (банками, кредиторами и др.). Это деление имеет важное значение при определении срочности погашения.

Средства, представленные в активе, совершают непрерывный кругооборот, складывающийся из бесчисленного количества всевозможных технологических и организационно-хозяйственных операций.

Структуру пассива определяют собственный капитал, резервы, принадлежащие субъекту, а также обязательства, возникшие в ходе расчетных отношений, т.е. пассив обозначает долги предприятия.

Иначе говоря, левая часть таблицы - «актив» - отвечает на вопрос «что это», а пассив - «чье это». Такое построение баланса дает возможность создать отчетливое представление об объеме, структуре и состоянии средств субъектов, об обеспеченности их собственными и привлеченными источниками их покрытия, а также финансовых результатах и их использовании.

При правильном ведении учета и составлении баланса сумма всех статей актива должна быть равна сумме всех статей пассива. Это условие заложено в самом слове «баланс», что в переводе с латинского означает весы. Итог баланса называется «валютой баланса».

Под статьей баланса понимается отдельный вид средств (имущества), источника (обязательства), показываемый в балансе под отдельной позицией и выраженный отдельной суммой. В зависимости от целей учета в балансе экономически однородные средства могут в одних случаях детализироваться в рамках отдельной группы по нескольким статьям; статьи баланса - группироваться в разделы по определенным признакам исходя из различных целей. При этом важное значение имеет упорядоченность и состав статей баланса.

Рисунок 3. Вертикальная форма баланса

 

Вертикальный баланс состоит из пяти разделов:

1) долгосрочные активы;

2) текущие активы;

3) собственный капитал;

4) долгосрочные обязательства;

5) текущие обязательства[12].

Статьи баланса заполняются на основании оборотно-сальдовой ведомости, данных Главной книги или иного аналогичного по назначению регистра о сальдовых значениях счетов бухгалтерского учета. Структура баланса характеризует вклад в процентом соотношении отдельных источников в формировании имущества субъекта, а также показывает, каков удельный вес тех или иных активов субъекта в общей сумме всех средств, которыми он располагает на дату составления баланса.

Построение активов и пассивов должно сводиться к следующим основополагающим принципам:

А - активы расположены в зависимости от степени их ликвидности (т.е. менее ликвидные к более ликвидным). Степень ликвидности характеризует скорость превращения активов баланса в денежные средства, поэтому предприятия отделяют высоколиквидные средства (денежные средства, ликвидная дебиторская задолженность) от менее ликвидных (готовая продукция, запасы товарно-материальных ценностей и др.) и неликвидных (основные средства, нематериальные активы). Другими словами, ликвидность - это показатель, который определяет возможность быстро мобилизовать имеющиеся средства для оплаты обязательств и долгов в срок;

П- пассивы расположены в зависимости от степени срочности платежа (т.е. от менее срочных к более срочным). Для пассивов характерно использование временного критерия (годичный интервал либо текущий операционный цикл для краткосрочных обязательств). При этом обязательства (краткосрочные и долгосрочные) выступают в качестве требований в отношении активов предприятия, возникающих перед третьими лицами в результате уже имевших место событий.

Таким образом, баланс обязан отразить три элемента финансовой отчетности: активы, собственный капитал, обязательства.

Информация бухгалтерского баланса как отчетной формы представляет собой как бы фотографию мысленно приостановленного и зафиксированного на это мгновение кругооборота средств. Поэтому вся содержащаяся в балансе информация носит моментный характер и с этой точки зрения является ограниченной.

Помимо этого, для баланса характерны и нижеследующие ограничения:

- баланс по своей природе историчен, т.е. в нем отражены данные, показывающие итоги хозяйственной деятельности к моменту составления;

- он не отвечает на вопрос, почему сложилось то или иное положение;

- в нем нет сведений, отражающих полностью все стороны деятельности субъекта; поскольку баланс - это свод моментных данных на начало и конец отчетного периода, он не дает представления о состоянии имущества в течение отчетного периода; - баланс не обеспечивает пространственной и временной сопоставимости, и в нем нет базы для сравнительного анализа;

- заложенный в балансе принцип использования историчности цен приобретения активов существенно искажает реальную оценку имущества;

- в нем нет сведений о движении оборотных и других средств предприятия, и все представляется в обобщенном виде.

