По биологии (базовый стандарт)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рабочая программа

По биологии (базовый стандарт)

Класс

Учитель: Разгуляева Анна Игоревна

Учебный год

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе ФГОС и реализует основную образовательную программу основного образования ЧОУ «Школа экономики и права".

 

1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Нормативная база

Данная рабочая программа по биологии составлена для 5 класса в соответствии со следующими документами:

1. Учебным планом частного общеобразовательного учреждения «Школы экономики и права» (ЧОУ ШЭиП Санкт-Петербурга) на 2019-2020 учебный год;

2. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

4. Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

7. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.10 2010 № 968 «Об утверждении требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

8. Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов

2

 начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089»;

9. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

10. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

11. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных

 образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089»;

12. Рекомендациями по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 г.);

13. Приказом Министерства образования и науки РФ № 74 от 01.02.2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312»;

14. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

15. Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего общего образования»;

3

16. Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

17. Письмом Министерства образования и науки РФ от 16.05.2018г. №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;

18. Законом Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге», принятым Законодательным собранием Санкт-Петербурга 26.06.2013 г. (с изменениями на 19.12.2018);

19. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2015 г. №355 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.12. 2016 года);

20. Распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 г. №810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений СПб, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;

21. Распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2019 г. № 796-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».

Сведения о программе

Рабочая программа реализуется в учебниках по биологии 5-9 классов линии для основной школы под руководством В.В. Пасечника и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Рабочая программа по биологии построена на основе:

1. Фундаментального ядра содержания основного общего образования;

2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

3. Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

4. Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

5. Программы духовно-нравственного развития и воспитаний личности.

4

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

· В.В. Пасечник Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016

· Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа,2016

· Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2016

Вид программы: типовая. 

Уровень программы – базовый стандарт.

 

1.3. Место учебного предмета в учебном плане

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Материал курса биологии в 5 классе разделен на четыре главы, которым предшествует введение.

Введение

Глава 1 «Клеточное строение организмов»

Глава 2 «Царство Бактерии»

Глава 3 «Царство Грибы»

Глава 4 «Царство Растения»

5

Цели и задачи курса

Основными целями изучения биологии в 5 классе являются:

· формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

· систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы. Которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

· освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;

· овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

· развития у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

· Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

Задачи изучения биологии в 5 классе:

· сформировать у учащихся представления о предмете «Биология», о значении биологии для человека;

· познакомить учащихся с основными отличиями живого от неживого;

· раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека;

· сформировать представления о царствах живой природы;

· сформировать у учащихся представления о строении, химическом составе и жизненно важных процессов, протекающих в клетках;

· научить учащихся работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки;

· сформировать у учащихся знания о разнообразии организмов;

· познакомить учащихся с особенностями строения бактерий, грибов, растений и животных;

· показать роль бактерий, грибов, растений и животных в природе и жизни человека.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно с учетом

7

реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

 

1.6. Количество учебных часов в соответствии с учебным планом

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения составляет – 238, из них: 34 часа (1 час в неделю) в 5, 6, 7 классах, по 68 часов (2 часа в неделю) в 8, 9 классах.

Общее число учебных часов в 5 классе – 34 (1 час в неделю). Из них: количество лабораторных работ: 13. Количество проверочных работ: 5. Экскурсия: 1.

Другие учебные пособия

1. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;

2. Таблицы, муляжи, гербарии, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др.

3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровые микроскопы.

 

8

Виды и формы контроля

Используются формы контроля знаний:

· фронтальный и индивидуальный опрос;

· тесты письменные;

· письменные домашние задания;

· творческие задания;

· индивидуальные выступления (доклады, сообщения) по теме;

· презентация творческих работ с использованием новых информационных технологий;

· промежуточные и итоговые (в том числе тестовые) проверочные работы.

 

9

Планируемые результаты изучения курса биологии

Учащиеся должны знать/понимать:

· значение науки Биология, ее задачи, методы и разделы

· отличительные признаки живой природы

· биосферу, как особую оболочку Земли

· устройство лупы, светового микроскопа и правила работы с ними

· строение и химический состав клеток;

13

· жизненно важные процессы, протекающие в клетках

·  разнообразие живых организмов, особенности строения бактерий, грибов, растений и животных;

·  среду обитания бактерий, грибов, растений и животных; приспособления организмов к каждой среде обитания;

· роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека

и уметь:

· пользоваться увеличительными приборами,

· готовить микропрепараты;

· соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

· находить основные части растительной клетки на микропрепаратах и в таблицах

· схематически изображать строение клетки

· распознавать организмы, относящиеся к различным царствам

· сравнивать организмы, относящиеся к различным царствам, указывать их особенности

· отличать основные виды съедобных грибов от ядовитых

· вести наблюдения;

· соблюдать правила поведения в природе;

· работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

 

Содержание учебного курса биологии

 2.1. Содержание курса

Учебный курс биологии в 5 классе строится на основе деятельностного подхода. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсия, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно действовать на личность учащегося: тренировать память, развивать научные знания, практические умения и навыки в курсе «Биология», позволяет сформировать у

14

учащихся эмоционально ценностное отношение к изучаемому материалу. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени некоторые практические работы рекомендованы в качестве домашнего задания.

В рамках реализации курса учитываются психологические и возрастные особенности обучающихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности учащихся.

Проверочные работы на уроке необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика-деятеля, для чего используются: работа с рабочей тетрадью с печатной основой, тестовые задания, работа с текстом учебника, самостоятельное проведение наблюдений в природе, постановка опытов, подготовка презентаций. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности.

  Резерв учебного времени используется на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.

 

 2.2. Тематическое планирование

№  п/п Наименование  разделов и тем Количество часов Лабораторные, работы Проверочные  работы
1 Введение 7 0  1
2 Клеточное строение организмов 6 5  1
3 Царство Бактерии 3 0  1
4 Царство Грибы 5 3  1
5 Царство Растения 9 5  1
  Резерв 4 ч.    
  Итого 34 ч. 13  5

 

15

       Введение (7 ч)

Биология— наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсия «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осенние явления в жизни растений»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Планируемые результаты

Выпускник научится:

· характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клетки, организмы), их практическую значимость;

· применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

· использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

· ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

· соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

· использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

20

· выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

· осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

· находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

· выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

 

Рабочая программа

по биологии (базовый стандарт)

Класс

Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.