Содержание:
Введение
Цели, задачи, общая характеристика учебной дисциплины. Значение методики обучения игре на инструменте в профессиональной подготовке специалистов. Межпредметные связи с учебными дисциплинами профессионального компонента.
Тема: Основные дидактические принципы обучения
Принципы и правила обучения.
—системности и последовательности;
—активности и сознательности;
—доступности и посильности;
—инициативности, самостоятельности;
—развивающего характера обучения;
—воспитывающего характера обучения
Возрастные периоды психологических изменений в развитии ребенка:
—от рождения до года;
—раннее детство (от 1 до 3 лет);
—дошкольный период (3—7 лет);
—младший школьник (7—10 лет);
—подростковый период (11—14 лет);
—старший школьный возраст (14—18 лет).
Значение знаний возрастных особенностей учащихся и их учет в педагогической работе. Особенности индивидуального развития детей. Гуманистические и мировоззренческие основы педагогики.
Тема Профессиограмма учителя детской школы искусств
Профессиограмма, определяющая требования к уровню компетентности и личностных качеств учителя детской школы искусств. Составляющие профессиограммы:
—владение знаниями (общекультурными, музыкальными, педагогическими, психологическими и др.);
—владение способностями (творческими, коммуникативными, организаторскими, аналитическими, прогностическими и др.);
—личностные качества (терпение, смелость, настойчивость, целеустремленность, требовательность, тактичность и др.)
Тема2: «Музыкальный слух»
Содержание:
Ведущая роль музыкального слуха в процессе обучения игре на инструменте. Систематическая работа над развитием слуха.
Слух звуковысотный, тембровый, ладовый, динамический.
Роль внутреннего слуха и основной принцип современной методики: «вижу, слышу, играю, поправляю» (А. Готсдинер).
«Зонная природа» интонационного слуха (по Н. Гарбузову). Трудности звуковысотного интонирования на струнных инструментах. Значение предслышания и координации слуховых и двигательных ощущений.
Слуховой контроль.
Тема 3: «Музыкальный ритм»
Содержание:
Тема Музыкальный ритм
Ритм — организующий элемент в музыке, живой пульс в произведении. «В начале был ритм» (Ганс фон Бюлов). Ритмическое сольфед-жирование.
Методы музыкально-ритмического воспитания в системах Э. Жака-Далькроза, К. Орфа.
Понятия метроритма и темпоритма.
Чувство ритмической пульсации, темпа, цезур, полиритмии, рубато. Типичные ритмические недостатки у учащихся и способы их устранения.
Тема 4: «Музыкальная память»
Содержание:
Тема Музыкальная память
Музыкальная память — часть общей памяти человека. Виды музыкачь-ной памяти: слуховая, зрительная, тактильная, моторная (мускульная).
Особенности исполнительской памяти: запоминание на основе ассоциаций, образного содержания, средств выразительности и приемов исполнения.
Виды памяти на основе ассоциаций в психологии:
—словесно-логическая;
—образная;
—эмоциональная.
—Систематическая работа над укреплением памяти.
Тема 5:
«Диагностика музыкальных способностей»
Содержание:
Формы организации и проведения приемных экзаменов. Методики определения музыкальных способностей. Основные музыкально-исполнительские качества, выявляемые на экзаменах:
—музыкальные данные (звуковысотный и тембровый слух, ритм, память);
—тип темперамента;
—двигательно-анатомические особенности,
—личностные качества (организованность, работоспособность, воля, заинтересованность в обучении и др.).
Атмосфера приемных испытаний.
Тема 6: «История развития и анализ наиболее
Известных школ обучения на струнных
Смычковых инструментах»
Содержание:
Скрипичные школы Ш. Берио, К. Флеша, К. Родионова, А. Григоряна, Т. Захарьиной, К. Фортунатова, В. Якубовской, С. Шальмана, Ш. Сузуки и др.
Виолончельные школы К. Давыдова, А. Дружинина, Р. Сапожни-кова и др.
Краткий обзор основных методических рекомендаций к сборникам школ для струнных смычковых инструментов.
Тема 7: «Общие вопросы постановки»
Содержание:
Постановка как процесс приспособления учащегося к инструменту с учетом его индивидуальности. Понятие перспективности постановки. Естественность постановки в определенных профессиональных условиях.
Мышечная свобода — основной принцип овладения постановкой.
Единство двигательными и слуховыми представлениями.
Объективные положения физиологии, анатомии и механики — основа общих норм и правил постановки.
Положение корпуса и ног. Точки опоры инструмента.
Индивидуальный выбор оснащения инструмента. История возникновения подбородника и подушечки (мостика) и их значение в формировании игрового аппарата скрипачей и альтистов.
Посадка виолончелиста. Шпили — прямой и кривой.
Игра на контрабасе — варианты сидя и стоя.
Дозвуковой период обучения — система подготовительных упражнений игры на струнных смычковых инструментах.
Тема 8: «Общие вопросы постановки левой руки»
Содержание:
Тема Основные принципы постановки левой руки
Исторические изменения в постановке левой руки в связи со сменой художественных представлений и стилей
Направление расположения инструмента. Угол наклона инструмента. Положение головы. Функции и положения руки, кисти и пальцев. «Хватательный» рефлекс большого и указательного пальцев. Положение мизинца.
Положение левой руки при игре на виолончели и контрабасе.
Основные движения пальцев. Баланс между нажимом пальцев на струну, качеством звучания и освобождением мышц. Упражнения дтя левой руки.
Недостатки в постановке левой руки и их устранение.
Тема 9: «Общие вопросы постановки правой руки»
Содержание:
Тема Основные принципы постановки правой руки
Правая рука — «голос» струнного смычкового инструмента. Расположение пальцев на трости и роль каждого из них в процессе звуко-извлечения. Положение и роль большого пальца.
Игровая точка смычка. Наклон трости.
Основные движения руки в разных частях смычка.
Изменение плоскости движения руки при смене струн. Смена смычка. Фингерштрих.
Два типа смычка в контрабасовом исполнительстве и способы их держания.
Постоянная связь игровых ощущений и звукоизвлечения. Типичные недостатки в постановке правой руки и способы их исправления.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.