Несмотря на различные ограничения и многоцелевые подходы к бухгалтерскому балансу, основным необходимым условием его построения является равенство валюты актива валюте пассива, поскольку в нем рассматриваются одни и те же средства, но только с разных позиций.

 

Анализ деловой активности

 

Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность непосредственно зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги.

Кроме того, увеличение скорости оборота средств отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия.[14]

На нашем предприятии, как показывают данные таблицы 10, коэффициент общей оборачиваемости капитала в 2004 г. составил 0,2, а в 2005 г. – 0,1, т.е. данный показатель отражает снижение эффективности использования общего капитала предприятия. Если в 2004 г. каждая единица активов приносила 0,2 тенге, то в 2005 г. на 0,1 тенге меньше.

 

Таблица 10.

Оценка деловой активности

Показатели 2004 2005 Изменение 2005/2004, %
Коэффициент общей оборачиваемости капитала 0,2 0,1 50,0
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 3,6 11,6 322,2
Коэффициент оборачиваемости основного капитала 1,1 0,7 63,6
Коэффициент оборачиваемости текущих активов 0,2 0,1 50,0
Оборачиваемость текущих активов в днях 1800 3600 200,0
Коэффициент оборачиваемости материальных основных средств 0,5 0,3 60,0
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 0,8 0,5 62,5
Средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности 450 720 160,0
Коэффициент оборота кредиторской задолженности 0,4 0,2 50,0
Средний срок оборота кредиторской задолженности 900 1800 200,0

 

В 2005 г. увеличился коэффициент оборачиваемости собственного капитала до 11,6. Его рост можно объяснить тем, что величина собственного капитала снижается более быстрыми темпами, чем величина дохода от реализации товаров (работ, услуг).

Снизилась скорость оборота текущих активов до 0,1 или на 50%, что сказалось и на продолжительности оборота текущих активов в днях, которая увеличилась в 2 раза или на 1800 дней.

Коэффициент дебиторской задолженности уменьшается на 0,3 пункта, то есть увеличился уровень реализуемой продукции в кредит. Имеет тенденцию к снижению и показатель оборачиваемости кредиторской задолженности. На последний год его величина равна 0,2 или на 50% ниже по сравнению с предыдущим.

Средний срок оборота кредиторской задолженности увеличился до 1800, то есть наше предприятие гасит кредиторскую задолженность каждый 1800 день, тогда как покупатели оплачивают ему счета через 720 дней. Данная ситуация более благоприятна для предприятия, так как если кредиторам надо платить чаще, чем поступают деньги от дебиторов, то у предприятия появится недостаток средств в обороте.

Система «ЛУКА-ПРО»

Система ЛУКА-ПРО разработана фирмой ПЛЮСМИКРО и предназначена для разработки и эксплуатации приложений учетного и управленческого характера на предприятиях различного масштаба. Программное обеспечение реализовано на языке «C++» с использованием компилятора «Borland C++» версии 4.02 фирмы Borland International и предназначена для эксплуатации под управлением Novell NetWare версий З.ХХ и 4.ХХ.

С помощью ЛУКА-ПРО могут быть созданы прикладные системы обработки данных(приложения) практически любого назначения. Такие приложения работают под управлением программы и предназначаются для расчета заработной платы, учета кадров, анализа хозяйственной деятельности. Каждое приложение или каждый пользователь имеют свое собственное меню, которое полностью скрывает от пользователей тот факт, что он на самом деле работает с программой ЛУКА-ПРО.[20]

Быстрая разработка приложений учетного характера обеспечивается благодаря системной поддержке специфических объектов БД, включающих план счетов, журналы, справочник валют и справочник единиц измерения; поддержке специфических типов данных, включающих учетный период и календарную дату; поддержке массивов данных, индексируемых не только целыми числами, но календарными датами.

