Организованные формы воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При передаче опыта люди первобытной эпохи пользовались определенными дидактическими приемами, которые вырабатывались под влиянием условий жизни. Поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и каким образом делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.

По мере усложнения труда менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

Срок детства и воспитания в первобытных общинах был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

По мере взросления мальчики большую часть времени начинали проводить с мужчинами. Так они приобщались к охоте, рыболовству и т. п. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

Воздействие воспитания было минимальным. Детям предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физической силой (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). В дальнейшем ситуация меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Физические наказания стали применяться часто.

Общинная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

В условиях матриархата мальчики и девочки воспитывались под руководством женщин совместно до 7–8 лет и раздельно в более старшем возрасте. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит в ведение старейшин и жрецов. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), маори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки обоих полов, достигшие 10–15 лет, проходили инициацию – процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась магическая сила. Программа подготовки к инициации мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек – приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставлений, закрепление определенных навыков должны были сопровождаться болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.

 

Вывод по лекции

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные концепции происхождения воспитания, выделив в них общие черты и принципиальные различия.

2. Перечислите основные черты воспитания в первобытную эпоху.

3. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?

4. Назовите организованные формы воспитания в первобытном обществе.

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. История педагогики: учебно-методическое пособие. – 2015.

Дополнительная:

1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.

2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. – М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.

3. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Владос, 2000.

4. История педагогики и образования в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – 2-е изд., исправ. и доп.– М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

5. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988.

6. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. – М.: ИТПИМИО, 1993.

7. Корнетов Г. Б. История педагогики. Введение в курс" История образования и педагогической мысли". – АСоУ, 2011.

8. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.: Педагогика, 1989.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.p-lib.ru/pedagogika/mazalova/mazalova4.html - Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.