ТЕМА 1: «Основные дидактические принципы обучения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 1: «Основные дидактические принципы обучения.

Профессиограмма учителя детской школы искусств»

Содержание:

Введение

Цели, задачи, общая характеристика учебной дисциплины. Значение методики обучения игре на инструменте в профессиональной подго­товке специалистов. Межпредметные связи с учебными дисциплинами профессионального компонента.

Тема: Основные дидактические принципы обучения

Принципы и правила обучения.

—системности и последовательности;

—активности и сознательности;

—доступности и посильности;

—инициативности, самостоятельности;

—развивающего характера обучения;

—воспитывающего характера обучения

Возрастные периоды психологических изменений в развитии ребенка:

—от рождения до года;

—раннее детство (от 1 до 3 лет);

—дошкольный период (3—7 лет);

—младший школьник (7—10 лет);

—подростковый период (11—14 лет);

—старший школьный возраст (14—18 лет).

Значение знаний возрастных особенностей учащихся и их учет в педагогической работе. Особенности индивидуального развития детей. Гуманистические и мировоззренческие основы педагогики.

Тема  Профессиограмма учителя детской школы искусств

Профессиограмма, определяющая требования к уровню компетент­ности и личностных качеств учителя детской школы искусств. Составляющие профессиограммы:

—владение знаниями (общекультурными, музыкальными, педаго­гическими, психологическими и др.);

—владение способностями (творческими, коммуникативными, организаторскими, аналитическими, прогностическими и др.);

—личностные качества (терпение, смелость, настойчивость, целе­устремленность, требовательность, тактичность и др.)

 

 

Тема2: «Музыкальный слух»

Содержание:

Ведущая роль музыкального слуха в процессе обучения игре на инструменте. Систематическая работа над развитием слуха.

Слух звуковысотный, тембровый, ладовый, динамический.

Роль внутреннего слуха и основной принцип современной мето­дики: «вижу, слышу, играю, поправляю» (А. Готсдинер).

«Зонная природа» интонационного слуха (по Н. Гарбузову). Трудно­сти звуковысотного интонирования на струнных инструментах. Значение предслышания и координации слуховых и двигательных ощущений.

Слуховой контроль.     

Тема 3: «Музыкальный ритм»

Содержание:

Тема Музыкальный ритм

Ритм — организующий элемент в музыке, живой пульс в произве­дении. «В начале был ритм» (Ганс фон Бюлов). Ритмическое сольфед-жирование.

Методы музыкально-ритмического воспитания в системах Э. Жака-Далькроза, К. Орфа.

Понятия метроритма и темпоритма.

Чувство ритмической пульсации, темпа, цезур, полиритмии, рубато. Типичные ритмические недостатки у учащихся и способы их устранения.

Тема 4: «Музыкальная память»

Содержание:

Тема Музыкальная память

Музыкальная память — часть общей памяти человека. Виды музыкачь-ной памяти: слуховая, зрительная, тактильная, моторная (мускульная).

Особенности исполнительской памяти: запоминание на основе ассо­циаций, образного содержания, средств выразительности и приемов исполнения.

Виды памяти на основе ассоциаций в психологии:

—словесно-логическая;

—образная;

—эмоциональная.

—Систематическая работа над укреплением памяти.

Тема 5:

«Диагностика музыкальных способностей»

Содержание:

Формы организации и проведения приемных экзаменов. Методики определения музыкальных способностей. Основные музыкально-исполнительские качества, выявляемые на экзаменах:

—музыкальные данные (звуковысотный и тембровый слух, ритм, память);

—тип темперамента;

—двигательно-анатомические особенности,

—личностные качества (организованность, работоспособность, воля, заинтересованность в обучении и др.).

Атмосфера приемных испытаний.

 

Тема 6: «История развития и анализ наиболее

Известных школ обучения на струнных

Смычковых инструментах»

Содержание:

Скрипичные школы Ш. Берио, К. Флеша, К. Родионова, А. Григо­ряна, Т. Захарьиной, К. Фортунатова, В. Якубовской, С. Шальмана, Ш. Сузуки и др.

Виолончельные школы К. Давыдова, А. Дружинина, Р. Сапожни-кова и др.

Краткий обзор основных методических рекомендаций к сборникам школ для струнных смычковых инструментов.

Тема 7: «Общие вопросы постановки»

Содержание:

Постановка как процесс приспособления учащегося к инструменту с учетом его индивидуальности. Понятие перспективности поста­новки. Естественность постановки в определенных профессиональных условиях.

Мышечная свобода — основной принцип овладения постановкой.

Единство двигательными и слуховыми представлениями.

Объективные положения физиологии, анатомии и механики — основа общих норм и правил постановки.

Положение корпуса и ног. Точки опоры инструмента.

Индивидуальный выбор оснащения инструмента. История возник­новения подбородника и подушечки (мостика) и их значение в форми­ровании игрового аппарата скрипачей и альтистов.

Посадка виолончелиста. Шпили — прямой и кривой.

Игра на контрабасе — варианты сидя и стоя.

Дозвуковой период обучения — система подготовительных упраж­нений игры на струнных смычковых инструментах.

Тема 8: «Общие вопросы постановки левой руки»

Содержание:

Тема Основные принципы постановки левой руки

Исторические изменения в постановке левой руки в связи со сменой художественных представлений и стилей

Направление расположения инструмента. Угол наклона инстру­мента. Положение головы. Функции и положения руки, кисти и паль­цев. «Хватательный» рефлекс большого и указательного пальцев. Поло­жение мизинца.

