Педагогические технологии и средства интеллектуального развития обучающихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В педагогике под интеллектуальным развитием понимают формирование способности к овладению и пользованию различными видами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим и т.д. в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а так же речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка. Содержательной стороной интеллектуального развития является общедуховное, включающее в себя определённый объём основных научных знаний о мире и способность философской, конкретно-исторической оценки действительности (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рацапевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005) Интеллектуальное развитие – это так же процесс приобщения к стандартам культуры, к шаблонам восприятия, мышления, поведения, т.е. отстоявшиеся знания и проверенные опытом способы деятельности.

Значительное влияние на интеллектуальное развитие личности оказывает учебная деятельность. В процессе учебной деятельности формируются ментальные (умственные) внутренние психические структуры которые внешне проявляются в успешности выполнения разнообразных видов интеллектуальной деятельности обучаемого и высоких показателях уровня интеллекта при тестировании, что является показателем интеллектуальной культуры личности. Однако не всякая модель обучения наиболее эффективно способствует интеллектуальному развитию обучаемого. Традиционная система обучения чаще формирует репродуктивный тип интеллекта. Наиболее эффективными для развития интеллекта личности являются развивающее, проблемное и исследовательское обучение.

Рассмотрим основные педагогические технологии интеллектуального развития обучающихся.

1) Проектная технология. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний (иногда путем самообразования) для активного включения школьников в освоение новых способов человеческой деятельности. Учебный проект – это задание обучающимся, сформулированное в виде проблемы, их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учеников с учителем и другими учениками и способ решения проекта.

Метод учебных проектов иллюстрирует деятельностный подход в обучении, поскольку он осуществляется через деятельность.

При организации групповой работы учеников над проектом следует учитывать, что только личная заинтересованность в получении результата и положительная мотивация к решению проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли обучающихся в проектной деятельности формируют ключевые базовые компетенции: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации; моделирование; проектирование; совместную деятельность; рефлексию; самообучение.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами обучающихся, что обозначает пути продвижения каждого ученика от репродуктивного уровня обучения к творческому.

Проектирование формирует личностные качества обучающихся, в первую очередь умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

Виды проектов:

1. Монопредметный проект – в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины) укладывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный (внепредметный) проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение обучающимися определенного учебного материала; и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения.

Условиями успешности проектной деятельности являются:

- четкость и конкретность постановки цели проекта;

- определение планируемых результатов;

- констатация исходных данных.

2) Технология исследовательской мастерской. Исследовательская мастерская – это новый способ организации деятельности учеников на уроке. Мастерская включает в себя ряд заданий, которые направляют школьников в нужное русло, но внутри каждого задания ученики абсолютно свободны. Они

каждый раз сами выбирают пути исследования, средства для достижения цели и темп работы.

Мастерская всегда начинается с определения знаний каждого ученика по изучаемому вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе информация корректируется в разговоре с другими одноклассниками, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент мнения по проблеме сопоставляются с позицией других групп. Теперь ученики уже подготовлены для чтения научной литературы, учебника или ресурсов Интернета. До этого времени учитель – слушатель, он еще не выступает с сообщениями, не исправляет неверные ответы. Педагог должен стараться, чтобы ученики его не замечали, спокойно рассуждали и высказывали свои мысли вслух. Только после всей проделанной исследовательской работы учитель может высказать свою точку зрения.

В отличие от традиционного урока в исследовательской мастерской знания выстраиваются, а не даются или передаются.

При работе в исследовательских мастерских ученикам выдаются листы бумаги и фломастеры. Обучающиеся делают чертежи, записывают основные выводы, полученные схемы, формулы и т.д.

3) Технология дебатов. «Дебаты» - это образовательная технология, использующая позиционные игры для достижения следующих образовательных результатов: умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы; умение самостоятельно формулировать гипотезу; умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относиться к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; способность брать на себя ответственность и принимать решения в экстремальных ситуациях.

