Цель и задачи курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студенты третьего курса должны знать, что курсовая работа представляет собой логическое завершение предыдущих этапов теоретического и практического обучения в рамках курсов «Методика преподавания обществознания» и «Методика преподавания экономических дисциплин». Курсовая работа на данном этапе имеет следующие цели:

- сформировать у студента представление об организации процесса научно-исследовательской работы, его стадиях, целях и задачах;

- научить студента работать над монографией, научными и научно-методическими статьями, извлекать из них необходимое содержание;

- помочь ему освоить способы разработки и приемы организации и проведения эмпирического педагогического исследования;

- отработать методику организации накопленного фактического материала в тексте исследования;

- систематизировать полученные теоретические и практические знания по специальности;

- преобразовывать полученные в вузе теоретические знания в практические умения и навыки написания научного исследования.

Основные задачи подготовки курсовой работы таковы:

- научиться выбирать актуальные с научной и практической точек зрения темы курсовых работ и видеть, обосновывать эту актуальность;

- уметь определять цель и задачи исследования, его объект и предмет, формулировать рабочую гипотезу, находить научные работы, образующие теоретико-методологическую базу исследования;

- выбрать логику исследования, определить его структуру, составные части и соотнести их между собой, с тем, чтобы объем работы был оптимальным, позволял раскрыть тему и решить поставленные задачи;

- осуществлять эмпирическое исследование по проблеме, используя полученный материал в качестве самостоятельной части работы или как иллюстрацию к ее отдельным положениям;

- показать способность осмыслить проблему, осознать содержание работы, интерпретировать ее основные выводы и принять их в качестве собственных научных и педагогических убеждений;

- изложить работу грамотно, квалифицированно, доказательно, в письменном виде до защиты и в устном – во время защиты.

 

Требования, предъявляемые к курсовой работе

Основные требования к курсовой работе таковы:

1 – тема исследования должна быть актуальной, отвечать современной трактовке основных понятий и категорий педагогической и экономической наук,

2 – проблема исследования должна быть проанализирована достаточно глубоко, раскрываться шире, масштабнее, нежели в соответствующих разделах учебных курсов,

3 – в исследовании необходимо продемонстрировать эрудицию студента, самостоятельный подход к исследуемой теме, творческие способности,

4 – работа должна отразить умение студента логически мыслить, аргументированно и профессионально грамотно излагать отобранный материал по теме, в которой студент специализируется.

В целом курсовая работа по методике преподавания экономических дисциплин носит преимущественно теоретический характер, однако желательно, чтобы в ней присутствовала и практическая направленность в виде разработки урока в формате, соответствующем ФГОС ОО. Общий объем курсовой работы должен составлять не менее 40 страниц машинописного текста.

Все курсовые работы проходят обязательную проверку на уникальность, поэтому предоставляются научному руководителю для оценку в двух форматах одновременно – электронном и печатном. Допускается уникальность текста не менее 75%.

 

1.3 Выбор темы и составление плана курсовой работы

Выбор темы работы определяется предметной областью педагогической науки, содержанием профессиональной деятельности учителя истории и обществознании, структурой учебного плана подготовки студентов. Основой для выбора темы могут быть темы докладов и выступлений студентов на практических занятиях, списки рекомендованных тем из данного пособия, личные интересы. Правило формулировки таково: чем она конкретнее, тем лучше.

В курсовой работе студент должен продемонстрировать владение понятийным аппаратом методологии экономики, отражающим ее предметную область. Понятийный аппарат курсовой работы выполняет важнейшую роль: помогает выявить избранный объект и предмет исследования, сформулировать научную проблему, выдвинуть гипотезу.

Курсовая работа по методике преподавания экономических дисциплин – это мини-исследование выбранной проблемы. Следовательно, она должна носить исследовательский характер, а не компилировать выдержки из учебников и литературы.

Исследовательский характер работы определяется уже Введением.

В нем должны быть определены:

· актуальность проблемы исследования и степень ее изученности

· объект

· предмет

· цель и задачи исследования

· теоретические (методологические) основы исследования

· рабочая гипотеза

· методы исследования

Объектом методического исследования является процесс обучения экономическим дисциплинам.