План счетов представляет собой иерархическую схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и предназначен для ведения синтетического и аналитического учета. С каждым счетом связан набор учетных регистров - шестерка данных, чьи значения соответствуют начальным и конечным сальдо, а также дебетовому и кредитовому оборотам для дебетовой и кредитовой сторон счета. Ведение аналитического учета организуется с помощью картотек. Реальным учетным объектам на предприятии соответствуют аналитические счета-карточки. Хозяйственные акты регистрируются в журнале в виде линейных и (или) шахматных учетных записей. Записи журнала содержат информацию о корреспонденции счетов и денежных суммах проводок, ссылки на подтверждающие акты документы и при необходимости количественные (натуральные) или (и) трудовые характеристики и ссылки на карточки аналитического учета. После проводки учетных записей зафиксированные в них суммы добавляются к учетным регистрам на плане счетов и в карточке картотек. Для каждого учетного периода открывается свой соответствующий этому периоду журнал учетных записей. При закрытии учетных периодов автоматически создаются архивы всех данных, вкладывая значения учетных регистров.

ЛУКА-ПРО поддерживает одновременную работу более чем с одним планом счетов и главным журналом. Для каждого плана счетов могут быть указаны своя базовая валюта, свой учетный период и свои правила генерации учетных записей. Используя эти возможности, можно создавать многомерные, многовалютные системы бухгалтерского учета, ориентированные на промышленность, торговлю или государственные бюджетные учреждения. Уровень автоматизации обработки достигается с помощью ряда вспомогательных средств. Так, расчетные схемы и схемы отчетов редактируются с помощью удобного текстового редактора, который позволяет также редактировать и создавать любые текстовые документы.

ЛУКА-ПРО обеспечивает удобный многооконный интерфейс для одновременной работы с разными информационными объектами.

При работе в локальной вычислительной сети каждый пользователь получает при регистрации индивидуальное имя, включается в одну из групп доступа, которая определяет его права на использование данных. Имя пользователя может быть защищено паролем

Компьютерная бухгалтерия ЛУКА включает в себя четыре программных модуля, ориентированных на различные участки бухгалтерского учета. Каждый модуль может работать автономно или в комплексе с основным модулем ЛУКА-М (Баланс и Главная Книга).

ППП ЛУКА используется в зависимости от размеров и структуры предприятия по одному из следующих вариантов:

один бухгалтер и база данных одного предприятия на одном рабочем месте;

один бухгалтер и база данных нескольких предприятий на одном рабочем месте;

групповая работа - база данных предприятий распределена по нескольким рабочим местам.

Основная программа комплекса ЛУКА-М позволяет вести синтетический и аналитический учет на предприятиях любого размера, любой формы собственности и отраслевой направленности.

Средства поддержки обеспечивают сохранность данных, отладку и повторное выполнение операций, создание баз данных на основе имеющихся, импорт и экспорт данных в другие программы.

В программе имеются встроенные электронные таблицы, текстовый редактор, ежедневник, телефонный справочник, календарь, будильник, калькулятор, что делает программу незаменимым инструментом делового человека.

Любые изменения законодательства не влияют на работу пакета. Информационной основой программы является план счетов бухгалтерского учета. ППП ЛУКА позволяет строить любой план счетов с произвольным количеством уровней субсчетов, не прибегая к помощи разработчиков. С каждым счетом плана счетов связаны регистры для накопления сумм за учетный период. Это позволяет организовать учет с любой степенью детализации, учесть специфику предприятия, получить практически любую отчетность.

По счетам дебиторов и кредиторов программа рассчитывает развернутое сальдо, причем юридическое лицо может быть одновременно и дебитором и кредитором. На материальных счетах для углубления аналитического учета используются картотеки, позволяющие учитывать товарно-материальные ценности в натуральном и стоимостном выражении по фиксированным и средним ценам.

Данные для выполнения бухгалтерских записей могут быть введены с первичных документов любого вида, для этого нужно указать номер документа, сумму и определить корреспондирующие счета.