Особенность идеологии дебатов: не достижение кем-то одним истины в последней инстанции, а этика защиты двух точек зрения, идея несуществования бесспорных истин и однозначных решений. Основным технологическим приемом является всесторонняя проработка тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам. Существуют разновидности дебатов, ориентированные на различные тематические направления и возрастные группы. Технология «Дебаты» завоевала популярность в международном педагогическом сообществе, в первую очередь в США и Великобритании. Стремительно растет ее популярность и в России. Форма дебатов способствует не только развитию навыков устной речи и расширению кругозора, но и позволяет получить навыки в разработке разнообразных проектов.

4) Технология проблемного обучения. Преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4) общий вывод, в котором представлены изучаемые причинно-следственные связи и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Своеобразие технологии проблемного обучения со стороны обучающегося проявляется в том, что последний не только воспринимает, осознаёт и запоминает информацию, что характерно и для не проблемных технологий, но и следит за логикой её доказательства; у него возникают сомнения, вопросы, касающиеся убедительности, как доказательства, так и самого решения. Более того, проблемное обучение сопровождается участием обучаемых в прогнозировании следующего шага рассуждения.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

5) Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы.

Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие эффективно.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

6) Технология критического мышления. Ценность данной технологии состоит в том, что она учит слушать и слышать, развивает познавательный интерес, стимулирует познавательную активность, побуждает учеников к деятельности, позволяет задействовать всех школьников в активной работе. В связи с тем, что в ходе реализации этой технологии приоритет отдается совместной творческой деятельности по созданию коллективного результата, уходят страх обучающегося перед другими учениками, боязнь неправильного ответа, повышается ответственность за свою деятельность, аргументацию своего мнения. Педагог и обучающиеся вместе участвуют в добывании знаний, их критическом осмыслении и оценивании, при этом учитель направляет самостоятельную работу школьников.

Базовый цикл технологии включает три стадии, каждая из которых направлена на развитие интереса каждого обучающегося вне зависимости от уровня его развития и достижений в обучении:

1. Первая стадия – вызов. У школьников активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

2. Вторая стадия – осмысление. Содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа осмысленная – процесс чтения сопровождается действием ученика (маркировка, составление таблиц и т.д.). Здесь «текст» трактуется широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

3. Третья стадия – рефлексия, размышление. На данном этапе ученик формирует личностное отношение к тексту. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Технология критического мышления включает в себя множество приемов, которые позволяют учителю помочь обучающимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Это инсерт, мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры, синквейн, эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, взаимоопрос, метод шести шляп Э. де Боне и др.

7) Кейс-технология. Кейс-метод – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций. При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

Суть его заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов, таких как «Наука и жизнь», СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно

предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию.

При работе с кейсом у обучающихся формируются умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

8) Информационные технологии в обучении одаренных детей. Информатизация образования, основанная на использовании новых информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к умению приобретать их самостоятельно.

Использование новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне и интересу работы с компьютером, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения и не прибегая к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а при использовании наиболее эффективных обучающих систем и объяснение решения. Ученик может обсудить оптимальность решения и тупиковые ходы. Компьютер предоставляет обучающемуся возможность проявить оригинальность, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл.

Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальная работа за компьютером создает условия комфортности, так как каждый работает с оптимальной для него нагрузкой, не чувствуя влияния окружающих.

Предъявляемая обучающимся информация и организация возможностей ее изучения постоянно расширяются благодаря развитию интерактивных компьютерных систем:

- мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация) восприятие информации;

- телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в рамках которого осуществляется познавательное развитие школьника;

- искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного эксперимента и исследования.

Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания определенных учебных предметов, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы и др.), предназначенных для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры, систем искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные обучающие системы), предназначенных для организации процесса самообучения, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.

При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий.

Компьютер дает мгновенный анализ ответа, что позволяет опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

9) Технология тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение обучающихся - один из видов гуманитарного педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором.

Сфера тьюторской работы направлена на построение на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой) практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.

