Дополнительная общеразвивающая программа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дополнительная общеразвивающая программа

Естественнонаучной направленности

 Биологическая лаборатория «Я познаю мир»

(базовый уровень)

 

 

 

Возраст обучающихся 11 – 13 лет

 

 

Срок реализации программы – 2 года

 

Автор-составитель – Мещерякова Светлана Николаевна,

учитель биологии

 

пос. Фруктовая, 2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Биология вокруг нас» для 5 класса разработана в соответствии:

· с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ;

· с Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);

· с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки от29.08.2013 №1008);

· санитарно–эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015 г., зарегистрированными в Министерстве Юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;

· с Положением о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564);

· с учётом результатов внеучебных достижений обучающихся (приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 №2499);

· с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

 

Программа разработана для обучающихся 5 – 6 классов разного уровня подготовки. Являясь дополнительной общеразвивающей программой естественно-научного направления, она способствует развитию интеллектуальной сферы личности обучающихся, позволяет расширить собственные представления об окружающей природе, творчески применить знания при проведении учебно-исследовательских работ. Реализовать деятельностный подход в обучении биологии при проведении внеурочных занятий помогают экскурсии, практико-ориентированные творческие задания, участие в викторинах и конкурсах, выполнение лабораторных работ, создание коллажей и т. д. В программе для развития метапредметных компетенций школьников отведены часы для обучения и организации работы над исследовательскими проектами по биологии.  Таким образом, одним из направлений реализации программы является проектно-исследовательская деятельность обучающихся.

Программа биологической лаборатории «Я познаю мир» для обучающихся 5 – 6 классов актуальна тем, что она объединяет в себе информацию по основным вопросам биологии, в частности затрагиваются интересные особенности развития растений, животных, грибов. Рассматриваются вопросы познания человека на приемлемом для обучающихся уровне. Программный материал позволяет сформировать бережное отношение к биологическим объектам и экологическое сознание обучающихся, провести проектные и исследовательские работы. Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с экологией, химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология».

 

Дополнительная общеразвивающая программа биологической лаборатории «Я познаю мир» реализует следующие цели:

· создание условий для удовлетворения познавательной и образовательной потребности обучающихся в биологической деятельности, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном развитии;

· развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству через исследовательские проекты и творческие задания;

· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

Задачи в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской» Федерации»  (№273-ФЗ от 29.12.2012)

Личностные задачи:

· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания на научной основе;

· формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, эстетического восприятия живых объектов;

· формирование активной гражданской позиции в вопросах биолого-экологического образования;

· осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках учебной исследовательской и творческой деятельности обучающихся;

· совершенствование культуры общения и положительной социализации в обществе;

· оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

· формирование экологического мышления – умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Метапредметные задачи:

· формирование и развитие умений и навыков работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать её, преобразуя из одной формы в другую;

· проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты, сравнивать, классифицировать, строить логические умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

· формирование умения и навыка видеть проблему, выдвигать план её реализации самостоятельно или в содружестве с другими участниками обучения;

· формирование умения строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участвовать в коллективном обсуждении проблем и аргументировать свою позицию.

 

Образовательные(предметные)  задачи:

· понимать смысл биологических терминов;

· характеризовать и применять методы биологической науки (наблюдение, измерение, эксперимент), осуществлять элементарные биологические исследования;

· устанавливать и объяснять взаимосвязь особенностей строения живых организмов с условиями среды их обитания;

· обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения видового многообразия живых существ;

· формирование умений безопасного выполнения лабораторных и практических работ с биологическими инструментами, приборами, химическими реактивами;

· формирование умения оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ядовитыми растениями.

Программа ориентирована на обучающихся 11-13 лет, предполагает их активное общение в группах, их сотрудничество.

Срок реализации программы – 2 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 144 часа, по 72 часа в год. Режим занятий – 2 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 45 минут.    

Форма обучения – очная. Организация образовательного процесса – биологическая лаборатория «Я познаю мир». 

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать :

· определение основных экологических понятий;

· биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости экосистем;

· многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

· основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

· основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

·  какую пользу приносят представители животного мира;

· съедобные и ядовитые растения своей местности;

· лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их;

· редкие и охраняемые виды растений и животных Московской области;

· влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

· значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

· современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы.

Обучающиеся должны уметь :

· узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

· ухаживать за домашними животными и птицами;

· выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

· применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;

· ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

· доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

· предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

· наблюдать предметы и явления природы;

· оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

· подготовить доклад, презентацию;

· ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

 

Печатные пособия

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».

Микробиологические препараты растений, животных, грибов.

Наборы картинок в соответствии с тематикой.

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I , Ботаника II

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Раздаточные

Микроскопы оптические

Комплекты «Микролаборатория по биологии»

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лупа ручная

Транспаранты

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Я познаю мир»

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал, проводить, оформлять и защищать самостоятельные учебные исследования и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений, выполнение посильной работы экологической направленности. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

I . Введение (10 час)

Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Понятие биологии как науки о живом. Биологические дисциплины. Экология как раздел биологии. Определение биосферы, границы биосферы, особенности антропогенного влияния на развитие биосферы. Современное её состояние. Взаимное влияние организмов, создание и изменение среды обитания. Определение и классификация сред обитания. Особенности приспособления организмов к среде обитания. 

II . Методы биологического познания (6 часов)

Методы биологического познания: наблюдения, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Исследовательская деятельность как вид учебной деятельности. Структура и содержание исследовательского проекта. Методологические характеристики исследования: актуальность, проблема исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, тема, цель, задачи и методы исследования, новизна.

Список литературы

Для учителя

1. Александрова В. П., Болгова И. В., Нифантьева Е. А. Экология живых олрганизмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6 – 7 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 144 с., [8] с. цв. илл.

2. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.

3. Бурцева О. Ю. Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете новых требований образовательных стандартов/ Учебно-методическое пособие – М. Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 64 с.

4. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).

5. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).

 

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education

4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

5.  http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

Дополнительная литература:

1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,

2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего теория практика I  Введение 10 8 2 Тестирование II Методы биологического познания 6 2 4 Разработка памятки III Занимательный мир биологии 12 4 8 Практикумы, проекты IV Экология растений, животных, грибов и бактерий 20 8 12 Творческие задания, практические работы, проекты V Растения в нашей жизни 24 8 16 Практикумы VI Такие разные животные 22 12 10 Практические работы, отчёты VII Взаимосвязи живых организмов в экосистемах 18 6 12 Практикумы, десанты, тестирование, защита проектов VIII Познаём себя   32 10 22 Тестирование, проектирование, участие в олимпиадах и научно-практических конференциях ИТОГО 144 58 86

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Фруктовская СОШ»

И. Н. Никонова _______________

«__»_____________2019 г.

 


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

I.Введение (10 час)

1 06.09.18 Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Биология – наука о живом 2 Беседа, рассказ, обсуждение Текущий контроль 2 13.09.18 Всероссийский экоурок по раздельному сбору мусора 2 Дидактическая игра, презентация Фотоотчёт 3 20.09.18 Биологические дисциплины. Экология как раздел биологии. Экологические проблемы Луховицкого района 2 Рассказ, обсуждение. Поиск решения проблем Составление диагностической карты 4 27.09.18 Биосфера и её границы. Особенности антропогенного влияния. Современное состояние биосферы. 2 Просмотр видеофильма, обсуждение Текущий 5 04.10.18 Организм и среда обитания.  Приспособленность организмов к среде обитания 2 Групповая работа. Презентация с разбором биологических задач Промежуточный

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дополнительная общеразвивающая программа

Дата: 2019-07-24, просмотров: 215.