Концепция | Норманизм | Антинорманизм |
Сторонники | А. Шлецер, Г. Миллер, Г. Байер (XVIII век), В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, М. М. Щербатов (XVIII - XIX века) | М. В. Ломоносов (XVIII век), И. Е. Забелин (XIX век), С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский (конец XIX - начало XX) |
Аргументы | · Рассказ летописи достоверен · Русы, варяги есть норманны, то есть германское племя, с более высоким уровнем развития. Они образовали государство у славян · Имена послов в договорах Руси с греками - норманнские · Названия днепровских порогов переводятся с германских языков. | · Рассказ летописи - легенда · Варяги-русь - племя не норманнское, их предки - роксаланы, жившие по берегу Черного моря · Варяги на Руси были, но их было мало и государство они создать не могли · Имена послов не германские. · Названия днепровских порогов не имеют смысла в германских языках |
В российской науке уже на протяжении долгого времени идет дискуссия норманистов и антинорманистов, которая касается роли норманнов (скандинавов) в формировании средневековой государственности на Руси.
Диспут о норманнах возник приблизительно в XVII веке, когда историки Швеции воспользовались сведениями о варяжских корнях Руси для обоснования экспансии родной страны в Восточной Европе. Подобная риторика вызвала отрицание отечественных идеологов XVIII столетия (в первую очередь Михаила Ломоносова). Антинорманисты отвергали всякую связь Руси и варягов.
В конце XIX века эта критика практически исчезла. К тому времени вышло множество серьезных научных трудов лингвистов, обосновавших скандинавское происхождение имен первых русских князей в средневековых источниках (таких как Олег, Рюрик, Игорь и т. п.). Особенно важными были публикации знаменитого датского исследователя Вильгельма Томсена. О варягах, появившихся на Руси в VIII столетии, есть множество перепроверенных свидетельств. Их влияние на культуру восточных славян изучается и по сей день.
Однако спор норманистов и антинорманистов возобновился с новой силой уже в сталинскую эпоху, когда концепция антинорманизма использовалась против нацистской пропаганды о превосходстве германских народов над славянскими (шведы и вообще скандинавы являются ближайшими этническими родственниками немцев).
Происхождение Рюрика
Больше всего норманисты и антинорманисты спорят о личности Рюрика – князя, правившего в Новгороде в 862-879 гг. Он пришел на Русь вместе со своими братьями Трувором и Синеусом. Согласно «Повести временных лет» в 862 году ильменские славяне и местные угро-финны пригласили их править Новгородской землей. Локальные племена страдали от нескончаемых междоусобиц. Внутренние ссоры у славян Северо-Западной Руси начались вслед за тем, как они выгнали прежних варягов, которым они платили дань в обмен на свою безопасность. Независимость привела к постоянному кровопролитию. Наконец враждовавшие аристократические группировки Новгорода согласились пригласить нейтрального правителя со стороны, которому удалось бы прекратить раздоры между ними.
Этим человеком и стал Рюрик. Спор норманистов и антинорманистов касается того влияния, которое пришлые варяги оказали на восточных славян. Нет сомнения, что князь прибыл из Скандинавии вместе со своей дружиной и советниками. В летописи этот народ назван «русью». Норманисты и антинорманисты расходятся в трактовке данного термина.
Шведские исследования
По традиции считается, что норманисты и антинорманисты начали свою дискуссию в первой половине XVIII столетия. Однако первые исследования на тему взаимосвязи скандинавов и Руси относятся еще к XVI-XVII вв., когда в Московию попали первые западные европейцы. Так, вопросом происхождения варягов интересовался имперский посол Сигизмунд Герберштейн. По намеченным им пути пошли другие исследователи.
Идею о шведском происхождении Рюрика защищал шведский дипломат и историк Петр Петрей де Ерлезунда, который жил в России в эпоху Бориса Годунова. Его сочинения приобрели популярность за рубежом и даже были переведены на немецкий язык. Шведский писатель Олаф Далин, по официальному заказу написавший «Историю Шведского государства», отождествлял Рюрика с Эриком Бьернсоном из скандинавской династии Инглингов. Вскоре, однако, эта гипотеза была опровергнута.