В содержание такой работы тьютора входят следующие этапы взаимодействия с обучающимся:

1) осознание подопечным неопределенности наличной ситуации, необходимости ее достройки из прошлого и будущего;

2) построение временной «растяжки» (мое прошлое - настоящее - будущее);

3) планирование шагов по достижению образа будущего;

4) сохранение независимости от чужих решений;

5) совместный с тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного;

6) выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач;

7) процедура «договаривания» с другими о нормах жизни и действия;

8) переформатирование и «переозначивание» своих результатов и целей.

Благодаря тьюторскому сопровождению школьники осваивают следующие виды деятельности:

- поиск в окружающем мире удивительных явлений, сказочных образов, примечательных и значимых объектов. Творческая продукция детей - краткое представление интереса. Формирование способа и техники поиска и систематизации материала;

- систематическое наблюдение какого-нибудь объекта, ведение дневниковых записей, сбор примечательных фактов;

- оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов;

- создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий;

- работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему. Изложение своего взгляда, отстаивание собственной позиции;

- рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ, умение вести диалог и спор со слушателями;

- составление таблицы-приложения. Выпуск книг и журналов.

По мнению Т. Ковалевой, технология тьюторского сопровождения обеспечивает реализацию ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования.

Наиболее эффективными средствами педагогической поддержки интеллектуального развития обучающихся являются: олимпиада как форма внеурочной работы с детьми; турнир как форма молодёжного интеллектуального досуга; летняя многопредметная школа.

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам. Олимпиады готовят к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Умение выполнять олимпиадные задания всегда являлось показателем одаренности ребенка.

В последние годы в России стало проводиться много различных олимпиад: Всероссийские олимпиады школьников (в пять туров), олимпиады для абитуриентов различных вузов, региональный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада «Авангард», в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», международная игра-путешествие «Кенгуру» и другие. Олимпиадное движение занимает достойное место в системе дополнительного образования детей, а вместе с тем, и в региональной системе образования.

Сегодня по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, крае. В настоящее время на основании Закона РФ «Об образовании» победы учащихся на олимпиадах являются достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов. Участие в олимпиадах, кружках и факультативах планируется учитывать при отборе учащихся в профильные классы, что очень важно при определении готовности школьника к профильному или углубленному изучению ряда предметов.

В течение учебного года для студийцев проводятся мини-олимпиады, интеллектуальные марафоны, турниры. Турнир призван способствовать:

- созданию среды, стимулирующей обучающихся повышать свой интеллектуальный уровень, расширять кругозор, самостоятельно приобретать знания по различным темам;

- созданию условий для развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала обучающихся лицея посредством творческой и интеллектуально-игровой практики;

- формированию у обучающихся устойчивых навыков игрового взаимодействия, умения работать со справочной и познавательной литературой;

- созданию банка интеллектуально-игровых программ для обучающихся лицея, информационно-методического обеспечения педагогов, классных руководителей, работающих в области интеллектуального развития детей.

Целью Турнира является популяризация форм молодёжного интеллектуального досуга, повышения престижа образования, выявления и поощрения интеллектуально одаренной молодежи.

Основные задачи:

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- расширение знаний и развитие у обучающихся интереса к интеллектуальной деятельности.

Логическим продолжением работы разновозрастной студии является летняя предметная школа, занятия в которой проводятся в течение двух недель в июне.

Летняя многопредметная школа – форма дополнительного образования детей, направленная на подготовку лицеистов к участию в предметных олимпиадах.

Занятия в летней многопредметной школе способствуют развитию интеллекта обучающихся, приобретению навыков решения нестандартных и нетрадиционных задач.

Летняя многопредметная школа преследует следующие цели:

- развитие способностей обучающихся;

- самопроверка обучающимися своих наклонностей и готовности к участию в олимпиадах всех уровней;

- самоутверждение обучающихся благодаря достижению высоких результатов;

- самореализация личностного потенциала обучающихся.

