ТЕМА 1: «Основные дидактические принципы обучения.
Профессиограмма учителя детской школы искусств»
Содержание:
Введение
Цели, задачи, общая характеристика учебной дисциплины. Значение методики обучения игре на инструменте в профессиональной подготовке специалистов. Межпредметные связи с учебными дисциплинами профессионального компонента.
Тема: Основные дидактические принципы обучения
Принципы и правила обучения.
—системности и последовательности;
—активности и сознательности;
—доступности и посильности;
—инициативности, самостоятельности;
—развивающего характера обучения;
—воспитывающего характера обучения
Возрастные периоды психологических изменений в развитии ребенка:
—от рождения до года;
—раннее детство (от 1 до 3 лет);
—дошкольный период (3—7 лет);
—младший школьник (7—10 лет);
—подростковый период (11—14 лет);
—старший школьный возраст (14—18 лет).
Значение знаний возрастных особенностей учащихся и их учет в педагогической работе. Особенности индивидуального развития детей. Гуманистические и мировоззренческие основы педагогики.
Тема Профессиограмма учителя детской школы искусств
Профессиограмма, определяющая требования к уровню компетентности и личностных качеств учителя детской школы искусств. Составляющие профессиограммы:
—владение знаниями (общекультурными, музыкальными, педагогическими, психологическими и др.);
—владение способностями (творческими, коммуникативными, организаторскими, аналитическими, прогностическими и др.);
—личностные качества (терпение, смелость, настойчивость, целеустремленность, требовательность, тактичность и др.)
Тема2: «Музыкальный слух»
Содержание:
Ведущая роль музыкального слуха в процессе обучения игре на инструменте. Систематическая работа над развитием слуха.
Слух звуковысотный, тембровый, ладовый, динамический.
Роль внутреннего слуха и основной принцип современной методики: «вижу, слышу, играю, поправляю» (А. Готсдинер).
«Зонная природа» интонационного слуха (по Н. Гарбузову). Трудности звуковысотного интонирования на струнных инструментах. Значение предслышания и координации слуховых и двигательных ощущений.
Слуховой контроль.
Тема 3: «Музыкальный ритм»
Содержание:
Тема Музыкальный ритм
Ритм — организующий элемент в музыке, живой пульс в произведении. «В начале был ритм» (Ганс фон Бюлов). Ритмическое сольфед-жирование.
Методы музыкально-ритмического воспитания в системах Э. Жака-Далькроза, К. Орфа.
Понятия метроритма и темпоритма.
Чувство ритмической пульсации, темпа, цезур, полиритмии, рубато. Типичные ритмические недостатки у учащихся и способы их устранения.
Тема 4: «Музыкальная память»
Содержание:
Тема Музыкальная память
Музыкальная память — часть общей памяти человека. Виды музыкачь-ной памяти: слуховая, зрительная, тактильная, моторная (мускульная).
Особенности исполнительской памяти: запоминание на основе ассоциаций, образного содержания, средств выразительности и приемов исполнения.
Виды памяти на основе ассоциаций в психологии:
—словесно-логическая;
—образная;
—эмоциональная.
—Систематическая работа над укреплением памяти.
Тема 5:
«Диагностика музыкальных способностей»
Содержание:
Формы организации и проведения приемных экзаменов. Методики определения музыкальных способностей. Основные музыкально-исполнительские качества, выявляемые на экзаменах:
—музыкальные данные (звуковысотный и тембровый слух, ритм, память);
—тип темперамента;
—двигательно-анатомические особенности,
—личностные качества (организованность, работоспособность, воля, заинтересованность в обучении и др.).
Атмосфера приемных испытаний.
Тема 6: «История развития и анализ наиболее
Известных школ обучения на струнных
Смычковых инструментах»
Содержание:
Скрипичные школы Ш. Берио, К. Флеша, К. Родионова, А. Григоряна, Т. Захарьиной, К. Фортунатова, В. Якубовской, С. Шальмана, Ш. Сузуки и др.
Виолончельные школы К. Давыдова, А. Дружинина, Р. Сапожни-кова и др.
Краткий обзор основных методических рекомендаций к сборникам школ для струнных смычковых инструментов.
Тема 7: «Общие вопросы постановки»
Содержание:
Постановка как процесс приспособления учащегося к инструменту с учетом его индивидуальности. Понятие перспективности постановки. Естественность постановки в определенных профессиональных условиях.
Мышечная свобода — основной принцип овладения постановкой.
Единство двигательными и слуховыми представлениями.
Объективные положения физиологии, анатомии и механики — основа общих норм и правил постановки.
Положение корпуса и ног. Точки опоры инструмента.
Индивидуальный выбор оснащения инструмента. История возникновения подбородника и подушечки (мостика) и их значение в формировании игрового аппарата скрипачей и альтистов.
Посадка виолончелиста. Шпили — прямой и кривой.
Игра на контрабасе — варианты сидя и стоя.
Дозвуковой период обучения — система подготовительных упражнений игры на струнных смычковых инструментах.
Тема 8: «Общие вопросы постановки левой руки»
Содержание:
Тема Основные принципы постановки левой руки
Исторические изменения в постановке левой руки в связи со сменой художественных представлений и стилей
Направление расположения инструмента. Угол наклона инструмента. Положение головы. Функции и положения руки, кисти и пальцев. «Хватательный» рефлекс большого и указательного пальцев. Положение мизинца.