ППП ЛУКА предоставляет широкий набор процедур, которые помогают определить, рассчитать или выбрать из справочников значение введенных данных. Введенные бухгалтерские записи хранятся в журналах. В любое время можно выполнить, сторнировать или аннулировать выполнение проводки за любой период. После выполнения проводки данные моментально отражаются в Главной книге, балансе, выходных документах,

Итоговые данные, полученные в результате систематического занесения бухгалтерских записей в журнал регистрации, и их проводки могут быть представлены для анализа в различной форме. С помощью средств формирования отчетов можно скомпоновать файлы данных в форме с разделителями для экспорта в другие информационные системы.

Работа с ППП ЛУКА начинается с формирования рабочего плана счетов и заполнения справочников.

На основании первичных документов формируются файлы оперативной информации, в которые автоматически заносится информация соответствующих справочников. Сформированные из первичных документов файлы оперативной информации являются основой для обработки всей учетной информации на ПЭВМ. Данные этих файлов используются для формирования регистров аналитического учета. Регистры аналитического учета представляют собой нестандартные ведомости, их настраивает сам пользователь. Настройка заключается в указании полей в учетных журналах и последовательном их использовании при формировании ведомости.

Аналитические ведомости формируются по учету дебиторской задолженности и учету обязательств, учету доходов и расходов.

Регистры синтетического учета - это стандартные ведомости синтетического учета, способ формирования которых изменить нельзя.

Регистры сводного учета - сводные оборотные ведомости по счетам, в которых сводятся и обобщаются остаток и обороты по отдельному счету или по всем счетам за отчетный период.

Главная книга аналогична оборотной ведомости по счету, однако в отличие от нее содержит обороты по счету, свернутые iso корреспондирующим счетам. Главная книга бухгалтерского учета содержит по каждому корреспондирующему счету: начальное сальдо (дебет/кредит), конечное сальдо (дебет/кредит), развернутые обороты за выбранный период в корреспонденции с другими счетами (Дебет/кредит).

Баланс предприятия можно сформировать по любой сводной оборотной ведомости.



Заключение

 

Итак, резюмируя вышеизложенное, отметим, что в последние годы в условиях перехода экономики нашей страны на рыночные отношения в методологии и практике бухгалтерского учета на предприятиях Республики Казахстан произошли кардинальные преобразования.

Введение в действие Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 24 июня 2002 г., Типового плана счетов финансово-хозяйственной деятельности субъектов, приведение форм финансовой отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость создания новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика необходима для установления достоверности финансовой отчетности, способствующей развитию нормальных связей между хозяйствующими субъектами, обоснования выбора делового партнера и принятия правильных, научно обоснованных управленческих, производственных и финансовых решений, определения рыночной устойчивости хозяйствующего субъекта, оценки его деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Накопленный опыт может быть использован в полном объеме позже, когда в стране будет развита рыночная экономика. Как известно, в каждой стране существуют конкретные экономические, социальные и политические условия, различные традиции и свой национальный менталитет, которые должны быть учтены при реформировании бухгалтерского учета.

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты ориентируются не на кем-то установленные плановые задания, не на директивы, а на цены, платежеспособный спрос, конкуренцию и другие рыночные механизмы. За инициативу и предприимчивость, как и за все неблагоприятные последствия деятельности своих управленцев, ответственность несет сам хозяйствующий субъект. В этих условиях большое значение приобретает оптимальное ведение бухгалтерских документов и отчетности.

Отчетность — это также и оправдательные документы, содержащие систему числовых характеристик и текстовых пояснений, составленных на основе различных видов учета. Связь между учетом и отчетностью устанавливается лишь тогда, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных показателей В развитых странах распространена деятельность различных специализированных организаций (государственных и общественных ассоциаций, центров, союза бухгалтеров). Они систематически проводят исследования среди руководителей корпораций, фирм и пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности в целях изучения требований к системе отчетных показателей. Результаты таких исследований законодательно закрепляются в нормативных документах. Такой опыт было бы приемлемо использовать и в практике хозяйствующих субъектов нашей республики.