Основными задачами летней многопредметной школы являются:

- подготовка обучающихся к олимпиадам всех уровней;

- уточнение банка данных интеллектуально одаренных детей;

- перспективная подготовка резерва детей к участию в олимпиадах;

- психологическая подготовка детей, воспитание личностных качеств, необходимых для участия в олимпиадах;

- апробация педагогических технологий развития и поддержки одаренности лицеистов.

Летняя многопредметная школа – это творческий педагогический и управленческий процесс подготовки методического и психологического обеспечения участия лицеистов в олимпиадах всех уровней.

Организация летней многопредметной школы осуществляется заместителем директора по научно-исследовательской работе и руководителями предметных кафедр. На кафедрах разрабатываются программы летних многопредметных школ, рекомендации по организации и проведению занятий определяются руководители групп. Программы летней многопредметной школы и руководители групп утверждаются НМС (научно-методический совет) по представлению руководителей кафедр. Занятия проводятся в июне по расписанию, составленному руководителями кафедр. Контроль за выполнением программы летней школы возлагается на заместителя директора по НИР.

Вывод по лекции

Теория развития интеллекта швейцарского биолога и философа Жана Пиаже – это наиболее разработанная и влиятельная из всех известных теорий интеллектуального развития, в которой непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях.

Данная эпистемологическая теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле, что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.

В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.

Концепция Ж. Пиаже – выдающееся достижение научной мысли, оказавшее существенное влияние на педагогическую психологию. Однако уже исследования его учеников поставили под сомнение ряд выдвинутых им гипотез. Например, исследование М. Доналдсон заставило усомниться в правильности описания детского эгоцентризма при решении задач. Современные исследователи также подвергают критике некоторые теоретические подходы ученого. Так, многие считают чрезмерной сосредоточенность Ж. Пиаже на действиях младенцев, на «моторной» составляющей сенсомоторного периода: младенцы извлекают отнюдь не меньше опыта из ощущений и наблюдений, чем из действий (А.И. Савенков, 2009). Несмотря на это, становится очевидным, что работы Ж. Пиаже изменили педагогическую психологию.

Значительное влияние на интеллектуальное развитие личности оказывает учебная деятельность. Однако не всякая модель обучения наиболее эффективно способствует интеллектуальному развитию обучаемого. Традиционная система обучения чаще формирует репродуктивный тип мышления. Наиболее эффективными для развития интеллекта личности являются развивающее, проблемное и исследовательское обучение.

В работе с детьми, имеющими повышенный уровень интеллектуального развития, используются следующие педагогические технологии и средства: проектная технология, технология исследовательской мастерской, технология дебатов, технология проблемного обучения, методика обучения в малых группах, технология критического мышления, кейс – технология, информационные технологии, технология тьюторского сопровождения; олимпиада как форма внеурочной работы с детьми, турниры как форма молодёжного интеллектуального досуга, летняя многопредметная школа.

Вопросы для самопроверки

1. В чем специфика понимания интеллекта в теории Ж. Пиаже?

2. Как Ж. Пиаже описывал процесс формирования когнитивных структур?

3. Назовите и опишите стадии развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.

4. Перечислите основные функции предлагаемых педагогических технологий в работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития.

5. В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества технологии тьюторского сопровождения?

6. Назовите характеристики олимпиады как формы внеурочной деятельности и средства сопровождения интеллектуального развития обучающегося.

7. Перечислите основные функции турниров как форм молодежного интеллектуального досуга.

8. Назовите основные цели и задачи летней многопредметной школы.

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Вьюгина, С.В. Модернизация педагогической системы технологического вуза в развитии интеллектуального потенциала студентов / С.В. Вьюгина : монография Электронный ресурс : Казанский национальный исследовательский технологический университет ; Казань, 2015. - 232 c. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-7882-1821-2

2. Кудаев, М. Р. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности студентов / М.Р. Кудаев ; М.Б. Богус. - М.|Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 254 с. - ISBN 978-5-4475-5257-2

3. Мандель, Б. Р. Современная педагогическая психология : Полный курс / Б.Р. Мандель. - М.-Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 828 с. - ISBN 978-5-4475-5085-1

Дополнительная:

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков : учебное пособие / В.А. Аверин. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Издательcтво Михайлова В.А., 1998. – 379 с. – 24 печ. л. – 5000 экз. – ISBN 5-8016-0034-5.

