Этические принципы в психолого-педагогической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует несколько профессиональных этических принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

Основными этическими принципами в психолого-педагогической деятельности являются:

1) Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

Все, что обсуждается между педагогом-психологом и учеником, и вся информация, полученная об ученике в ходе уроков и вне их, остается известной только им двоим. Ничто не должно быть обращено во вред ни педагогу-психологу, ни ученику. Если не будут соблюдены дополнительные условия, ничто не должно обсуждаться с другими людьми: родителями, другими учениками или учителями. Специалист может обсуждать с посторонними свои мысли, чувства и поведение, но не мысли и чувства других, которые доверены ему.

Данное правило распространяется на все сведения об особенностях личности, характера, поведения и успеваемости учеников. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение учеников сложно. Избежать этих трудностей помогут правила:

- не заводить с коллегами разговоры о детях, если нет цели им помочь (например, если выдалась свободная минута в учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувствах, которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребенка, или обсудить свой опыт, т. е. говорить о себе, а не об учениках;

- договориться с детьми, что они могут подойти и предупредить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай обсуждался где бы то ни было (дать им право «вето»).

Принцип конфиденциальности предполагает проведение личных разговоров с учениками в соответствующей обстановке (без присутствия посторонних людей или иных отвлекающих моментов); взаимное уважение педагога-психолога и ученика, избегание высказываний, дискредитирующих личность, наносящих ущерб престижу и достоинству; соблюдение нейтралитета и свободу от авторитетов, максимальную объективность; желание идти от возможностей и потребностей ученика, давать рекомендации, а не жесткие указания.

2) Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность. Соблюдение данного принципа способствует тому, чтобы максимально обосновать свое решение, используя теоретические знания и по нескольку раз перепроверяя результаты наблюдений за учеником. Если специалист стремится быть объективным, то он не будет слепо доверять мнению других людей, может быть, даже и более знающих. В сомнительных и спорных случаях педагог-психолог может прибегать к советам экспертов более опытных учителей, психологов, своих преподавателей, к литературе и др. Он будет сравнивать мнения разных людей со своими выводами и принимать решения только на основе этих сравнений.

3) Принцип юридической и правовой правомочности заключается с том, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон разговора при объяснении необходимости применения той или иной методики. В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.

Данный принцип говорит также о том, что ученик должен быть полностью проинформирован о способах использования выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо учреждения (например, для школы, отдела образования, медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы (если результаты исследования используются только в школе и не передаются за ее пределы), либо с согласия родителей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.

4) Принцип морально-позитивного эффекта исследования и взаимодействия важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

Возможно, что во время консультации были затронуты неприятные для ребенка или учителя темы либо разговор получился резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный «портрет» человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе. Особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Всегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы «низкими», с точки зрения клиента, ни оказались результаты, посетитель не должен уходить из кабинета педагога-психолога расстроенным или неудовлетворенным.

 

Вывод по лекции

 Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности изучает законы и механизмы функционирования моральных требований в деятельности педагога-психолога и является важным основанием педагогической культуры, определяющим на основе общечеловеческих норм те нравственные позиции и моральные ценности, которыми должен руководствоваться педагог в своей профессиональной деятельности.

   Уровни регулирования психолого-педагогической деятельности обусловленность определённым типом педагогической деятельности и подразделяются на: базовый уровень компетентности, поисково-творческий, инновационно-созидательный.

    Качество педагогической деятельности базируется на трех ее уровнях: нормативном, преобразующем, творческом.

  Существует профессиональные этические принципы, обязательные педагогов-психологов:

принцип конфиденциальности, объективности и ответственности за принимаемые решения, юридической и правовой правомочности, морально-позитивного эффекта взаимодействия. 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные категории профессиональной этики.

2. Перечислите уровни регулирования психолого-педагогической деятельности. 

3. Назовите и раскройте суть этических принципов в психолого-педагогической деятельности.

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет. Электронный ресурс: учебное пособие / М.Е. Виговская. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 144 c.

2. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика / Т.Н. Козловская, Г.А. Епанчинцева, Л.В. Зубова. – Оренбург, ОГУ, 2015. - 218 с.

3. Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого // Электронный ресурс: учебно-методическое пособие / Т.Н. Сахарова / В.Е. Цибульникова / М.Г. Фарниева / Т.В. Пушкарева / С.Ю. Попова / Н.П. Болотова / И.А. Горбенко / Н.Ю. Галой / Е.А. Леванова / Л.А. Долинская; Т.Н. Сахарова ; ред. Е.А. Леванова. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 66 c.      

4. Профессиональная этика и служебный этикет. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 559 с.

Дополнительная:

1. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В.Мишаткина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 304 с.

2. Психология и этика делового общения (5-е издание) Электронный ресурс: учебник / Л.Г. Титова / Уледова А. И / В.В. Юдин / Л.И. Чернышева / Ж.Б. Скрипкина / Л.И. Зотова / В.Ю. Дорошенко / В.П. Ратников / В.Н. Лавриненко / Э.В. Островский / Л.Т. Подвойская ; ред. В.Н. Лавриненко. - Психология и этика делового общения (5-е издание). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 419 c.

3. Тимченко Н.М. Психология и этика делового общения / Н.М. Тимченко. - 3-е изд., стер. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 480 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://moy-bereg.ru/pedagogicheskaya-kultura/pedagogicheskaya-kultura-i-etika-professionalnoy-deyatelnosti-4.html - Педагогическая культура и этика профессиональной деятельности.

2. http://website-seo.ru/0682030118.html - Этика профессиональной деятельности педагогического психолога.

3. http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86327. - Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога.

 

 

Тема 19. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПОДХОДОВ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План лекции

1. Развитие ценностных представлений в отечественной педагогике

2. Базовые национальные ценности в системе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации современных школьников

Содержание лекции

Дата: 2019-07-24, просмотров: 312.