Отчетность сегодня - основной информационный документ, данные которого подтверждают возможность и целесообразность сотрудничества с предприятием, что является немаловажным фактором успешного ведения бизнеса. Кроме того, она представляет собой своеобразный способ рекламы деятельности фирмы, привлекающий партнеров на предстоящие переговоры о сотрудничестве. В системе бухгалтерской отчетности, как уже отмечалось, центральное место занимает бухгалтерский баланс. Его строение, равно как и содержание статей актива и пассива, в нашей республике претерпело большие изменения и приближено к требованиям международных стандартов Согласно стандарту бухгалтерского учета № 2 «Бухгалтерский баланс и основные раскрытия финансовых отчетов» баланс определяет сущность активов, собственного капитала и обязательств, а также содержит требования к информации, подлежащей раскрытию финансовой отчетности. Составляется он, как правило, на первое число месяца (квартала) и представляется в установленные адреса и сроки. Помимо этого, являясь способом обобщения и группировки активов и обязательств на конкретный момент времени, он делится на разделы и статьи.

Рассматривая баланс ТОО «Ажар», можно сделать следующие заключения и рекомендации: Бухгалтерский учет в ТОО «Ажар» ведется в соответствии со Стандартами Бухгалтерского учета. Генеральным планом счетов бухгалтерского учета, а также в соответствии с Законами Республики Казахстан.

Бухгалтерия хозяйства укомплектована квалифицированными кадрами. Работники экономической службы хорошо знают систему учета и отчётности, строго соблюдают положения, инструкции и другие нормативные акты, регламентирующие деятельность субъекта, организацию бухгалтерского и налогового учета.

Использование компьютерной системы «ЛУКА-ПРО» позволяет в полном объеме автоматизировать все операции, связанные с учетом заработной платы, включая формирование проводок и составление первичных документов. Автоматизированная система учета обеспечивает получение взаимосвязанной системы учетной информации. При этой форме учета данные документов переносят на соответствующие носители информации, которые используют для обработки на вычислительных машинах. На их основании в процессе машинной обработки получают единые учетные регистры - машинограммы, содержание которых отвечает требованиям бухгалтерского учета и определяется проектами комплексной автоматизации учета.

Хотелось рекомендовать всем работникам бухгалтерии ТОО «Ажар» освоить программу «ЛУКА-ПРО» и дальнейшем вести учет в компьютерной программе «ЛУКА-ПРО», что позволит избежать ошибок при ведение документации и отчетов.



Список использованной литературы

 

1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 2000 г.

2. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 24 июня 2002 г. с изменениями и дополнениями к Указу Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г.

3. Указ Президента Республики Казахстан «О государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 1998—2000 гг». от 28 января 1998 г. № 3838

4. Постановление Кабинета министров Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве «О государственной программе Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве» от 29 декабря 1992 г. № 1098

5. Методические рекомендации по составлению финансовой отчетности. Утверждены директором Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан 21.05.97 №7 //Бюллетень бухгалтера, 1997, №29.

6. Стандарты бухгалтерского учета. Национальная комиссия Республики Казахстан, - Алматы, 1996.

7. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана.

8. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ И.А-Богдановская, Г.Г.Виноградов, О.Ф.Моргун и др.: Под. общ. ред. В.И.Стражева. — Минск: Вышэйшая школа, 1995.

9. Антони Р. Основы бухгалтерского учета. Пер. с англ. - М,: СП "Триада" совместно с центром внедрения рыночных отношений корпорации "Монтажспецстрой", 1992.

10. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер: с англ. /Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И.Н. Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. - М,: Финансы и статистика, 1996.

11. Бухгалтерский анализ: Пер, с англ. - К.: Торгово-издательское бюро ВНУ, 1993

12. Бухгалтерско-аудиторский портфель. (Книга предпринимателя. Книга бухгалтера. Книга аудитора) /Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: "СОМИНТЭК", 1994.

