Содержание:
Методы работы с учащимся на начальном этапе обучения: индивидуальные занятия, игра в ансамбле, групповая импровизация (по С. Мильтоняну).
Понятность и доступность учебного материала. Развитие ладового, гармонического, динамического, тембрового слуха, ритма, памяти.
Развитие слуховых и образных представлений. Учет индивидуальных особенностей учащегося.
Организация домашних занятий. Рефлексия. Контакт с родителями. Роль личности учителя в развитии и обучении на начальном этапе Методы воспитания интереса к занятиям. Эмоциональная поддержка учащегося.
Тема 11: «Развитие мышечных игровых ощущений учащегося»
Содержание:
Воспитание технического и художественного равновесия на основе сознательной работы над возникающими проблемами мышечных игровых ощущений учащегося. Необходимость ясного представления о трудностях исполнительских ощущений и методах их преодоления.
Значение пластичности мышц всего тела при игре на инструменте.
Психологический настрой на свободу мышц тела.
Комплекс упражнений на освобождение различных участков тела.
Тема 12: «Изучение позиций и их соединение»
Содержание:
Позиции и их смены. Подготовительные упражнения на скольжение пальцев и движение левой руки вдоль грифа. Свобода левой руки — необходимое условие при смене позиций.
Типы переходов. Понятие glissando и portamento (по К. Флешу).
Внепозиционная игра (Е. Камилларов и К. Векслер). Координация переходов и движения смычка.
К. Давыдов — основоположник системы смен позиций на виолончели. Основные правила смены позиций. Роль открытых струн и флажолетов.
Особенности смен позиций на контрабасе. Позиционная и межпозиционная игра.
Тема 13: «Аппликатура»
Содержание:
Аппликатура — способ расположения и чередования пальцев для исполнения определенного музыкального звукоряда на инструменте и обозначение этого способа в нотном тексте.
Аппликатура как художественное и техническое средство исполнения.
Связь аппликатуры с тембром, фразировкой, динамикой, ритмом, интонацией, вибрацией. Аппликатура и музыкальный стиль.
Аппликатура и индивидуальное строение руки.
Аппликатурные приемы при игре на виолончели. Ставка и виды ее применения. «Шарнир» К. Давыдова.
Виды аппликатуры на контрабасе: нормальная, расширенная, суженная, комбинированная, аккордовая и др.
Флажолеты и их использование на струнных смычковых инструментах.
Тема14: «Работа над звуком»
Содержание:
Звук — важнейшее средство художественной выразительности. Музыкально-слуховые представления — основа работы над звуком. Воспитание критерия звучания. Певучесть звука.
Факторы разнообразия звукоизвлечения: точка касания смычка со струной, вес смычка, скорость движения смычка по струне, наклон трости, использование ленты волоса, плотность контакта смычка со струной, динамические оттенки, различные виды атаки. Акценты. Распределение смычка.
Роль постановки и движений правой руки в качественном звукоизвлечении.
Тема 16: «Работа над техникой исполнения двойных нот и аккордов»
Содержание:
Планомерная работа над двойными нотами. Развитие внутреннего слуха для овладения техникой исполнения двойных нот. Готовность левой руки — свобода от излишних мышечных напряжений. Положение локтя левой руки. Расположение пальцев в разных интервалах. Эластичность переходов.
Двойные ноты и интонация.
Качественное звукоизвлечение в двойных нотах. Вопросы вибрации в двойных нотах.
Работа над развитием полифонического мышления. Техника исполнения аккордов.
Тема 17: «Вибрато»
Содержание:
Вибрато как средство художественной выразительности.
Вибрато как прием, заключающийся в колебании пальцев левой руки на струне и изменении звука.
Исторический аспект возникновения и развития приема вибрато.
Физические характеристики вибрато: скорость, амплитуда и варианты их использования в зависимости от художественной задачи.
Виды вибрато: кистевое, локтевое, смешанное.
Координация вибрато, звукоизвлечения, интонации. Вибрато и динамика. Вибрато в двойных нотах. Вибрато и смены позиций.
Связь вибрато со стилем и характером музыки.
Приемы вибрато у виолончелистов и контрабасистов.
Недостатки вибрационного движения. Способы исправления некачественного вибрато.
Тема 18: «Штрихи»
Содержание:
Взаимосвязь и зависимость исполнения штрихов от стиля и характера музыки.
Различие штрихов по протяженности или краткости, напевности или остроте звучности.
Осознанная работа над штрихами и мышечными ощущениями. Координация рук при работе над штрихами.
Работа над атакой звука. Акценты и способы их исполнения. Штрихи и артикуляция.
Классификация штрихов и их выразительное значение:
— группа протяжных штрихов: son file, legato, detache, portato, bariolage;
— группа маркированных штрихов: martele, твердое staccato, штрих Виотти, пунктирный штрих;
— группа прыгающих и бросковых штрихов: sautille, staccato voland, spiccato, ricochet (saltando).
Последовательность изучения штрихов — от основных штрихов (detache и legato) к их многообразию.
Значение изучения этюдов в овладении штрихами.
Pizzicato как особый прием игры на струнных смычковых инструментах.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 250.