2. Возрастная и педагогическая психология : Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М. : Изд-во МГУ, 1992. - 272 с. - ISBN 5-211-02154-1

3. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.

4. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов высших учеб. заведений / сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М. : Академия, 2003. - 368 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-1523-6

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. – 512 с. («Библиотека всемирной психологии») (Глава «Умственное развитие детей в процессе обучения»)

6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология : [учеб. пособие] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова ; под ред. М.В. Гамезо. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 512 с. : ил. - Прил.: с. 509. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-93134-195-1

7. Глухова С.В. Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении // Заочный педсовет. – 2011. -№ 2. – С. 60-63.

8. Гой Е.И. Исследовательская мастерская на уроках математики // Сибирский учитель. – 2011 - № 4. С. 71-72.

9. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М.: АПК и ППРО, 2005.

10. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум, 2001. - 48 с.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 368 с. (Серия «Мастера психологии»).

12. Зеленина Е.Б. Технологии работы с талантливой молодежью // Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в современном мире: сборник тезисов международной научной конференции. – 2010. – С. 100-105.

13. Инновационный потенциал дополнительного образования интеллектуально одаренных детей : научно-методическое пособие / ФГАУ «Фед. ин-т развития образования М-ва образования и науки РФ», ФГАОУ ВПО «Сев.-кав. фед. ун-т», МБОУ ДОД Ставроп. Дворец детского тв-ва ; под общ. ред. В. М. Головко. - Ставрополь : ТЭСЭРА, 2013. - 228 с.

14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Л.Г. Нисканен. - М. : Академия, 2002. - 208 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0974-0

15. Каптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Модек, 1999. - 336 с. - (Психологи Отечества). - ISBN 5-89395-120-4

16. Коцарь Ю.А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе // Методист. – М., 2003. – № 3.

17. Ларионова, Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности / Л.И. Ларионова. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. - 320 с. - ISBN 978-5-9270-0212-2

18. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология : Учеб. пособие для пед. ин-тов / Н. Д. Левитов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Учпедгиз, 1960. - 428 с.

19. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. - 10-е междунар. изд. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 576 с. : ил. - (Психология - лучшее). - ISBN 978-5-93878-432-1

20. Ногаец, О. А. Интеллектуальное и физическое развитие учащихся в школе : [монография] / О.А. Ногаец ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Карачаево-Черкес. гос. технол. акад.», Каф. физ. воспитания. - Черкесск : Изд-во КЧГТА, 2008. - 163 с. - Библиогр.: с. 146-161. - ISBN 978-5-87757-119-8Мякишева, Н. М. Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников : Монография / Мякишева Н.М. - Москва : Прометей, 2011. - 160 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-4263-0023-1

21. Ольшанский, Д. В. Новая педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / Д.В. Ольшанский. - М. : Академический Проект, 2002. - 527 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0177-7

22. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

23. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / под ред. Л.М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование) (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 212-221. - ISBN 978-5-7695-6875-6

24. Пырьева В.В. Метод проектов как условие интеграции школьных предметов // Сибирский учитель. – 2011. - № 4. - С. 112-116.

25. Савенков А.И. Педагогическая психология. В 2 т. Т.1 : учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

26. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - 2-е доп. и перераб. изд. - М. - СПб. - Н. Новгород - Воронеж : Питер, 2002. - 272 с.: ил. - (Мастера психологии). - Библиогр.: с. 249-264. - ISBN 5-318-00301-Х

27. Черноусенко Т.И. Олимпиадное движение как компонент лицейской системы образования / Т.И. Черноусенко, Л.П. Бутенко // Информационно-методические материалы августовской конференции педагогических работников города Ставрополя. - Ставрополь: Управление образования администрации города Ставрополя, 2008.- С. 71-75.

28. Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.:«Педагогическое общество России», 2007.

29. Яшкова М.Н. Возможности технологии развития критического мышления для формирования познавательной активности школьников // Практика школьного воспитания. – 2011. - № 4. – С. 31-37.

Интернет-ресурсы:

1. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-intellektualnoe-razvitie-mladshego-shkolnika-v-protsesse-obucheniya - Интеллектуальное развитие младшего школьника в процессе обучения

2. http://www.eti-deti.ru/det-test/63.html - Эти-Дети: Возрастная психология, развитие и воспитание детей

3. http://www.psy.msu.ru/ - сайт факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

4. https://cyberleninka.ru – бесплатная научная электронная библиотека

5. https://knigi.news/psihologii-uchebnik/vozrastnaya-psihologiya-psihologiya-razvitiya.html - И.В. Шаповаленко. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология), 2005.

6. Психологические аспекты работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях: СКИРО ПК и ПРО, 2015. – 85 с. - современной образовательной организации / авт. – сост.: И.А. Боброва, С.Н. Солохович. – Ставрополь. - Режим доступа: http://staviropk.ru/attachments/article

Тема 26. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

План лекции

1. Социализация личности в малой группе

2. Социально-психологические параметры педагогического коллектива

3. Образовательная среда как социально-психологическая общность

 

Содержание лекции

1. Социализация личности в малой группе

Д. Ливайну и Р. Морленду принадлежит модель социализации личности в малой группе, которая позже была переименована ими в теорию групповой социализации.

Понятие «групповая социализация» обозначает «аффективные, когнитивные и поведенческие изменения, являющиеся результатом обоюдного влияния индивида и группы на протяжении всего «временного пространства» взаимодействия». В ходе внутригруппового взаимодействия как для групповой активности, так и для каждого отдельного ее члена можно выделить три психологических процесса: оценивание, принятие обязательств и ролевое перемещение.

«Ученический коллектив – это группа сверстников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях».

Ученический коллектив можно рассматривать как систему: это органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, в который, помимо детского, входит еще и коллектив педагогов. Ученический коллектив относительно автономен, для него свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления.

Еще одной важной особенностью, обусловленной психологией и динамикой развития группы, является воспитывающая функция коллектива по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Естественно, что ученический коллектив, как и любая другая система, подвержен динамическим изменениям, которые детерминированы изменениями во внутреннем мире воспитанников, в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива.

Одно из существенных отличий детского коллектива от взрослого заключается в роли взрослого в процессе возникновения группы. С точки зрения формальной (организованной, официальной) группы взрослые создают те структуры, которые потенциально могли бы стать группой членства для ребенка. Также взрослые задают цели и задачи этих групп. В случае неформальных сообществ (спонтанных, неофициальных) взрослые, как правило, не принимают непосредственного участия в процессе формирования неформальной группы.

Еще одна особенность детской группы заключается в том, что, помимо предметных, актуальных для ее членов целей, существование этой группы подчинено социальной сверхзадаче – формированию личности каждого ребенка, входящего в эту группу. Решается эта задача посредством реализации групповых функций, имеющих социализирующее значение: группа является для ребенка источником социального опыта и местом для реализации этого опыта ребенком.

В исследовании А. Г. Кирпичника было показано, что именно совместная деятельность группы определяет процесс развития данной группы как психологической общности. А. Г. Кирпичником были выявлены некоторые особенности динамики детских групп. В их основе лежит, с одной стороны, отсутствие у детей разного возраста высоко значимой постоянной групповой деятельности, а с другой – большая роль эмоциональных отношений, характерная для групп детей и подростков.

Школьный класс как социальное образование характеризуется собственной спецификой группового развития. Он занимает особое место в жизни детей, так как является для абсолютного большинства одним из основных институтов социализации на протяжении более чем десяти лет.