13. Вуд Ф. Бухгалтерский учет для предпринимателей. Пятое изд-е. Пер. с англ. в 4 частях. - М.: Изд-во "Х.У.С.", 1993.

14. Дюсембаев К.Ш., Аудит и финансовой отчетности- Алматы, 1998 г.

15. Дик В.В. Информационные системы в экономике/Под ред. В.В.Дика. -М.: ФиС, 1999.

16. Ержанов М.С., Ержанова С.М. Учетная политика на казахстанском предприятии (практический аспект). - Алматы: Издательский дом "БИКО", 1997

17. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами ОААР - М.: Дело,1998.

18. Кичигин Н. Интернет в помощь бухгалтеру.//Бухгалтер плюс компьютер – 2004 - №6(18).

19. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1995.

20. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1995.

21. Кольвах О.И. Компьютерная бухгалтерия для всех. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

22. Кочин Ю.Я. Экономические информационные системы. -М.:Наука,1998.

23. ЛУКА. Компьютерная бухгалтерия. - Плюс/Микро, Лтд, 1989-1999.

24. Международные стандарты бухгалтерского учета. Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета, 1994 г.

25. Мюллер Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива: Пер. с англ. -2-е изд., стереотип. - М.: Финансы и статистика, 1996.

26. Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова. - М.:.Финансы и статистика, 1993.

27. Нурсеитов Э.О. Руководителю о контроле за бухгалтерским учетом. – Алматы, 2000 г.

28. Палий В.Ф. Обновление бухгалтерского учета: что дальше //Бухгалтерский учет – 1996 - №10.

29. Подольский В.Н., Дик В.В. Информационные системы в бухгалтерском учете. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

30. Половнев Н.М., Якимов А..М. Системы автоматизированной обработки учетной информации. - М.: ФиС, 2000.

31. Радостовец В.К. О Генеральном плане счетов и стандартов бухгалтерского учета //Бюллетень бухгалтера, 1997, № 9.

32. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.Н. Бухгалтерский учет на предприятии. Изд. 2-е доп. и перераб. — Алматы; Центраудит — Казахстан, 1998.

33. Радостовец В.К. Финансовый и управленческий учет на предприятии. - Алматы: НАК "Центраудит", 1997.

34. Ревенко В.В., Вольфман Б.А., Киселева Т.Н. Финансовая бухгалтерия /Учебное пособие в комплекте с пакетом прикладных программ/. В 4 кн. Книга 3. Отчетность предприятий и анализ финансового положения. - М.: ИНФРА-М, Инфософт, 1994.

35. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия./ Пер. с франц. под ред. Л.П.Белых. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

36. Сейдахметова Ф.С. Бухгалтерская отчетность её виды и назначение –Алматы, 2004 г.

37. Соколин Б.З. Организация бухгалтерского учета с использованием компьютерной сети.//Аудит и налогообложение. - 1995 -№5(14).

38. Ткач В.И, Ткач М.В. Международная система учета и отчетности – М, 2000 г.

39. Тулегенов Э.Т., Бралиева Н.Б., Строженко Л.А., Матвеева И.А. Бухгалтерские информационные системы. Учебное пособие. – Алматы, 1999 г.

40. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ./Под. ред. Я.В.Соколова, - М.; Финансы и статистика, 1995.

41. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРАМ, 1995.

42. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансовый анализ. - М.: Аудит и финансовый анализ, IV квартал 1995.

43. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашсв Е.В. Методика финансового анализа предприятия. М,: Научно-производственная фирма "ЮНИ-ГЛОБ" совместно с издательско

44. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышканг И.А. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебн.пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИД996.

полиграфическим объединением "МП", 1992,

45. Энтони Р., Рис. Дж. Учет: ситуации и примеры. – М.: Финансы и статистика, 1993.


[1] Сейдахметова Ф.С. Бухгалтерская отчетность её виды и назначение –Алматы, 2001 г.

