Биологическая лаборатория «Я познаю мир»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся 11 – 13 лет
Срок реализации программы – 2 года
Автор-составитель – Мещерякова Светлана Николаевна,
учитель биологии
пос. Фруктовая, 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Биология вокруг нас» для 5 класса разработана в соответствии:
· с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ;
· с Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
· с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки от29.08.2013 №1008);
· санитарно–эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015 г., зарегистрированными в Министерстве Юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;
· с Положением о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564);
· с учётом результатов внеучебных достижений обучающихся (приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 №2499);
· с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
Программа разработана для обучающихся 5 – 6 классов разного уровня подготовки. Являясь дополнительной общеразвивающей программой естественно-научного направления, она способствует развитию интеллектуальной сферы личности обучающихся, позволяет расширить собственные представления об окружающей природе, творчески применить знания при проведении учебно-исследовательских работ. Реализовать деятельностный подход в обучении биологии при проведении внеурочных занятий помогают экскурсии, практико-ориентированные творческие задания, участие в викторинах и конкурсах, выполнение лабораторных работ, создание коллажей и т. д. В программе для развития метапредметных компетенций школьников отведены часы для обучения и организации работы над исследовательскими проектами по биологии. Таким образом, одним из направлений реализации программы является проектно-исследовательская деятельность обучающихся.
Программа биологической лаборатории «Я познаю мир» для обучающихся 5 – 6 классов актуальна тем, что она объединяет в себе информацию по основным вопросам биологии, в частности затрагиваются интересные особенности развития растений, животных, грибов. Рассматриваются вопросы познания человека на приемлемом для обучающихся уровне. Программный материал позволяет сформировать бережное отношение к биологическим объектам и экологическое сознание обучающихся, провести проектные и исследовательские работы. Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с экологией, химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология».
Дополнительная общеразвивающая программа биологической лаборатории «Я познаю мир» реализует следующие цели:
· создание условий для удовлетворения познавательной и образовательной потребности обучающихся в биологической деятельности, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном развитии;
· развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству через исследовательские проекты и творческие задания;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской» Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012)
Личностные задачи:
· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания на научной основе;
· формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, эстетического восприятия живых объектов;
· формирование активной гражданской позиции в вопросах биолого-экологического образования;
· осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках учебной исследовательской и творческой деятельности обучающихся;
· совершенствование культуры общения и положительной социализации в обществе;
· оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
· формирование экологического мышления – умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметные задачи:
· формирование и развитие умений и навыков работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать её, преобразуя из одной формы в другую;
· проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты, сравнивать, классифицировать, строить логические умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
· формирование умения и навыка видеть проблему, выдвигать план её реализации самостоятельно или в содружестве с другими участниками обучения;
· формирование умения строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участвовать в коллективном обсуждении проблем и аргументировать свою позицию.
Образовательные(предметные) задачи:
· понимать смысл биологических терминов;
· характеризовать и применять методы биологической науки (наблюдение, измерение, эксперимент), осуществлять элементарные биологические исследования;
· устанавливать и объяснять взаимосвязь особенностей строения живых организмов с условиями среды их обитания;
· обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения видового многообразия живых существ;
· формирование умений безопасного выполнения лабораторных и практических работ с биологическими инструментами, приборами, химическими реактивами;
· формирование умения оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ядовитыми растениями.
Программа ориентирована на обучающихся 11-13 лет, предполагает их активное общение в группах, их сотрудничество.
Срок реализации программы – 2 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 144 часа, по 72 часа в год. Режим занятий – 2 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 45 минут.
Форма обучения – очная. Организация образовательного процесса – биологическая лаборатория «Я познаю мир».
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся должны знать :
· определение основных экологических понятий;
· биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости экосистем;
· многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
· основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
· основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
· какую пользу приносят представители животного мира;
· съедобные и ядовитые растения своей местности;
· лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их;
· редкие и охраняемые виды растений и животных Московской области;
· влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
· значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
· современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы.
Обучающиеся должны уметь :
· узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
· ухаживать за домашними животными и птицами;
· выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
· применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
· ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
· доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
· предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
· наблюдать предметы и явления природы;
· оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
· подготовить доклад, презентацию;
· ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 287.