Психология зрелой личности. Характеристика кризисов периода взрослости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся наивысшими достижениями в интеллектуальном, духовном и физическом развитии личности. Зрелость изучается в рамках такой комплексной науки как акмеология, которая изучает закономерности и механизмы развития чел на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Возрастные рамки зрелого возраста достаточно условны, так Борис Герасимович Ананьев выделил два этапа зрелости: 20-35 и 35-60 лет.

Эрик Эриксон выделял: раннюю взрослость (20-25), среднюю взрослость (25-65), позднюю взрослость (после 65).

Основным новообразованием является достижение личностной зрелости, производительность, генеративность (материализация чего-либо); продолжение рода; профессиональная и социальнаая самореализация на основе ответственности и инициативы, независимости от внешнего контроля.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность.

Социальная ситуация развития – активное включение в сферу общественного производства, создание семьи, проявление личности, индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе труда.

Специфика общения. Наиболее важными моментами в общении становятся супружеские отношения (проблема разводов-стабилизация семейной жизни), отношение со взрослыми детьми (перестройка отношений со вступившими в брак детьми, оказание им матер помощи, а так же оказание помощи престарелым родителям).

Основная задача развития в зрелости - активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность установление контакта с внешним миром.

Признаки зрелой личности: развитое чувство ответственности; потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества; способность к эффективному использованию своих знаний и способностей при взаимодействии с другими людьми; умение конструктивно решать различные жизненные проблемы, способность к наиболее полной самореализации в жизни.

В зрелом возрасте выделяют от 4-х до 5-ти возрастных кризисов:

- 20 лет - начало профессиональной деятельности, начало становления семейных отношений, относительная независимость от родителей;

- 30 лет - подведение первых итогов профессиональной и семейной жизни;

- 40-лет - середина жизни, подведение итогов профессиональной карьеры, оценивание позитива или негатива семейных отношений (осложняют кризис: желание все изменить или боязнь все менять; помогают преодолеть кризис: умение находить радость и получать удовольствие от любой ситуации, а также способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и настоящим);

- 50 лет - предпенсионный синдром, подведение итогов профессиональной деятельности, ухудшение здоровья, смерть родителей, уход детей из семьи; 60 лет - значительное ослабление физического здоровья, проблемы зависимости от детей, одиночество.

Итог развития в зрелости непосредственно связан с продуктивными показателями личности: наличие семьи; профессиональный статус; социальный статус. В зрелом возрасте должно быть чувство неуспокоенности (Б.Г. Ананьев, Климов, Алексей Александрович Бодалев, Эрик Эриксон, Франкл и др.) Постепенно к завершению зрелости начинается процесс угасания физиологических функций: у женщин: угасание репродуктивной функции, уменьшение мышечной силы, снижение точности движений, повышение чувствительности к изменению температурного режима. У мужчин: в три раза увеличивается риск заболевания сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышенная возбудимость, вспыльчивость, немотивированная грубость. Особая значимость периода взрослости заключается в многообразии общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя своё отношение к окружающему миру.

Вывод по лекции

Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания произошло во второй половине XIX в. Соединились два независимые друг от друга направления, до этого времени развивавшиеся параллельно (исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, а также этнографические исследования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок.

В это же время психология развития начала, наконец, рассматриваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки.

Объективными предпосылками ее формирования были: требования педагогической практики; разработка идеи развития в биологии; появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

Вопросы для самопроверки

1. Психология развития как самостоятельная отрасль психологической науки.

2. Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологической науки.

3. Общая характеристика психического развития в младенческом возрасте.

4. Общая характеристика психического развития в раннем детстве.

5. Особенности психического развития в дошкольном детстве.

6. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

7. Характеристика личности подростка. Кризис подросткового возраста.

8. Психология развития личности в ранней юности и молодости.

9. Психология зрелой личности. Характеристика кризисов периода взрослости.

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

Основная:

1. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

2. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.

Дополнительная:

1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.

2. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.

3. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2013. - 400 c.

Интернет-ресурсы:

1. http://vocabulary.ru/ - Национальная психологическая энциклопедия.

2. http://psyjournals.ru/ - Портал психологических изданий.

3. http://www.koob.ru/ - библиотека книг «Куб» по различным направлениям психологии и развития человека.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 176.