Распознавание сопротивления. Конфронтация. Демонстрация сопротивления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Распознавание сопротивления. Первая задача аналитика заключается в том, чтобы распознать, что сопротивление присутствует. Это трудно, когда сопротивление неявно, сложно, неопределенно или Эго-синтонично для пациента. В последнем случае пациент может усложнить нашу задачу, пытаясь скрыть, что он бежит отчего-то. Клинический опыт и психоаналитическая работа под наблюдением опытного аналитика - лучший путь для обучения распознаванию этих сложных проблем.

При выслушивании пациента нашей первой обязанностью является определить, доминируют ли бессознательные дериваты, то есть "содержание" над силами сопротивления, или же мы находимся в тупике.

Это ведет к следующему вопросу: как распознать сопротивление, когда материал не столь очевиден. Когда мы просим пациента позволить мыслям прийти на ум и затем рассказать их без обычной социальной цензуры, мы пытаемся исключить сознательное сопротивление. Результат выявляет борьбу между более бессознательными сопротивлениями и бессознательными дериватами Ид, пытающимися достичь разрядки, Феничел (1941) использует аналогию высвобождения иглы компаса и наблюдения за ее колебаниями назад и вперед. В случае постоянного вращения иглы, пациент рассказывает о материале, который не локализован вокруг какого-либо бессознательного импульса или какой-то ведущей к общему знаменателю экспрессии. Локализация была бы, если бы не работали определенные сопротивления. Во втором случае, когда компасная игла останавливается слишком резко и быстро, мы можем допустить, что у пациента есть сознательная программа, и он пропускает бессвязные мысли, которые должны возникать, если его ассоциирование осуществляется относительно свободно.

Полезно, слушая пациента, спросить себя: движется ли он к или прочь от какого-то бессознательного знания? Является ли материал углубленным или лежащим в одной плоскости? Добавляет ли пациент что-то значимое или он пустословием заполняет сеанс? Если кажется, что он движется к чему-то, я жду, пока это прояснится, затем распознаю это как сопротивление и приступаю к работе над ним. Иногда я остаюсь в неуверенности. Обычно в конце такого сеанса я говорю пациенту, что мне неясно, как двигаться дальше.

Конфронтация: демонстрация сопротивления. Задача состоит в том, чтобы дать понять пациенту, что он сопротивляется, чему он сопротивляется и как он сопротивляется.

Демонстрирование сопротивления может быть необязательным, если пациент осознает сопротивление. В другом случае показать, что сопротивление есть, до того, как мы попытаемся предпринять что-нибудь дальше. Способность пациента распознавать сопротивление будет зависеть от двух вещей: состоянии его разумного Эго и ясности сопротивления. Слишком разумное Эго будет обращать внимание на малейшее сопротивление, недостаточно разумное будет требовать много признаков. Конфронтацию следует применять только тогда, когда ясно, что она будет значима для пациента, и когда он не достигает успеха в своих попытках отрицать или преуменьшить ее значение. Преждевременная демонстрация материала - это не только потеря времени, но и материала, который мог бы быть более эффективно использован в более поздний момент.

Для облегчения демонстрации сопротивления путём увеличения сопротивления возможно: молчание аналитика(женщина опаздала на сеанс и мы не сразу говорим ей о сопртивлении, а ждем других признаков что б оно стало более очевидно) и его просьба тщательной проработки момента сопротивления(мужчина вскользь упоминает сексуальный опыт, а потом говорит о всякой фигне. мы указываем «похоже, вам трудно говорить о сексе»). Эти методы оживят сопротивление и сделают его узнаваемым для нежелающего этого разумного Эго пациента.

Примером другой техники для помощи пациенту в распознавании присутствия сопротивления является рассмотрение всех клинических данных. Перечисляем все случаи. "Кажется, вы избегаете чего-то». Если не примет – не настаиваем. Аналитик может только показывать что-то разумному Эго - он будет ждать того момента, как проявится разумное Эго или до того, как данные станут настолько явными, что даже слабое разумное Эго пациента будет вынуждено признать его.

 

Билет 15

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.