Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи – совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяющая ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

Особенности семейного воспитания:

  • органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
  • непрерывность и длительность воздействия;
  • многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
  • интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
  • относительная замкнутость;
  • общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
  • взаимная направленность формирующих воздействий.

Принципы семейного воспитания: целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и семейного воспитания, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требования и воспитательных позиций, включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Условия семейного воспитания: семейный быт, уклад; семейные традиции; семейные отношения, эмоциональный климат семьи; общение и совместная деятельность; понимание и принятие ребенка; чувство долга и ответственности за воспитание детей; педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психологии и педагогики; авторитет родителей; организация жизненного пространства ребенка.

В семейном воспитании существуют и негативные факторы: бездуховность родителей на фоне приоритета материальных ценностей; авторитаризм или безграничный либерализм; безнравственность, противоправное поведение взрослых; отсутствие нормального психологического климата; неразвитость родительских чувств; фанатизм в любых его проявлениях; отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Необходимо принимать во внимание неверные установки в семейном воспитании:

  • формирование неадекватных полу или возрасту качеств у ребенка (девочка воспитывается как мальчик, рождение которого ожидалось, или наоборот);
  • страх утраты ребенка;
  • проекция на детей собственных отрицательных качеств;
  • амбиции родителей в отношении собственных детей;
  • внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые характеризуют отношение взрослых к детям.

Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев: степень протекции и контроля ребенка; удовлетворенность потребностей ребёнка; предъявляемые требования и способы общения с ним; применяемые по отношению к ребенку санкции; степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.

Родительский контроль : при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования : родительские требования при правильном их использовании побуждают к развитию зрелости у детей: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Способы общения с детьми : родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, ругани.

Эмоциональная поддержка : родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к детям, их действия направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Весь арсенал методов воспитания, описанный выше, используется в семейном воспитании. Плохо, когда в семье единственными из всего многообразия методов воспитания становятся методы наказания и поощрения с неправильной технологией их применения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 210.