Самовоспитание как процесс и результат воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самовоспитание как процесс работы над собой имеет этапы:

1. Мотивационный. На этом этапе у учащегося должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости прилагаемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания в определенной степени зависит от того, насколько ученики осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость от достигнутого успеха.

2. Программный. На этом этапе определяются программа самовоспитания, последовательность работы по самосовершенствованию.

3. Поисковый. Дети стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.

4. Рефлексивный. На этом этапе происходит оценка саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.

      Самовоспитание требует познания человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности. Однако следует помнить, что оно не может изменить черты, данные человеку от природы.

    Педагогическое стимулирование С. представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации. При этом педагогу необходимо учитывать предшествующий опыт детей, в том числе и опыт работы над собой.

     Эффективность стимулирования С. учащихся обусловлена тем, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Но не следует забывать и о том, что работа над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии.

     Субъектом С. является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут быть все участники воспитательного процесса – педагоги, родители, товарищи и т. д. Для педагога задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач проводимой им воспитательной работы.

Практика убеждает: чем полнее и лучше включены учащиеся в разнообразную деятельность, чем чаще они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции – тем выше эффективность С. Если ученик выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность. И, напротив, при неправильной организации деятельности, когда ребенок остается пассивным исполнителем или безразличным участником, у него формируются соответствующие качества.

  Эффективность стимулирования С. зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них учащихся. Практика показывает, что наилучший результат достигается там, где педагоги применяют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания.

Вывод по лекции

Воспитательная система школы включает компоненты, которые обусловливают сущность воспитания и его место и роль в целостной структуре процесса формирования человека.

Существуют классические концепции воспитания, которые берут свое начало с трудов древнегреческих философов. К классическим концепциям воспитания относятся концепции: А.С. Макаренко, Януша Корчака, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова.

К современным концепциям воспитания можно отнести концепции Е.В. Бондаревской, О. Газмана, Н.Е. Щурковой.

На последующих этапах развития и становления личности человека применяется самовоспитание как процесс работы над собой и результат качества жизни и уровня воспитанности личности. 

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику компонентов воспитательной системы.

2. В чем сущность воспитания и его роль в целостной структуре процесса формирования человека?

3. Назовите и опишите классические концепции воспитания.

4. Охарактеризуйте современные концепции воспитания.

5. Как понимается самовоспитание в качестве процесса и результат воспитания?

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Коржуев, А.В. Современная теория обучения. Общенаучная интерпретация: учебное пособие / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - Современная теория обучения. Общенаучная интерпретация. – М.: Академический Проект, 2017. - 192 c.

2. Педагогика: учебник / [Бахмутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Е.Н. и др.]; под ред. А. П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2014. - 304 с. - (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения). - Гриф: Доп. УМО. 

3. Пешкова В.Е. Педагогика: курс лекций / В.Е. Пешкова. Теория и методика воспитания. - М., Директ-Медиа, 2015. - 161 с.

Дополнительная:

1. Безрукова В.С. педагогика: учеб. пособие / В.С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 381 с.

2. Вульфов Б.З., Ермоленко Л.В., Иванов В.Д. Педагогика: учеб. пособие для бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 502 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 607 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://fictionbook.ru/author/elena_belikova/teoriya_i_metodika_vospitaniya_konspekt_lekciyi/ – Е. Беликова, Л.В. Елисеева, О.И. Битаева Теория и методика воспитания: конспект лекций.

2. http://psylist.net/pedagogika/ – Педагогика.

3. http://uroki.net/ - Сайт методической помощи для учителей, директоров, завучей средних школ, лицеев, гимназий.

4. http://www.gramota.net/category/6.html – Архив научных статей: Педагогические науки

5. http://www.pedagogika-rao.ru/ - сайт журнала «Педагогика»

 

 

Тема 12. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

План лекции

1. Педагогические системы, их виды и основные элементы

2. Современные педагогические технологии: сущность, содержание, структура

3. Базовые теории педагогического процесса

4. Эволюция методов обучения и их классификация

5. Психолого-педагогические основы технологизации обучения

6. Педагогическая система развивающего обучения

7. Педагогическая система личностно ориентированного обучения

 

Содержание лекции

Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.