[2] Методические рекомендации по составлению финансовой отчетности. Утвержде­ны директором Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан 21.05.97 №7 //Бюллетень бухгалтера, 1997, №29.

[3] Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.Н. Бухгалтерский учет на предпри­ятии. Изд. 2-е доп. и перераб. — Алматы; Центраудит — Казахстан, 1998.

[4] Радостовец В.К. О Генеральном плане счетов и стандартов бухгалтерского учета //Бюллетень бухгалтера, 1997, № 9.

[5] Сейдахметова Ф.С. Бухгалтерская отчетность её виды и назначение –Алматы, 2001 г.

[6] Ержанов М.С., Ержанова С.М. Учетная политика на казахстанском предприятии (практический аспект). - Алматы: Издательский дом "БИКО", 1997

[7] Сейдахметова Ф.С. Бухгалтерская отчетность её виды и назначение –Алматы, 2001 г.

[8] Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.Н. Бухгалтерский учет на предпри­ятии. Изд. 2-е доп. и перераб. — Алматы; Центраудит — Казахстан, 1998.

[9] Сейдахметова Ф.С. Бухгалтерская отчетность её виды и назначение –Алматы, 2001 г.

[10] Сейдахметова Ф.С. Бухгалтерская отчетность её виды и назначение –Алматы, 2001 г.

[11] Ержанов М.С., Ержанова С.М. Учетная политика на казахстанском предприятии (практический аспект). - Алматы: Издательский дом "БИКО", 1997

[12] Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.Н. Бухгалтерский учет на предпри­ятии. Изд. 2-е доп. и перераб. — Алматы; Центраудит — Казахстан, 1998.

[13] Ткач В.И, Ткач М.В. Международная система учета и отчетности – М, 2000 г.

1 Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности- Алматы, 1998 г.

[14] Дюсембаев К.Ш., Аудит и финансовой отчетности- Алматы, 1998 г.

[15] Дюсембаев К.Ш., Аудит и финансовой отчетности- Алматы, 1998 г.

[16] Соколин Б.З. Организация бухгалтерского учета с ис­пользованием компьютерной сети.//Аудит и налогообложение. - 1995 -№5(14).

[17] Дик В.В. Информационные системы в экономике/Под ред. В.В.Дика. -М.: ФиС, 1999.

[18] Половнев Н.М., Якимов А..М. Системы автоматизиро­ванной обработки учетной информации. - М.,2000г.

[19] Дик В.В. Информационные системы в экономике/Под ред. В.В.Дика. -М.: ФиС, 1999.

[20] ЛУКА. Компьютерная бухгалтерия. - Плюс/Микро, Лтд, 1989-1999.


Введение

 

В своем выступлении на совместном заседании палат Парламента «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «4 декабря наш народ проголосовал за свое будущее, формула которого очень проста: от стабильности и модернизации – к процветанию. Добившись уже многого, мы поставили еще одну стратегическую задачу - в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В основе этой стратегии – использование преимуществ региональной и глобальной экономики для выхода Казахстана на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг». В условиях рыночных отношений практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом, как государства так и хозяйствующего субъекта, без своевременной экономической информации, основную часть которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета. Данные бухгалтерского учета используются для оперативного руководства работой хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений, для составления экономических прогнозов и текущих планов и, наконец, для изучения и исследования закономерностей развития экономики страны.

Прежняя система бухгалтерского учета, созданная в годы советской власти, была методически совершенной и слаженной, однако она была нацелена на обслуживание административно- командной системы хозяйствования, породившей ее, а не нужды предприятий и была призвана регистрировать факты хозяйственной жизни и составлять отчетность для вышестоящих органов, поскольку учет строился исходя из жесткой иерархической подчиненности всех без исключения предприятий. Любое предприятие было практически лишено права на инициативу, от него требовалось лишь неуклонное исполнение распоряжений вышестоящего органа управления. В силу этого сложившаяся система бухгалтерского учета не давала и не могла дать той информации, которая необходима для управления предприятием в условиях рыночных отношений, она была оторвана от мировой практики.

