Естественнонаучной направленности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Биологическая лаборатория «Я познаю мир»

(базовый уровень)

 

 

 

Возраст обучающихся 11 – 13 лет

 

 

Срок реализации программы – 2 года

 

Автор-составитель – Мещерякова Светлана Николаевна,

учитель биологии

 

пос. Фруктовая, 2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Биология вокруг нас» для 5 класса разработана в соответствии:

· с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ;

· с Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);

· с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки от29.08.2013 №1008);

· санитарно–эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015 г., зарегистрированными в Министерстве Юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;

· с Положением о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564);

· с учётом результатов внеучебных достижений обучающихся (приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 №2499);

· с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

 

Программа разработана для обучающихся 5 – 6 классов разного уровня подготовки. Являясь дополнительной общеразвивающей программой естественно-научного направления, она способствует развитию интеллектуальной сферы личности обучающихся, позволяет расширить собственные представления об окружающей природе, творчески применить знания при проведении учебно-исследовательских работ. Реализовать деятельностный подход в обучении биологии при проведении внеурочных занятий помогают экскурсии, практико-ориентированные творческие задания, участие в викторинах и конкурсах, выполнение лабораторных работ, создание коллажей и т. д. В программе для развития метапредметных компетенций школьников отведены часы для обучения и организации работы над исследовательскими проектами по биологии.  Таким образом, одним из направлений реализации программы является проектно-исследовательская деятельность обучающихся.

Программа биологической лаборатории «Я познаю мир» для обучающихся 5 – 6 классов актуальна тем, что она объединяет в себе информацию по основным вопросам биологии, в частности затрагиваются интересные особенности развития растений, животных, грибов. Рассматриваются вопросы познания человека на приемлемом для обучающихся уровне. Программный материал позволяет сформировать бережное отношение к биологическим объектам и экологическое сознание обучающихся, провести проектные и исследовательские работы. Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с экологией, химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология».

 

Дополнительная общеразвивающая программа биологической лаборатории «Я познаю мир» реализует следующие цели:

· создание условий для удовлетворения познавательной и образовательной потребности обучающихся в биологической деятельности, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном развитии;

· развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству через исследовательские проекты и творческие задания;

· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

Задачи в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской» Федерации»  (№273-ФЗ от 29.12.2012)

Личностные задачи:

· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания на научной основе;

· формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, эстетического восприятия живых объектов;

· формирование активной гражданской позиции в вопросах биолого-экологического образования;

· осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках учебной исследовательской и творческой деятельности обучающихся;

· совершенствование культуры общения и положительной социализации в обществе;

· оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

· формирование экологического мышления – умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Метапредметные задачи:

· формирование и развитие умений и навыков работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать её, преобразуя из одной формы в другую;

· проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты, сравнивать, классифицировать, строить логические умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

· формирование умения и навыка видеть проблему, выдвигать план её реализации самостоятельно или в содружестве с другими участниками обучения;

· формирование умения строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участвовать в коллективном обсуждении проблем и аргументировать свою позицию.

 

Образовательные(предметные)  задачи:

· понимать смысл биологических терминов;

· характеризовать и применять методы биологической науки (наблюдение, измерение, эксперимент), осуществлять элементарные биологические исследования;

· устанавливать и объяснять взаимосвязь особенностей строения живых организмов с условиями среды их обитания;

· обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения видового многообразия живых существ;

· формирование умений безопасного выполнения лабораторных и практических работ с биологическими инструментами, приборами, химическими реактивами;

· формирование умения оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ядовитыми растениями.

Программа ориентирована на обучающихся 11-13 лет, предполагает их активное общение в группах, их сотрудничество.

Срок реализации программы – 2 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 144 часа, по 72 часа в год. Режим занятий – 2 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 45 минут.    

Форма обучения – очная. Организация образовательного процесса – биологическая лаборатория «Я познаю мир». 

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать :

· определение основных экологических понятий;

· биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости экосистем;

· многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

· основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

· основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

·  какую пользу приносят представители животного мира;

· съедобные и ядовитые растения своей местности;

· лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их;

· редкие и охраняемые виды растений и животных Московской области;

· влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

· значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

· современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы.

Обучающиеся должны уметь :

· узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

· ухаживать за домашними животными и птицами;

· выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

· применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;

· ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

· доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

· предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

· наблюдать предметы и явления природы;

· оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

· подготовить доклад, презентацию;

· ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.