Классификация методов и методик психолого-педагогической диагностики и их характеристика.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В классификации методов исследования в психологии, предложенной Б.Г. Ананьевым, психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, связанных с получением научных данных, накоплением данных.

Существуют и другие классификации методов психологии, где методы психодиагностики выделяются в отдельную группу, т. е. не относятся к методам исследования (Н.Б. Гриншпун и др.).

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить психологу выбор методики, максимально соответствующей его задаче, поэтому классификация должна отражать связь методов с диагностируемыми психическими свойствами и практическими задачами. Но полного соответствия между задачами и методиками не существует. Наиболее ценные методики обладают универсальностью и могут применяться для решения разных задач. В способах овладения этими методиками и процедурах их использования имеются технологические признаки, по которым методики и группируются в операционально-технологические классификации.

Одним из ведущих оснований классификации психодиагностических методов, согласно А.А. Бодалеву и В.В. Столину, является степень вовлеченности психолога в диагностическую процедуру и его влияние на результат психодиагностики. По этому основанию авторы объединяют методы психодиагностики в 2 группы.

1. Объективные характеризуются минимальной степенью вовлеченности и влияния психодиагноста на процедуру проведения, обработку и интерпретацию результатов диагностики: аппаратурные методики; тесты; некоторые стандартизированные самоотчеты.

2. Диалогические характеризуются большой степенью влияния опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик на диагностическую процедуру и результаты диагностики. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может, как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить ее смысл. К таким методам относят: беседы; интервью; диагностические игры; патопсихологический эксперимент; проективные методики.

Таким образом, все методы можно расположить на шкале, полюса которой образованы объективными тестами и диалогическими методами.

Психодиагностические методы направлены на решение широкого круга задач. Методы психодиагностики не сводятся к только психологическому тестированию. К ним относятся также методы стандартизированного наблюдения, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективации (например, плохо осознаваемые переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).

Метод наблюдения. Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними.

Виды наблюдения: В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевыми (естественными для жизни наблюдаемого условия), лабораторными (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированными в естественных условиях. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым и скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником).

Выделяют правила, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается:

- проводить многократные систематические наблюдения данного факта в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;

- не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом;

- не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;

- стараться быть беспристрастным;

- оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека).

Главным недостатком этого метода является влияние личности экспериментатора на результат наблюдения.

Беседа, интервью. Беседа – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие вопросы задавать, как убедиться в том, что полученные ответы достоверны. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает свободным (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе), стандартизированным (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов) и частично стандартизированным (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

Анализ продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности – это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, газеты, журналы и т.д.

Для того, чтобы при изучении документов можно преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (анализ содержания). Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Контент-анализ основан на принципе повторяемости использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.д.), поэтому его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

Тесты. Тесты – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.

По форме тесты могут быть индивидуальными (взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один) и групповыми (позволяют одновременно проводить испытания с очень большой группой людей); устными (чаще всего бывают индивидуальные тесты) и письменными (групповые); вербальными (операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме) и невербальными (тестовый материал представлен в наглядной форме, в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.д.).

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы:

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессом и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). Каждое задание таких тестов имеет правильное решение, и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов.

Тесты способностей. Этот тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях – математике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей.

Тесты личности. Эти психодиагностические методы направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Тесты достижений. Тесты достижений предназначены для оценки продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки.

Опросники. Это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Личностные опросники. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты. По характеру ответов они делятся на закрытые опросники и открытые опросники. В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать из них («да», «нет» или «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Но недостатком этих опросников является трудность интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Опросники-анкеты. Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой либо в присутствии экспериментатора.

 

3.   Организация психолого-педагогического исследования (этапы, содержание по направлениям, методика).

Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это - трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок цель, задачи, гипотеза исследования, ее критерии. Показатели развития конкретного психолого-педагогического явления соотносятся с конкретными методами исследования, определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, регистрации, накопления и обобщения эмпирического материала. Замысел исследования определяет структуру, логику и основные его этапы.

Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Обычно процесс психолого-педагогического исследования в обобщенном виде состоит из следующих этапов:

1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.

2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.

4. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного.

5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.

9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).