Выделяются семь стадий группообразования.

Первая, начальная, стадия – в поведении учащихся проявляются ориентационные тенденции. В качестве основного авторитета в классе выступает учитель. На этом этапе групповой жизни формируются представления учащихся о классе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны и ведут к образованию диад.

Вторая стадия – формируются групповые нормы, начинает складываться групповое самосознание. Авторы полагают, что на данной стадии развитие группы в деловой и эмоциональной сферах может быть неравномерным.

Третья стадия – «стадия конфликта». Возникают столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремления решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.

Четвертая стадия – переходная – отношения между учащимися изменяются (от состояния конфликта к состоянию сбалансированности). Общение становится более конструктивным, открытым, появляются элементы сплоченности, групповой солидарности.

Пятая стадия – впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «Мы», в котором проявляется забота всех учащихся о классе, интерес к нему и сплочение. На этой стадии намечается тенденция к интеграции групповой и индивидуальной целей, причем ведущими становятся учебные цели, отмечается значительное преобладание деловой сферы. Считается, что этот этап функционирования класса является наиболее удобным для учителя.

На шестой стадии начинает доминировать сфера эмоциональной активности, резко возрастает значение отношений типа «Я – Ты», личные взаимодействия становятся особенно тесными, происходит переоценка групповых норм. По мнению авторов, группа на этой стадии напоминает очень удачную семью.

Седьмая стадия представляет собой высший этап групповой зрелости: уровни развития обеих сфер выровнены и степень сплочения группы весьма высока. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.

2. Социально-психологические параметры педагогического коллектива

При социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры.

Формальная структура коллектива обусловлена правами и обязанностями его членов, а также официальным разделением труда. Так, учителя, работающие в одном и том же классе, руководствуются образовательными стандартами, программами, расписанием уроков и внеклассных занятий, нормами профессиональной этики. Каждый учитель находится в официальных, деловых отношениях с коллегами и школьной администрацией. Отношения между учителями и школьным руководством – директором, завучами – регламентируются должностными инструкциями и распоряжениями.

Неформальная структура коллектива возникает на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами конкретного профессионального сообщества. Неформальная структура коллектива представляет собой систему реально сложившихся отношений между его членами. Такие отношения выстраиваются на основе симпатий и антипатий, уважения, любви, доверия или недоверия, желания или нежелания сотрудничества и совместного поиска. Такая структура отражает внутреннее, порой скрытое, незримое состояние коллектива.

На развитие организационной структуры педагогического коллектива оказывает влияние ряд факторов:

1) характер профессионально-педагогических задач, решаемых членами педагогического коллектива.

2) социально-демографические и индивидуально-психологические особенности членов педагогического коллектива (возраст, образование, уровень квалификации, профессиональные ценности).

3) организационная структура коллектива зависит также и от того, насколько принадлежность к нему удовлетворяет потребности, интересы его членов (престиж коллектива, наличие друзей, осознание значимости своего труда в данном коллективе, морально-психологический климат, традиции коллектива);

4) величина коллектива. Чем больше коллектив, тем более официальный характер приобретают отношения между его членами.

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов называют ряд основных функций социально-психологического климата, к числу которых относятся следующие:

1) консолидирующая (члены коллектива сплочены, коллективные усилия объединены и направлены на решение учебно-воспитательных задач);

2) стимулирующая (создаются «эмоциональные потенциалы» коллектива (А. Н. Лутошкин), активизируется и реализуется в педагогической деятельности жизненная энергия членов коллектива);

3) стабилизирующая (обеспечивается устойчивость внутриколлективных отношений, создаются необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов);

4) регулирующая (утверждаются нормы взаимоотношений, прогрессивно-этическая оценка поведения членов коллектива).

