Первичная консультация. Основные принципы проведения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый контакт терапевта и пациента может происходить в рамках либо рабочей сессии, если пациент был предварительно записан на при ем секретарем или регистратором, либо телефонного разговора — если он обращается к терапевту лично. В первом случае такой контакт стано вится одновременно началом интервью. Во втором он, как правило, бы вает ограничен согласованием вопроса о встрече. По телефону терапевт обыкновенно выясняет проблему и краткие установочные данные кан дидата, назначает место и время приема. Естественное любопытство и тревога часто побуждают потенциаль ного пациента стараться уже в рамках телефонного диалога получить ответы на многие вопросы: сумеет ли терапевт ему помочь, сколько бу дет стоить и сколько продлится лечение, и т. д. Возможно, лучшим и наиболее искренним ответом со стороны терапевта будут слова: «Чтобы это узнать, нам надо встретиться». Продолжительность телефонной бе седы обычно не превышает нескольких минут, так как интервьюирова ние и обсуждение любых деталей работы требует непосредственного кон такта в кабинете. Не стоит забывать и того, что, разговаривая с пациентом по телефону, терапевт уже работает; он может позволить себе не требо вать с пациента оплаты этих минут, но и превращать первую беседу в полноценную по времени бесплатную сессию в большинстве случаев едва ли целесообразно. С другой стороны, более детальное собеседование может стать для терапевта важным подспорьем в подготовке к первой встрече. Поэтому некоторые специалисты рекомендуют прояснять в ходе телефонного раз говора следующие вопросы: а — облегчения каких симптомов пациент ожидает; б — получал ли он прежде психотерапевтическую помощь; в — проходил ли медикаментозное лечение; г — лечился ли в стационаре, и если да, то при каких обстоятельствах. Ответы на эти вопросы и выявля емая в процессе беседы манера общения — точность формулировок, связность речи и т. д. — могут позволить терапевту предварительно оце нить возможную степень патологии и, в частности, решить, можно ли 2. Первый контакт с потенциальным пациентом встречаться с данным пациентом в домашнем кабинете (19:111-112). Таким образом, проблема длительности и содержания телефонного вза имообмена может решаться в каждом конкретном случае индивидуаль но, с учетом потребностей терапевта в предварительной информации. Назначая встречу, терапевт может заранее назвать пациенту сто имость предстоящей консультации, если последний сам не спросит о ней. Это будет предварительный размер оплаты, пока еще без учета ре альной платежеспособности пациента, сложности предстоящего взаи модействия и других факторов, способных влиять на сумму гонорара. Он может и не делать этого, рассчитывая, что при первой встрече паци ент сам предложит обсудить вопрос вознаграждения и будет способен реагировать достаточно гибко. Иногда, однако, пациенты не предполага ют заранее, что за первое собеседование необходимо платить («меня ведь еще не начали лечить, я пришел только поговорить о будущем лечении»). В такой ситуации лучше всего не требовать с пациента оплаты, если тот не был о ней предупрежден, и обсудить гонорар, выплачиваемый со вто рой консультации. В противном случае первая сессия, хотя и оплаченная под давлением терапевта, может оказаться одновременно и последней. Следует помнить, что еще задолго до фактического обращения — возможно, начиная с появления одной только мысли о нем — пациент уже находится в терапевтической ситуации, так как у него вольно или невольно рождается фантазийное представление о своем будущем тера певте. Ожидание встречи активизирует два психодинамических факто ра: в фантазиях он репетирует трансферные паттерны взаимодействия, и в то же время фрустрация ожидания активизирует сопротивление. Паци ент испытывает напряжение, сознательно или бессознательно ожидая от терапевта чуда, волшебства; эта фаза нередко сменяется фазой разоча рования и неверия в возможность помощи. Часто в этом заключается причина того, что, уже договорившись о первой встрече, пациент иног да неожиданно отказывается от нее («я себя стал чувствовать лучше»). Поэтому для человека, обратившегося в терапию, желательно найти вре мя в течение ближайших дней: с отдалением первой очной консультации возрастает и вероятность преждевременного отказа. Встретившись с пациентом, терапевт обыкновенно старается прояс нить в первую очередь следующие вопросы (если они не были заданы в ходе телефонной беседы): а — что привело пациента; б — кто направил его в данную терапию и к данному терапевту, или, если его выбор был самостоятелен, какими критериями он руководствовался; в — почему — 9 — Д. С. Рождественский «Начало психоаналитического процесса» обращение произошло именно теперь (а не месяцем или годом раньше или позднее). Вопросы позволяют обрисовать ситуацию, в которой пациент делает попытку установления нового для себя типа отношений, и превентивно оценить их будущий (предполагаемый) характер. С этого момента начинается следующая стадия работы — предварительное психоаналитическое интервью.

Билет 10.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.