Результаты изучения учебного предмета Биология 5-9 классы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов:

 1.11.1. Личностные результаты:

· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

· осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

· знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

· оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

· сформированость познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического восприятия живых объектов;

· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

1.11.2. Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

Познавательные УУД:

· умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

· умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

10

· умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

· умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

· умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

· умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

· умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Личностные УУД:

· уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

· осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;

· умение применять полученные знания в практической деятельности;

· умение эстетически воспринимать объекты природы;

· определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;

· умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

        Регулятивные УУД:

· умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

· умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

11

· умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

· владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

· умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

· умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

· умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

1.11.3. Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

- осуществлять элементарные биологические исследования;

- перечислять свойства живого;

- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

- сравнивать биологические объекты и процессы;

- делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

- составлять элементарные пищевые цепи;

12

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растений и животных;

- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

В ценностно-ориентационной сфере:
- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе

В сфере трудовой деятельности:
- демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
 В сфере физической деятельности:
- демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями

В эстетической сфере:
- уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 








Планируемые результаты изучения курса биологии

Учащиеся должны знать/понимать:

· значение науки Биология, ее задачи, методы и разделы

· отличительные признаки живой природы

· биосферу, как особую оболочку Земли

· устройство лупы, светового микроскопа и правила работы с ними

· строение и химический состав клеток;

13

· жизненно важные процессы, протекающие в клетках

·  разнообразие живых организмов, особенности строения бактерий, грибов, растений и животных;

·  среду обитания бактерий, грибов, растений и животных; приспособления организмов к каждой среде обитания;

· роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека

и уметь:

· пользоваться увеличительными приборами,

· готовить микропрепараты;

· соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

· находить основные части растительной клетки на микропрепаратах и в таблицах

· схематически изображать строение клетки

· распознавать организмы, относящиеся к различным царствам

· сравнивать организмы, относящиеся к различным царствам, указывать их особенности

· отличать основные виды съедобных грибов от ядовитых

· вести наблюдения;

· соблюдать правила поведения в природе;

· работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

 

Содержание учебного курса биологии

 2.1. Содержание курса

Учебный курс биологии в 5 классе строится на основе деятельностного подхода. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсия, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно действовать на личность учащегося: тренировать память, развивать научные знания, практические умения и навыки в курсе «Биология», позволяет сформировать у

14

учащихся эмоционально ценностное отношение к изучаемому материалу. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени некоторые практические работы рекомендованы в качестве домашнего задания.

В рамках реализации курса учитываются психологические и возрастные особенности обучающихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности учащихся.

Проверочные работы на уроке необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика-деятеля, для чего используются: работа с рабочей тетрадью с печатной основой, тестовые задания, работа с текстом учебника, самостоятельное проведение наблюдений в природе, постановка опытов, подготовка презентаций. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности.

  Резерв учебного времени используется на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.

 

 2.2. Тематическое планирование

№  п/п Наименование  разделов и тем Количество часов Лабораторные, работы Проверочные  работы
1 Введение 7 0  1
2 Клеточное строение организмов 6 5  1
3 Царство Бактерии 3 0  1
4 Царство Грибы 5 3  1
5 Царство Растения 9 5  1
  Резерв 4 ч.    
  Итого 34 ч. 13  5

 

15

       Введение (7 ч)

Биология— наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсия «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осенние явления в жизни растений»

Дата: 2019-07-24, просмотров: 168.