 

3. Образовательная среда как социально-психологическая общность

Образовательная среда представляет собой комплекс взаимодействующих условий и факторов формирования личности по заданному образцу, а также совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Основные характеристики образовательной среды:

1. Образовательная среда возникает во взаимодействии различных субъектов и компонентов образовательного процесса (обучающего, обучаемого, учебной программы, социальных институтов, образовательных деятельностей)75;

2. Образовательная среда формируется осознанно и целенаправленно (педагогически целесообразно). Она должна создавать условия для развития не только познавательной сферы учащегося (его когнитивных процессов и способностей), а также его эмоциональной, личностной, духовно-нравственной и телесной (соматопсихической) сфер его сознания;

3. Показатели образовательной среды: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации);

4. Структурные компоненты образовательной среды:

1) деятельностный, или технологический (совокупность различных видов деятельностей, необходимых для обучения и развития учащихся. Предполагает овладение учебной деятельностью, социально-коммуникативными видами деятельности, освоение проектирования личностью своего жизненного пути и подготовку к профессиональной деятельности, а также становление осознанной саморегуляции);

2) коммуникативный компонент (межличностное взаимодействие в непосредственной или предметно-опосредованной форме). В. И. Панов дифференцирует «педагогическое воздействие» (субъект-объектный тип взаимодействия с учеником), «педагогическое взаимодействие» (субъект-субъектный тип взаимодействия) и «педагогическое содействие», фасилитация (субъект-порождающий тип взаимодействия);

3) Пространственно-предметный компонент (пространственные условия, предметные средства, в условиях которых реализуются пространственные действия и поведение субъектов образовательной среды).

В. И. Панов подчеркивает, что образовательная среда должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих возможность социализации учащихся, развития у них способности быть субъектом осваиваемых видов деятельностей и субъектом своего физического, познавательного и личностного развития, давать учащимся возможность включения в различные виды совместной (между собой и со взрослыми) деятельности (игровой, учебной, коммуникативной, художественной, спортивной, допрофессиональной и др.), актуализировать зоны ближайшего развития учащихся, способствовать проявлению творческой природы развития психики, и при этом используемые образовательные технологии должны соответствовать (быть экологичными) физиологическим, психологическим, социальным особенностям и закономерностям развития учащихся. Соответственно, образовательная среда представляет собой систему педагогических и психологических условий и влияний, предоставляющих возможности для раскрытия как еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащегося в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

Образовательная среда, проектируемая в рамках гуманистической педагогики, должна обеспечивать комплекс условий и возможностей для осознания и реализации каждым ребенком своих личностных потребностей и интересов. Ребенку должно быть предоставлено право на ошибки, его творческий поиск в таких условиях стимулируется не системой поощрений и наказаний в виде оценок, а заинтересованностью учителя в его успехах, дружеской эмоциональной поддержкой. Развитие свободы и активности ребенка в творческой образовательной среде – в этом вся суть гуманистической педагогики.

 

Вывод по лекции

Отечественная социальная психология развивалась под влиянием марксистской философии. Ковалев, Предвечный, Парыгин, Кузьмин, Свенцицкий, Андреева - авторы первых учебников по социальной психологии 1970-80-е годы. Традиционные проблемы советской социальной психологии - коллектив, влияние коллектива на личность, взаимоотношения коллектива и личности, общение. В настоящее время российская социальная психология представляет собой эклектичную, бурно развивающуюся науку, с выраженной прикладной ориентированностью своих исследований.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы оказывают влияние на развитие организационной структуры педагогического коллектива?

2. Что представляет собой образовательная среда?

3. На что должна быть направлена образовательная среда?

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

Основная:

1. Огородова, Т.В. Социальная психология образования : учебное пособие / Т. В. Огородова, Ю. В. Пошехонова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2014. – 116 с.

2. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2017. – 365 с.

Дополнительная:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 363 с.

Интернет-ресурсы:

1. https://studwood.ru/1864519/psihologiya/kratkaya_istoriya_razvitiya_sotsialno_psihologicheskih_znaniy - Краткая история развития социально-психологических знаний

Дата: 2019-07-24, просмотров: 438.