Положение левой руки при игре на виолончели и контрабасе.

Основные движения пальцев. Баланс между нажимом пальцев на струну, качеством звучания и освобождением мышц. Упражнения дтя левой руки.

Недостатки в постановке левой руки и их устранение.

Тема 9: «Общие вопросы постановки правой руки»

Содержание:

Тема Основные принципы постановки правой руки

Правая рука — «голос» струнного смычкового инструмента. Рас­положение пальцев на трости и роль каждого из них в процессе звуко-извлечения. Положение и роль большого пальца.

Игровая точка смычка. Наклон трости.

Основные движения руки в разных частях смычка.

Изменение плоскости движения руки при смене струн. Смена смычка. Фингерштрих.

Два типа смычка в контрабасовом исполнительстве и способы их держания.

Постоянная связь игровых ощущений и звукоизвлечения. Типичные недостатки в постановке правой руки и способы их исправления.

Тема 13: «Аппликатура»

Содержание:

Аппликатура — способ расположения и чередования пальцев для исполнения определенного музыкального звукоряда на инстру­менте и обозначение этого способа в нотном тексте.

Аппликатура как художественное и техническое средство испол­нения.

Связь аппликатуры с тембром, фразировкой, динамикой, ритмом, интонацией, вибрацией. Аппликатура и музыкальный стиль.

Аппликатура и индивидуальное строение руки.

Аппликатурные приемы при игре на виолончели. Ставка и виды ее применения. «Шарнир» К. Давыдова.

Виды аппликатуры на контрабасе: нормальная, расширенная, сужен­ная, комбинированная, аккордовая и др.

Флажолеты и их использование на струнных смычковых инструментах.

 

Тема14: «Работа над звуком»

Содержание:

Звук — важнейшее средство художественной выразительности. Музыкально-слуховые представления — основа работы над звуком. Воспитание критерия звучания. Певучесть звука.

Факторы разнообразия звукоизвлечения: точка касания смычка со струной, вес смычка, скорость движения смычка по струне, наклон трости, использование ленты волоса, плотность контакта смычка со струной, динамические оттенки, различные виды атаки. Акценты. Рас­пределение смычка.

Роль постановки и движений правой руки в качественном звукоизвлечении.

Тема 17: «Вибрато»

Содержание:

Вибрато как средство художественной выразительности.

Вибрато как прием, заключающийся в колебании пальцев левой руки на струне и изменении звука.

Исторический аспект возникновения и развития приема вибрато.

Физические характеристики вибрато: скорость, амплитуда и варианты их использования в зависимости от художественной задачи.

Виды вибрато: кистевое, локтевое, смешанное.

Координация вибрато, звукоизвлечения, интонации. Вибрато и дина­мика. Вибрато в двойных нотах. Вибрато и смены позиций.

Связь вибрато со стилем и характером музыки.

Приемы вибрато у виолончелистов и контрабасистов.

Недостатки вибрационного движения. Способы исправления нека­чественного вибрато.

Тема 18: «Штрихи»

Содержание:

Взаимосвязь и зависимость исполнения штрихов от стиля и харак­тера музыки.

Различие штрихов по протяженности или краткости, напевности или остроте звучности.

Осознанная работа над штрихами и мышечными ощущениями. Координация рук при работе над штрихами.

Работа над атакой звука. Акценты и способы их исполнения. Штрихи и артикуляция.

Классификация штрихов и их выразительное значение:

— группа протяжных штрихов: son file, legato, detache, portato, bariolage;

— группа маркированных штрихов: martele, твердое staccato, штрих Виотти, пунктирный штрих;

— группа прыгающих и бросковых штрихов: sautille, staccato voland, spiccato, ricochet (saltando).

Последовательность изучения штрихов — от основных штрихов (detache и legato) к их многообразию.

Значение изучения этюдов в овладении штрихами.

Pizzicato как особый прием игры на струнных смычковых инстру­ментах.

Работы»

Содержание:

Единство обучающих и воспитательных задач в образовательном процессе. Роль учителя в воспитании учащегося. Индивидуальный под­ход в обучении и воспитании.

Внеклассная воспитательная работа как возможность практического воплощения учащимися полученных знаний, умений и навыков.

Формы внеклассной воспитательной работы:

— индивидуальные беседы;

— совместное музицирование;

— концертно-творческая деятельность (отчетные концерты школы, отделения, класса учителя; тематические выступления, посвященные праздничным памятным датам; тематические вечера и др.)

—участие в фестивалях и конкурсах юных музыкантов;

—открытые уроки для родителей и учащихся и т. д.

Мелкий ремонт»

Содержание:

Правила ухода за инструментом. Бережное обращение. Умение делать мелкий ремонт.

Колки. Наличие специальной мастики для смазки колков. Качество струн.

Подставка (толщина ножек скрипичной подставки — не менее 4,5 мм, альтовой — 6 мм, виолончельной — 12 мм). Наклон подставки. Душка — регулятор звука.

Подбородник у скрипки и альта — устойчивость и удобство. Инди­видуальный подбор формы и размера.

Подгриф со встроенными машинками для скрипачей младших классов. Подушечка (мостик).

Высота шпиля у виолончелистов и контрабасистов. Смычок. Уход за тростью и волосом.

Пульт для нот — установка высоты по отношению к корпусу и глазам.

ТЕМА 1: «Основные дидактические принципы обучения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 168.