ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки 44.03.02 Психолого–педагогическое образование
Направленность (профиль)
«Психология и педагогика начального образования»,
«Лечебная педагогика и психологическое консультирование»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
Очная
Учебный план 2018 года
Ставрополь 2018
Печатается по решению
Учебно–методического совета
Северо–Кавказского федерального
университета
УДК
ББК
История педагогики и образования: учебное пособие (курс лекций) / авторы-составители Халяпина Л.В., Позднякова И.Р., Хохлова Д.А., Мищерина И.В., Недоповз И.И., Чуприна А.А., Пашина С.В., Филипович Е.И., Ахмедова Э.М., Гречкина А.А. – Ставрополь: Изд–во СКФУ, 2018. – 440 с.
В учебном пособии «История педагогики и образования» рассматриваются актуальные прикладные вопросы этой дисциплины, представлен курс лекций для студентов. Материал учебного пособия позволяет изучить исторические этапы развития педагогической мысли, а также освоить вопросы становления педагогики как науки и развития научных психологических представлений об организации педагогического процесса. Такой комплексный подход в изучении дисциплины способствует формированию определенного перечня знаний, умений и навыков, необходимых для Государственной итоговой аттестации.
Учебное пособие (курс лекций) предназначено для студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого–педагогическое образование.
Рецензенты:
Таранова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВО «Северо–Кавказский федеральный университет»
Оганян Карина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии и русского языка ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
© ФГАОУ ВО «Северо–Кавказский
федеральный университет», 2018
© Халяпина Л.В., Позднякова И.Р., Хохлова Д.А.,
Мищерина И.В., Недоповз И.И., Чуприна А.А.,
Пашина С.В., Филипович Е.И., Ахмедова Э.М.,
Гречкина А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ ЛЕКЦИЙ………………………………………………… | 5 |
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………………………………………………………… | 10 |
Тема 1. Воспитание и обучение в первобытном обществе и древнейших государствах ближнего и дальнего востока……………………………………….. | 10 |
Тема 2. Воспитание и педагогическая мысль в античном мире…………………. | 16 |
Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения…………………………………………………………… | 25 |
Тема 4. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.)…………………………………………………………….. | 36 |
Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII-XVIII вв……. | 45 |
Тема 6. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в…………………….. | 55 |
Тема 7. Школа и педагогическая мысль XIX в. – начала XX в…………………. | 61 |
Тема 8. Школа и педагогика до и после Второй мировой войны………………. | 65 |
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.. | 78 |
Тема 9. Исторический анализ теории целостного педагогического процесса….. | 78 |
Тема 10. Становление дидактики как научной дисциплины…………………….. | 101 |
Тема 11. Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе…………………………………………………………………………………… | 119 |
Тема 12. Педагогические теории, системы и технологии в новейшей истории педагогики и образования ………………………………………………………….. | 138 |
Тема 13. Ведущие тенденции современного развития образования и образовательных программ в России………………………………………………. | 198 |
Тема 14. История дополнительного образования детей в России………………. | 205 |
Тема 15. Содержание педагогического мастерства, пути его формирования в истории педагогики…………………………………………………………………. | 216 |
Тема 16. Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики……………………………………………………………………………… | 236 |
Тема 17. Педагогическое взаимодействие в процессе обучения детей с различными образовательными потребностями и способностями……………….. | 247 |
Тема 18. Возникновение знаний о профессиональной этике в психолого-педагогической деятельности………………………………………………………. | 269 |
Тема 19. Формирование ценностных подходов в истории отечественного образования………………………………………………………………………….. | 280 |
Тема 20. История развития семейного воспитания в России…………………… | 294 |
Тема 21. Развитие основ инклюзивного образования……………………………. | 305 |
Тема 22. Предпосылки возникновения и тенденции развития инновационных процессов в российском образовании……………………………………………… | 309 |
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………………………. | 332 |
Тема 23. Исторический аспект развития психологических основ организации педагогического процесса…………………………………………………………… | 332 |
Тема 24. История становления психологии развития и возрастной психологии.. | 353 |
Тема 25. Интеллектуальное развитие личности как предмет психолого-педагогической мысли и исследований……………………………………………. | 385 |
Тема 26. Развитие социально-психологических знаний об образовании……….. | 418 |
Тема 27. Становление и развитие психолого-педагогической диагностики……. | 426 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО КУРСУ ЛЕКЦИЙ………………………………. | 440 |
ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ ЛЕКЦИЙ
Учебное пособие (курс лекций) «История педагогики и образования» составлен в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Дисциплина относится к базовой части дисциплин учебного плана. В содержании курса раскрываются качественные изменения в развитии педагогической мысли и школьной практики, прослеживается борьба прогрессивных и консервативных тенденций.
Изучение истории педагогики и образования как учебного предмета высших педагогических учебных заведениях имеет особое значение для профессионального становления будущих учителей, педагогов-психологов. Одна из важнейших задач педагогического образования – обеспечить будущих специалистов знанием путей развития практики воспитания и обучения, постепенного осмысления целей, содержания, методов и организации образования. Изучение истории педагогики и образования должно помочь будущим учителям научиться мыслить педагогическими категориями, ясно представляя себе их генезис. Поэтому при освещении тех или иных педагогических концепций, взгляда отдельных мыслителей внимание студентов должно обращаться на то новое, что способствовало совершению практики воспитания и обучения с одной стороны, и развитие педагогической науки – с другой. Поиск новых подходов к построению курса истории образования и педагогической мысли как учебной дисциплины, вызвал необходимость целостного рассмотрения истории теории и практики воспитания в рамках глобального процесса развития общечеловеческой цивилизации.
