Мелиорации земель и использование водных путей в России в XI – XX вв. Строительство каналов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ХШ-ХУ вв. на новгородских и псковских землях проводились работы по осушению болот, отводилась вода из мелководных озер. Мелиорированные земли стали хорошими сенокосными угодьями. В документах того времени они именуются «поделями» и «росчистями».

В Полесье в течение трех десятилетий (1873-1903) работала Западная экспедиция под начальством генерала И. И. Жилинского. Всего было прорыто около 4500 верст дренажных каналов и осушено около 4500 квадратных верст. Уровень грунтовых вод снизился в це лом на 30-35 см. Болота превращали в злаковые луга, что было рациональнее, нежели заниматься земледелием. Успех осушительных работ иллюстрируется изменением цен на землю. С трех, максимум 8 руб за десятину они поднялись до 30-60 руб. , Структура земельных угодий изхменилась в лучшую сторону. Площадь «диких» болот сократилась с 38,2 до 14,5%, площадь земель, занятых сенокосами увеличилась с 6,2 до 17%. Размеры залесенных земель также увеличились, с 39,9 до 43,6% и т. д.

Не столь удачными были дренажные работы в Вологодской губернии, где ради сброса излишней влаги борозды при распашке и бороновании проводились по направлению склона, что стало причиной эрозии.

Пример опустынивания вследствие перевыпаса. В междуречье Волги и Урала, в 1628-1771 гг. было населено калмыками, которые откочевали в Китай. В течение 30 лет междуречье оставалось почти необитаемым, и лишь в 1801 г. там появились казахи (Букеевская орда).

Постепенно создалась чрезмерная концентрация скота, особенно у колодцев, вдоль скотопрогонных дорог и вокруг населенных пунктов. Кустарниковая растительность истреблялась на топливо.

Деградация пастбищ сопровождалась образованием подвижных бугристых песков. Пески засыпали нерестилища и даже создавали помехи судоходству на Волге- суживали фарватер. Расширение площади подвижных песков хорошо видно при сопоставлении кат: Букеевской орды, составленных в 1840 и 1864 годах. Пески угрожали засыпать ставку хана (урочище Жукус), возник вопрос о ее переносе в другое место. Деградация пастбищ сопровождалась бескормицей и падежом скота.

Астраханская пескоукрепительная станция и Нарынское лесничество проводили в 1890-1930 гг. лесопосадочные работы. Обнаружился полезный эффект ограничения или прекращения выпаса в наиболее уязвимых местах. Отмечалось самовосстановление растительности (в локальных масштабах). Но полностью устранить разрушительные последствия перевыпаса не удалось. В настоящее время нагрузка на прикаспийские пастбища остается чрезмерной.

Использование водных путей сообщений. Вплоть до середины XIX в. реки оставались в России главными путями сообщений во все сезоны. Зимой судоходство заменялось санным транспортом по льду. Общая протяженность рек оценивается в 100 тыс. верст. Почти одна треть из этой суммы падает на судоходные реки. Долгое время сохраняли свое значение волоки - пути перехода из одного бассейна в другой.

В ХI-ХУ вв. в европейской России было 107 судоходных рек. К середине ХГХ в. их число сократилось до 100. Сокращение числа судоходных рек связано со следующими причинами:

1) обмеление вследствие увеличения твердого стока из-за вырубки лесов и пахоты;

2) увеличение тоннажа судов, для прихода более крупных судов требовались более значительные глубины.

Для улучшения судоходного качества рек строили подпруживающие водохранилища В первой половине ХУШ в. таких водохранилищ было построено 13. При сбросе воды из водохранилищ достигалось временное улучшение судоходных условий на Мете, Тверце, Шексне, Сухоне и других реках. На Волге ставились «во-д о стеснительные» плотины, которые сужали ширину реки и способствовали подпруживанию воды и увеличению глубины.

Если крупные реки мелели, то малые полностью заиливались и прекращали свое существование как достоянные поверхностные водотоки. Например, с конца XVII вв. на территории современной Ярославской области заиление поглотило не менее 450 малых рек, в том числе 120-150 - в XX в.

Исследованием водных путей сообщений занимался Географический департамент Академии наук, созданный в 1739 г. Были составлены и изданы карты важнейших рек страны с обозначением мелей, порогов, перекатов, рельефа берегов и пр.

Аналогичные карты составлялись для морского судоходства с показом контуров берегов, прибрежных глубин, якорных стоянок, корабельных маршрутов на Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях.'

В 1784 г. был принят указ об улучшении судоходства на реках. Предусматривались обмер фарватеров, установление охранных знаков на мелях. Промеры глубин надлежало повторять ежегодно. Существенное затруднение для судоходства представляли собой карчи (карши) - подмытые рекой деревья, упавшие в воду. В таких • случаях корни обычно лежат на дне, а само дерево располагается под углом по течению реки. Очистка рек от карчей была очень трудоемкой.

Каналы. С начала ХУШ в. развернулось активное строительство каналов со шлюзами, в первую очередь по местам волоков. Перечислим важнейшие из них: Вышневолоцкий (1703-1721), Обводной Ладожский канал (1718-1730), Огинская система (1797-. 1804), Березинская система (1797-1805), Вышерский, Мариинская система (1799-1810), Тихвинская система (1802-18Щ Днепро-Бугская система (1837-1848).

При Петре I рассматривались три варианта соединения Москва-реки и Волги, начинались работы по соединению Волги и Дона, а также Дона и Ощс. Все эти начинания были прекращены, т.к. технические возможности не позволили воплотить проекты в жизнь. К 1849 г. длина всех каналов составила 615 верст. Волго-Донской волок. Большинство волоков в ХУШ в. и в первой половине ХГХ в. потеряли свое значение из-за увеличения тоннажа судов и развития сухопутного транспорта Лишь Волго-Донской волок оставался важным и действовал.

Он начинался от Дубовки на Волге и шел до Качалина на Дону. Большие суда перевозились в разобранном виде, затем собирались и спускались на воду. Суда, принимавшие до 80 т груза перевозились целиком, иногда вместе с поклажей, на четырех дубовых колесах без спиц. Их тянули 10-50 пар волов, иногда, на крутом подъеме от Волги, - 75 пар. Волок обычно преодолевали за 5 дней. За год проходило до 250 кораблей. При попутном ветре поднимали паруса

Способ передвижения судов вверх по течению был основан главным образом на мускульной силе человека Бурлаки были массовой профессией. От Астрахани до Рыбинска они протоптали широкую тропу. На трех бурлаков приходилось 1 тыс. пудов груза, на трех лошадей - 7 тыс. пудов. Максимальное количество бурлаков (600 тыс.) насчитывалось в середине ХГХ в. Затем их количество стало быстро убывать, появились паровые суда

Дата: 2019-07-24, просмотров: 259.