Психолого-педагогическая диагностика как наука и область практической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание», следовательно, его можно понимать как распознавание чего-либо (например, болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д.). Его активно используют не только в психологии и педагогике, но и медицине, технике, других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под диагностикой подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Психологическая диагностика проявляется в систематическом сборе и научной обработке информации. Цель такого процесса заключается в обосновании принимаемых решений и возникающих из них действий контроля за ними и их оптимизации.

Психолого-педагогическая диагностика - это область науки, разрабатывающая методы выявления и изучения актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов психолого-педагогического взаимодействия.

Объектом исследования психолого-педагогической диагностики являются индивидуальные различия и способы их измерения.

Предметом психолого-педагогической диагностики выступают состояния, свойства, характеристики учащегося, а также тенденции, определяющие результативность профессиональной деятельности педагога.

В число задач психолого-педагогической диагностики входят:

— выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;

— определение исходного состояния ребенка для разработки программы или плана работы с ним;

— оценка эффективности определенных действий специалиста;

— изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

Исходя из определения психолого-педагогической диагностики как области науки и ее объекта, принято различать два важных в ней направления: теоретическая и практическая диагностика. Рассмотрим различия между ними.

Теоретическая диагностика использует данные общей психологии и педагогики и их отраслей, результатом работы в данной области являются методика или метод получения психолого-педагогической информации. Диагностическая методика выступает в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть способ получения информации, возможные ее варианты и интерпретация этих вариантов с точки зрения автора методики.

Практическая диагностика используется в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах в виде применения методов и методик, которые являются результатами работы теоретической диагностики и направлены по выявление индивидуально-психологических особенностей учащихся.

В этой связи различаются следующие виды психодиагностики:

1. Описательно-симптоматическая диагностика - регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Она позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не дает возможности понять и скорректировать истинных причин развития.

2. Причинная диагностика — регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Она позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно это можно сделать.

Психолого-педагогическое диагностическое обследование представляет собой социальное взаимодействие и ориентировано на достижение позитивной социальной, образовательной цели. В организации и проведении психолого-педагогического обследования считается обязательным соблюдение профессионально-этических норм диагностики.

Этические нормы психолого-педагогической диагностики - это комплекс мер и принципов по защите интересов обследуемых лиц.

Они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик диагностики, являются кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста, принимающего участие в проведении психодиагностического исследования. Морально-этические принципы диагноста являются частью совокупности общечеловеческих норм, регламентирующих поведение личности в соответствии с требованиями долга, моральной обязанности по отношению к обществу, честности, принципами гуманизма и т.д.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 317.