Книга Готлиба Байера
Первым собственно научным произведением, с которого в России начался норманизм, считается сочинение «О варягах». Его автором был профессор Петербургской академии наук Готлиб Байер (1694-1738). Он первым исследовал тот набор исторических источников раннего средневековья, который в итоге стал пищей для размышления нескольких последующих поколений ученых.
В первую очередь Байер опирался на летописи того периода. Академик отверг популярную тогда «прусскую теорию», согласно которой варяги имели южнобалтийское происхождение. В его сочинение попали и свидетельства из иностранных источников, например из Бертинских анналов.
Под варягами Байер понимал скандинавов в широком смысле этого слова: шведов, готландцев, датчан и норвежцев. Прибегнув к лингвистике, он проанализировал имена русской знати и князей IX-X вв. Для этого автор обратился к таким источникам, как каменные рунические надписи, греческие произведения и другие памятники того периода. Байер воспользовался и сочинениями византийского императора X столетия Константина Багрянородного. В результате проделанной работы историк пришел к выводу, что имена Рюрика и Трувора имели скандинавское происхождение.
Работа Герарда Миллера
Некоторые фрагменты книги «О варягах» привлекли внимание Василия Татищева (1686 -1750) и были процитированы им в его «Истории Российской». При этом сам русский ученый придерживался ровно противоположных Байеру позиций. Татищев был апологетом антинорманизма, считал варягов финнами и приписывал финское происхождение самому Рюрику.
Помимо автора «Истории Российской», в дискуссии о скандинавах в середине XVIII века участвовали еще два выдающихся исследователя. Первым был крупный этнограф и географ Герард Миллер (1705-1783), а вторым – Михаил Ломоносов (1711 – 1765). Последний занимался самыми разными науками и оставил значительный след в том числе и в исторической дисциплине.
Аргументы антинорманистов
Развернутый ответ на публикацию Миллера последовал от его главного оппонента Михаила Ломоносова. Через несколько лет после нашумевшего спора о варягах русский ученый принялся за сочинение собственного капитального труда по отечественной истории. Закончить его он так и не успел из-за скоропостижной кончины. После смерти Ломоносова был издан только один том его «Древней Российской истории». Тем не менее вопрос о варягах (как один из самых первоочередных) автор в своем труде рассмотрел.
«Русофильская» теория о том, что Рюриковичи произошли от славян поддерживалась и при Екатерине II, внимательно относившейся к «Истории» Василия Татищева. Так, один из важнейших историографов того времени Михаил Щербатов (1733-1790) считал первого новгородского князя родственником старейшины ильменских словен Гостомысла.
Мнение Карамзина
Более взвешенный и серьезный подход по сравнению со своими современниками продемонстрировал Николай Карамзин (1766-1826). Его многотомная «История государства Российского» стала важнейшим явлением отечественной культуры и науки.
Карамзин одинаково внимательно относился к тому, что говорили и норманисты, и антинорманисты. Аргументы обеих стороны были им учтены с максимальной бережностью к фактам. Карамзин почитал труды Байера и Миллера, считая их незабвенными для всей исторической науки. А вот антинорманская концепция Татищева им была раскритикована. Особенный скепсис писателя вызывали свидетельства, подчерпнутые из Иоакимовской летописи.
Всего Карамзин отметил шесть принципиальных обстоятельств, подтверждающих скандинавское происхождение Рюрика и варягов в целом. Во-первых, свидетельства западноевропейских авторов, например, Кремонского епископа Лиутпранда, в которых русов считали именно норманнами. Во-вторых, это имя Рюрика и других призванных князей с четкой скандинавской этимологией. В-третьих, византийские источники. Варягами в Константинополе назывались именно скандинавские витязи. В-четвертых, аргумент Миллера о названиях Днепровских порогов. В-пятых, схожесть сборника законов Русской правды с такими же немецкими и скандинавскими сводами. В-шестых, «Повесть временных лет», где ее автор Нестор упоминал о том, что варяги жили на западе, за Балтийским морем.
Итоги спора
Определяя, кто прав в споре норманистов и антинорманистов, следует подчеркнуть, что их полемика имела смысл лишь в лучшем случае в XIX веке, когда образование государства связывали с происхождением династии. Но даже автор ключевого средневекового источника «Повести временных лет» Нестор отдельно отвечал на три вопроса: «откуда пошел» славянский народ, кем были Рюриковичи и, наконец, как возникла сама Русь. Примерно такого же подхода придерживается сегодняшняя историческая наука.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 401.