Данное пособие представлено в диалектической связи вопросов дисциплины «История педагогики и образования» (автор-составитель Позднякова И.Р.) с вопросами таких дисциплин, как: «Общая педагогика» (автор-составитель Мищерина И.В.), «Теория обучения» (автор-составитель Чуприна А.А.), «Теория воспитания» (автор-составитель Чуприна А.А.), «Социальная педагогика» (автор-составитель Позднякова И.Р.), «Социализация личности ребенка» (автор-составитель Ахмедова Э.М.), «Экспериментальная деятельность в образовании» (автор-составитель Хохлова Д.А.), «Образовательные программы РФ» (автор-составитель Пашина С.А.), «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» (автор-составитель Мищерина И.В.), «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности (автор-составитель Чуприна А.А.), «Дополнительное образование детей» (автор-составитель Ахмедова Э.М.), «Педагогика и методика работы с детьми с особыми образовательными потребностями» (автор-составитель Пашина С.А.), «Основы инклюзивного образования» (автор-составитель Филиппович Е.И.), «Педагогическая аксиология» (автор-составитель Пашина С.А.), «Теория и методика интеллектуального развития» (автор-составитель Хохлова Д.А.), «Основы педагогического мастерства» (автор-составитель Недоповз И.И.), «Педагогические теории, системы и технологии» (автор-составитель Хохлова Д.А.), «Семейная педагогика» (автор-составитель Недоповз И.И.), «Инновационная профессиональная деятельность учителя начальных классов» (автор-составитель Халяпина Л.В.), «Общая и экспериментальная психология» (автор-составитель Ахмедова Э.М.), «Психолого-педагогическая диагностика» (автор-составитель Гречкина А.А.), «Психология развития и возрастная психология» (автор-составитель Гречкина А.А.), «Социальная психология образования» (автор-составитель Халяпина Л.В.). Такое рассмотрение курса повышает общепедагогический кругозор студента, способствует выработке ценностного отношения к педагогическому наследию, является важным условием формирования общей и педагогической культуры, поскольку он дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению педагогического мировоззрения. Особое внимание отводится раскрытию того, как процесс развития науки в целом влиял на теорию и практику воспитания, как новые педагогические идеи воздействовали на школьную практику, наконец, каким образом достижения практики обучения и воспитания отражались в педагогической науке России.
Освоение наследия прошлого содействует развитию педагогических способностей и помогает творчески использовать накопленные знания.
Целью курса является: формирование историко-педагогического мировоззрения и развитие творческого педагогического мышления студентов на основе их ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого, с исторической картиной развития мирового и отечественного образования, изучения закономерностей данного процесса, а также развитие системных представлений об основных направлениях и тенденциях становления педагогических идей, педагогики и школы в тесной взаимосвязи с современностью.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций, вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания;
- углубить представления студентов об основных педагогических понятиях и категориях (воспитание, обучение, образование, их цели, задачи, содержание, методы, формы, принципы и т.д.) на основе усвоения их историко-генетического содержания;
- обеспечить формирование у студентов устойчивых представлений о роли образования в жизни общества, в процессе конкретно-исторического развития личности, о влиянии экономических, социально-политических и этнокультурных особенностей общественной жизни на создание конкретно-исторических воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем;
- способствовать воспитанию у студентов историзма педагогического мышления – формированию устойчивых и целостных представлений о постоянном и закономерном развитии педагогических явлений и процессов, о смене педагогических парадигм; формированию исторического подхода к конкретным педагогическим явлениям; подготовке студентов к диалектическому, с позиции историзма, освоению педагогической теории;
- способствовать развитию у студентов умений анализировать, сравнивать, сопоставлять различные историко-педагогические факты, концепции с точки зрения их прогрессивности, оригинальности;
- способствовать осознанию студентами ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости, формированию и укреплению на этой основе устойчивого интереса к педагогическим теориям и практике образования и воспитания прошлых лет, пробуждение потребности в изучении историко-педагогического наследия.
Особенность настоящего курса лекций состоит в том, что он нацелен на формирование у студентов особой мировоззренческой позиции, обучение навыкам редуцирования, трактовки дисциплинарных знаний через призму универсальных закономерностей и моделей действительности, обретение опыта использования трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем в образовательной сфере.
На качество подготовки конкурентоспособного специалиста в области образования будет значительно влиять процесс повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Для самопроверки студентами уровня теоретической подготовки, овладения навыками, необходимыми для успешного обучения, в учебном пособии к каждой теме предлагается перечень вопросов.
Результатом самостоятельной работы должно стать формирование базовых компетенций: ОК-1 (способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции) и ОПК-4 (готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов).
Междисциплинарные связи, отражающие диалектическое единство курса истории педагогики и образования с рядом психолого-педагогических дисциплин, позволяют студентам бакалавриата по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» сформировать определенный перечень знаний, умений и навыков, необходимых для Государственной итоговой аттестации.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.