Предметом исследования выступает конкретная методика организации процесса обучения экономическим дисциплинам в зависимости от выбранной проблемы. Это может быть методика формирования понятий, картографических умений школьников, нетрадиционных форм проведения уроков, способы формирования той или иной образовательной компетенции, содержательная и процессуальная стороны формирования толерантной личности школьника при изучении экономики и т.п.).

Цель исследования заключается, как правило, в научном обосновании и апробации методических условий и способов, обеспечивающих положительные результаты обучения по выбранной проблеме.

Задачи конкретизируют цель исследования. В их число могут входить:

- определение психолого-педагогических и методических подходов к проблеме исследования, отраженных в научной литературе,

· выявление особенностей методической работы по выбранному направлению,

· обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования,

· проведение педагогической диагностики по теме исследования,

· определение дидактических возможностей (образовательного, развивающего, воспитательного потенциала) школьных курсов экономических (отдельных учебных тем) в рамках исследовательской проблемы,

· осуществление отбора экспериментальных уроков (учебных тем),

· разработка системы познавательных заданий, приемов, средств обучения и развития учащихся в рамках выбранного методического направления,

· апробация экспериментальных уроков или элементов разработанной методики в процессе педагогической практики,

· анализ и систематизация результатов исследования.

Методологическую (научно-теоретическую) основу исследования могут составлять:

· концепция личностно-ориентированного обучения в школе,

· психологическая и дидактическая теория деятельностного и компетентностного подходов в обучении,

· теоретические положения об управлении процессом познавательной деятельности учащихся, о мотивации учения школьников,

· основы общей, возрастной и педагогической психологии,

· дидактические основы методов проблемного обучения,

· дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения и др.

Методы исследования:

· монографическое исследование литературы; теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования,

· изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы,

· методы изучения коллективных педагогических явлений (беседа, анкетирование и т.п.),

· диагностические срезы знаний и умений учащихся,

· целенаправленное педагогическое наблюдение,

· педагогическое тестирование,

· анализ творческих и письменных работ учащихся,

· апробация экспериментальной модели (приемов) обучения.

· обработка экспериментальных данных с применением количественных (статистических и математических) методов.

Рабочая гипотеза – предположение, которое доказывается или опровергается в процессе исследования. Она определяется в результате изучения литературы, опыта работы по проблеме исследования или личного опыта автора и формулируется путем перечисления тех взаимосвязанных условий, которые, по мнению автора, обеспечивают эффективность решения поставленных методических задач по исследуемой проблеме.

Структура работы.

Первой частью курсовой работы является «Введение» (его основные компоненты указаны выше).

Основное содержание может быть представлено в двух главах

В первой главе характеризуются теоретические основы проблемы исследования. В параграфах главы может быть дан аналитический обзор литературы, показан вклад различных авторов в разработку проблемы, раскрыта ее сущность и дана трактовка основных положений. В выводах по главе должна звучать оценка современного состояния и изученности проблемы. Можно обратить внимание на спорные и нерешенные аспекты исследуемой темы. Уместной окажется и формулировка рабочей гипотезы исследования.

Вторая глава должна отражать практику преподавания и методику изучения вопросов экономики в контексте исследуемой проблемы. Здесь может быть представлен накопленный педагогический опыт, дана характеристика конкретных методических подходов к организации обучения, показаны результаты диагностического анкетирования или срезов знаний, умений учащихся. Наиболее ценным окажется представление и описание личных методических находок по теме курсовой работы, характеристика апробированных уроков, приемов и средств обучения, а также анализ результатов их экспериментальной апробации.

Глава завершается выводами, подтверждающими, корректирующими или опровергающими рабочую гипотезу.

В «Заключении» дается краткое резюме по основному содержанию исследованной темы и выполнению поставленных задач.

Завершается курсовая работа списком использованной литературы. Она должна быть систематизирована по алфавиту и сгруппирована по монографиям (исследованиям) и публицистическим материалам, опубликованным в периодических изданиях. Использованные Интернет-ресурсы указываются отдельно.

Существенным дополнением могут служить Приложения. Они включают наглядные, дидактические материалы, исторические тексты, работы учащихся, образцы анкет и другие средства, конкретизирующие и подтверждающие результаты методического исследования автора.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 152.