В стране была проведена большая работа по гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Основанием для ее проведения стал Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 24 июня 2002 г. с изменениями и дополнениями к Указу Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. В соответствии с этими документами Национальной комиссией Республики Казахстан по бухгалтерского учету с были введены казахстанские стандарты учета, Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов, разработаны инструкция по его применению и порядок перехода на новый план счетов, концептуальная основа для подготовки и предоставления финансовых отчетов.

Несмотря на то, что значительная работа по реформированию бухгалтерского учета уже выполнена, сделать предстоит еще много. В свете Указа Президента Республики Казахстан «О государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2005-2010 годы», основной целью которой является «обеспечение разработки и внедрение новой системы бухгалтерского учета, отвечающей требованиям радикальных экономических преобразований, расширение международных связей и интеграции Республики Казахстан в мировое сообщество, обеспечивающих субъектов необходимой финансовой информацией, ориентированной на пользователей, а также повышение профессионализма специалистов в области бухгалтерского учета и аудита», надо разработать оставшиеся стандарты бухгалтерского учета, ряд нормативных документов и методических рекомендаций, совершенствовать действующие законодательные и нормативно- правовые акты, осуществить перевод хозяйствующих субъектов на новые правила ведения бухгалтерского учета, совершенствованию бухгалтерского учета, разработки и принятию нормативно-правовых актов, ускорению перехода к его новой системе, адекватной рыночной экономике.

Стандарты бухгалтерского учета и новая методология составления финансовой отчетности требуют глубокого изучения, поскольку в них наряду со значительными положительными сторонами содержится ряд упущений и недоработок. Разумеется, в новом деле всегда бывают определенные пробелы и недостатки. Своевременное выявление и устранение их поможет повысить качество составления финансовых отчетов. Особенно это касается стандартов бухгалтерского учета по составлению бухгалтерского баланса и отчета о результатах финансово- хозяйственной деятельности. Не менее важное значение имеет исследование основных принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которые, на наш взгляд, недостаточно обоснованы в концептуальной основе для подготовки представления финансовых отчетов. Бухгалтерский баланс, как известно, является важнейшим объектом финансовой отчетности.

В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных зарубежных и отечественных публикаций, посвященных финансовой отчетности. Однако, несмотря на наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам бухгалтерской отчетности, потребность и спрос на литературу по бухгалтерскому учету не снижается, особенно на ту, в которой последовательно воспроизводилась бы комплексная логическая методика составления финансовой отчетности.

Однако продвижение нашей страны по пути рыночных реформ и дальнейшее развитие бухгалтерского учета, убеждает, что в недалеком будущем эти проблемы перейдут из области теории в область практики и найдут должное решение.

Цель дипломной работы состоит в изучении роли бухгалтерского баланса предприятия в условиях децентрализации экономики и формирования рыночного механизма.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

-исследованы общие проблемы бухгалтерского учета в области финансовой отчетности в условиях рынка;

-изучены основные формы бухгалтерской отчетности современного предприятия;

-систематизированы различные факторы, влияющие на достоверность составления отчетности, и бухгалтерского баланса в частности, предложены пути совершенствования отчетности.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является методика и организация бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в условиях рыночных отношений. В качестве объекта исследования взято ТОО «Ажар».

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили законодательные и нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета, работы ученых Республики Казахстан, стран СНГ и зарубежных стран, специалистов в области бухгалтерского учета.

При решении поставленных задач использовались специальные приемы и методы учета и анализа. Для иллюстрации изложенного материала использованы отчетные документы ТОО «Ажар».

Практическая значимость проведенного в дипломной работе исследования заключается в том, что разработанные в нем рекомендации могут быть использованы для совершенствования бухгалтерского учета на предприятиях в условиях рынка. Реализация предложенных рекомендаций позволит усовершенствовать финансовую отчетность ТОО «Ажар», обеспечить наиболее полную и достоверную информацию работы предприятия в условиях рынка.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Роль и значение бухгалтерского баланса в финансовой отчетности

Дата: 2019-07-24, просмотров: 325.