Часто в практике исследовательской работы вычленяют лишь несколько крупных этапов. Обычно первый этап включает в себя выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Логика третьего этапа строится на основе внедрения полученных результатов в практику и литературного оформления работы.

Вместе с эти, следует указать, что логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Психологический или педагогический эксперимент, предусмотренный методикой в рамках поисково-преобразующего этапа исследования, – наиболее сложная и длительная часть работы. Для проведения эксперимента разрабатывается специальная программа, в которой достаточно подробно прописываются все этапы деятельности исследователя:

– выбор и обоснование цели и частных задач, техники проведения эксперимента, варьируемых и неварьируемых условий его проведения, зависимых и независимых переменных, базы экспериментальной работы, особенностей выбора экспериментальных и контрольных групп и т. д.;

– планирование необходимого числа наблюдений, порядка использования исследовательского инструментария (методы и методические приемы), математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистрации результатов и т.д.

– анализ и обработка экспериментальных данных; вычисление статистических переменных, необходимых для проверки гипотезы; интерпретация результатов исследования.

 

Вывод по лекции. История развития педагогической диагностики насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Любой педагог, строивший свою профессиональную деятельность планомерно и целенаправленно, всегда пытался определить мотивацию своих усилий и их результаты. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными». В итоге, можно убедиться в необходимости рассматривать испытания индивидуальных способностей как важную и неотъемлемую часть общественной жизни многих (если не всех) народов мира со времен древнейших цивилизаций и до наших дней. Этот исторический опыт доказывает, что стремление людей познать сущность человеческих проявлений в каких-то измеряемых качествах и свойствах всегда существовало и существует. Однако методы познания долгое время были примитивными. Официально термин «педагогическая диагностика» появляется в педагогической литературе примерно в 1968г. Данное понятие предложил немецкий педагог                      К. Ингенкампом по аналогии с медицинской диагностикой.

Вопросы для самопроверки

1. Психолого-педагогическая диагностика как наука.

2. Психолого-педагогическая диагностика как область практической деятельности.

3. Классификация методов и методик психолого-педагогической диагностики.

4. Характеристика основных методов психолого-педагогической диагностики.

5. Этапы психолого-педагогического исследования и их содержание.

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

Основная:

1. Митина Л. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – Litres, 2017.

Дополнительная:

1. Крыжановская, Л. М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование / Л.М. Крыжановская. - М.: МПСИ, 2008. - 584 c.

Интернет-ресурсы:

1. http://psyjournals.ru/ - Портал психологических изданий.

2. http://vocabulary.ru/ - Национальная психологическая энциклопедия.

3. http://www.koob.ru / - библиотека книг «Куб» по различным направлениям психологии и развития человека.

4. Корецкая, И. А. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / И. А. Корецкая. - Москва: Евразийский открытый институт, 2011. - 72 с. - ISBN 978-5-374-00552-3. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/90534/

5. Левшунова, Е. Н. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Е. Н. Левшунова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 3,74 МБ. – Режим доступа: . http://lib.nspu.ru/umk/d0f384d1e8219bef/

6. Сотников, М. А. Психодиагностика [Электронный ресурс]: конспект лекций: учебное пособие / М. А. Сотников. - Москва: А-Приор, 2010. - 96 с. - (Конспект лекций). - ISBN 978-5-384-00294-9. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56367/

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО КУРСУ ЛЕКЦИЙ

 

История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на различных ступенях эволюции человеческого общества. В истории отечественной и зарубежной школы и педагогической мысли можно почерпнуть опыт, необходимый каждому образованному человеку – и педагогу в особенности.

Программа курса истории образования и педагогической мысли, как и любого другого учебного курса в вузе, определяет лишь обязательный минимум знаний, которыми должен овладеть студент. В связи с тем, что количество часов, отводимых учебным планом на изучение истории педагогики и образования, недостаточно для глубокого и систематического ее изложения, часть программного материала может изучаться студентами самостоятельно.

Изучение истории педагогики играет большую роль в повышении педагогической культуры современного учителя, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста. Данный курс как учебный предмет играет важную роль в профессиональной подготовке педагогов на ступени бакалавриата, так как расширяет общий культурный кругозор, способствует формированию научного мировоззрения, формирует готовность к систематическому самообразованию.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 458.