Положение левой руки при игре на виолончели и контрабасе.
Основные движения пальцев. Баланс между нажимом пальцев на струну, качеством звучания и освобождением мышц. Упражнения дтя левой руки.
Недостатки в постановке левой руки и их устранение.
Тема 9: «Общие вопросы постановки правой руки»
Содержание:
Тема Основные принципы постановки правой руки
Правая рука — «голос» струнного смычкового инструмента. Расположение пальцев на трости и роль каждого из них в процессе звуко-извлечения. Положение и роль большого пальца.
Игровая точка смычка. Наклон трости.
Основные движения руки в разных частях смычка.
Изменение плоскости движения руки при смене струн. Смена смычка. Фингерштрих.
Два типа смычка в контрабасовом исполнительстве и способы их держания.
Постоянная связь игровых ощущений и звукоизвлечения. Типичные недостатки в постановке правой руки и способы их исправления.
Тема 13: «Аппликатура»
Содержание:
Аппликатура — способ расположения и чередования пальцев для исполнения определенного музыкального звукоряда на инструменте и обозначение этого способа в нотном тексте.
Аппликатура как художественное и техническое средство исполнения.
Связь аппликатуры с тембром, фразировкой, динамикой, ритмом, интонацией, вибрацией. Аппликатура и музыкальный стиль.
Аппликатура и индивидуальное строение руки.
Аппликатурные приемы при игре на виолончели. Ставка и виды ее применения. «Шарнир» К. Давыдова.
Виды аппликатуры на контрабасе: нормальная, расширенная, суженная, комбинированная, аккордовая и др.
Флажолеты и их использование на струнных смычковых инструментах.
Тема14: «Работа над звуком»
Содержание:
Звук — важнейшее средство художественной выразительности. Музыкально-слуховые представления — основа работы над звуком. Воспитание критерия звучания. Певучесть звука.
Факторы разнообразия звукоизвлечения: точка касания смычка со струной, вес смычка, скорость движения смычка по струне, наклон трости, использование ленты волоса, плотность контакта смычка со струной, динамические оттенки, различные виды атаки. Акценты. Распределение смычка.
Роль постановки и движений правой руки в качественном звукоизвлечении.
Тема 17: «Вибрато»
Содержание:
Вибрато как средство художественной выразительности.
Вибрато как прием, заключающийся в колебании пальцев левой руки на струне и изменении звука.
Исторический аспект возникновения и развития приема вибрато.
Физические характеристики вибрато: скорость, амплитуда и варианты их использования в зависимости от художественной задачи.
Виды вибрато: кистевое, локтевое, смешанное.
Координация вибрато, звукоизвлечения, интонации. Вибрато и динамика. Вибрато в двойных нотах. Вибрато и смены позиций.
Связь вибрато со стилем и характером музыки.
Приемы вибрато у виолончелистов и контрабасистов.
Недостатки вибрационного движения. Способы исправления некачественного вибрато.
Тема 18: «Штрихи»
Содержание:
Взаимосвязь и зависимость исполнения штрихов от стиля и характера музыки.
Различие штрихов по протяженности или краткости, напевности или остроте звучности.
Осознанная работа над штрихами и мышечными ощущениями. Координация рук при работе над штрихами.
Работа над атакой звука. Акценты и способы их исполнения. Штрихи и артикуляция.
Классификация штрихов и их выразительное значение:
— группа протяжных штрихов: son file, legato, detache, portato, bariolage;
— группа маркированных штрихов: martele, твердое staccato, штрих Виотти, пунктирный штрих;
— группа прыгающих и бросковых штрихов: sautille, staccato voland, spiccato, ricochet (saltando).
Последовательность изучения штрихов — от основных штрихов (detache и legato) к их многообразию.
Значение изучения этюдов в овладении штрихами.
Pizzicato как особый прием игры на струнных смычковых инструментах.
Работы»
Содержание:
Единство обучающих и воспитательных задач в образовательном процессе. Роль учителя в воспитании учащегося. Индивидуальный подход в обучении и воспитании.
Внеклассная воспитательная работа как возможность практического воплощения учащимися полученных знаний, умений и навыков.
Формы внеклассной воспитательной работы:
— индивидуальные беседы;
— совместное музицирование;
— концертно-творческая деятельность (отчетные концерты школы, отделения, класса учителя; тематические выступления, посвященные праздничным памятным датам; тематические вечера и др.)
—участие в фестивалях и конкурсах юных музыкантов;
—открытые уроки для родителей и учащихся и т. д.
Мелкий ремонт»
Содержание:
Правила ухода за инструментом. Бережное обращение. Умение делать мелкий ремонт.
Колки. Наличие специальной мастики для смазки колков. Качество струн.
Подставка (толщина ножек скрипичной подставки — не менее 4,5 мм, альтовой — 6 мм, виолончельной — 12 мм). Наклон подставки. Душка — регулятор звука.
Подбородник у скрипки и альта — устойчивость и удобство. Индивидуальный подбор формы и размера.
Подгриф со встроенными машинками для скрипачей младших классов. Подушечка (мостик).
Высота шпиля у виолончелистов и контрабасистов. Смычок. Уход за тростью и волосом.
Пульт для нот — установка высоты по отношению к корпусу и глазам.
ТЕМА 1: «Основные дидактические принципы обучения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.