Основные виды ошибок в построении сложных предложений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ошибки в построении сложного предложения чаще всего связаны с неточным употреблением союзных средств, с нарушением соотношения видовременных форм глаголов-сказуемых, а также с неправильном порядком слов в предложении. Различаются ошибки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Ошибки в построении сложносочиненных предложений:

1. Употребление противительных союзов а, но вместо соединительного союза и: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2. Употребление соединительного союза и вместо противительных союзов а, но: Ундина была огорчена изменой своего возлюбленного, и он ничего не понимал.

3. Употребление лишнего союза, в том числе постановка рядом однозначных союзов: Всем предприятиям было предложено представить заявки на необходимое сырье, но однако некоторые из них своевременно этого не сделали.

4. Тавтологическое употребление сочинительных союзов: Искали его три дня, но все напрасно, но потом нашли в степи без чувств.

5. Неправильное употребление двойных повторяющихся разделительных союзов: То озеро становится черным, вздувается, но (должно быть то) вот оно тихое, ласковое, нежное.

6. Объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических структур (простого и сложного предложения): Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывали представление о вольнодумстве (правильно: но и как вольнодумство).

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений:

1. Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (правильно: Как только перестал дождь, мы отправились домой); Только хозяин откинул руку назад, но вдруг из чащи леса вышел огромный тигр (нужно: Только хозяин откинул руку назад, как вдруг из чащи леса вышел огромный тигр).

2. Пропуск соотносительных местоимений и наречий в главной части сложноподчиненного предложения: В армии Петя стремился быть в опасных местах, он просился, где опаснее (правильно: …просился туда, где опаснее).

3. Пропуск союза: Преданность его Маше Мироновой проявлялась в том, __ когда Маша была в руках злодеев, он спас ее (пропущен союз что).

4. Употребление лишних союзов, в том числе постановка рядом однозначных союзов: Автор пишет, что будто бы его теоретические положения проверены на практике (следует употребить либо что, либо будто бы).

5. Употребление одних союзов и союзных слов вместо других: Шел третий урок, как (нужно: когда) в окно класса заглянуло солнышко.

6. Тавтологическое употребление союзов и союзных слов и загромождение сложного предложения придаточным: Когда утром встали все казаки, Тарас очень удивился, когда увидел, что среди казаков не было Андрия (правильно: Когда утром все казаки встали, Тарас очень удивился, что среди них не было Андрия).

7. Употребление разнотипных придаточных частей в качестве однородных: Для замены кислотной линии просим дать указание: а) о выделении труб нержавеющей стали небольшого размера; б) оплата монтажной бригады должна производиться (правильно: о выделении, об оплате…).

8. Объединение сочинительной связью членов простого предложения и придаточных частей сложноподчиненного предложения: Он увидел молодую девушку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой (следует писать: пришедшую за водой и поразившую его).

9. Смещение конструкции (конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало): Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании цитат (нужно: это вопрос об использовании цитат).

10. Нарушение порядка слов (отделение придаточной определительной части от определяемого слова): Состоялся новый спектакль в Доме культуры, какого мы никогда прежде не видели (в Доме культуры состоялся новый спектакль, какого…).

Общей ошибкой при построении всех типов сложных предложений является несоотнесенность видовременных форм глаголов-сказуемых: Вдруг ударил гром, сверкнула молния и женщины кричали (правильно: закричали). В сосновом лесу обычно бывает темно, еле-еле сквозь деревья пробивался луч солнца (верно: пробивается).

Если выбор синтаксической конструкции не связан с проблемой сохранения авторского стиля, следует упорядочить структуру сложного предложения, уточнить союзную связь, сократить количество придаточных частей:

Исходное предложение: Среди частей и соединений флота, какие отличились на побережье Черного моря, был и артиллерийский дивизион, которым командовал Солуянов. Отредактированное предложение: Среди частей и соединений флота, которые отличились на побережье Черного моря, был и артиллерийский дивизион под командованием Солуянова. Здесь мы видим, что потребовалась замена союзного слова: вместо относительного местоимения какие (привносящего добавочный оттенок уподобления, сравнения) употреблено местоимение которые, вторая придаточная часть заменена параллельной конструкцией. Кроме того, сокращается количество придаточных частей, устраняется повторение союзного слова который, соединяющего неоднородные придаточные при последовательном их подчинении.

 

Задания к § 11 для закрепления теоретического материала

 

Задание 81 . Укажите, какие два смысла может иметь каждое из данных предложений. Отредактируйте эти предложения.

1. Заседание было посвящено рассмотрению заявлений рабочих, поступивших за последний месяц. 2. Велика была радость командира отряда, отыскавшего дорогу. 3. Прошу вас вторично произвести поиски пропавших вещей. 4. Мы рекомендуем в ближайшие дни произвести подсадку и подсек, где это нужно, укомплектовать соответствующим образом бригады и звенья, закрепив за ними определенные участки. 5. Рабочие бригады выполнили задание. 6. Я знал его еще ребенком. 7. Завтра Настя пойдет встречать мать. Она будет в белом платье. 8. Василий заинтересовал его судьбой своего товарища. 9. И вскрикнул внезапно ужаленный князь. 10. Платье задело весло. 11. Мать встретила Нинель. 12. Вели его накормить. 13. Рассказывать было некому.

 

Задание 82. Выберите правильную форму слов, приведённых в скобках. Обоснуйте свой выбор.

1. (Произошло, произошли) два (удивительных, удивительные) события. 2. В некоторых регионах (возникло, возникли) по три-четыре отделения банка. 3. Говорят, что ряд негосударственных владельцев телекомпаний (готов, готовы) предложить свои десять процентов в обмен на деньги. 4. Тогда (погибло, погибли) десять рабочих. 5. За это решение (проголосовало, проголосовали) 238 депутатов. 6. Ряд новых законопроектов (отклонено, отклонены) на текущей неделе. 7. Много людей (прошло, прошли) мимо памятника. 8. Сотни растений (взошло, взошли) на этих грядках. 9. Несколько тысяч жителей города (живёт, живут) в сейсмически опасной зоне. 10. Часть жильцов (переехала, переехали) к родственникам. 11. Множество примет (указывает, указывают) на изменение погоды. 12. Ряд деятелей культуры (оказал, оказали) поддержку движению. 13. Часть заявлений министра, (опубликованных, опубликованные) во вчерашнем номере, чётко (показывает, показывают) позицию правительства. 14. Не менее двадцати человек (посетило, посетили) в этот день выставку. 15. Несколько виновных (было, были) наказаны, остальным сделано предупреждение.

 

Задание 83. Согласуйте определения с определяемыми словами, выбрав одну из форм. Аргументируйте свою точку зрения.

1. Три (соседние, соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные, неравных) части. 3. (Первые, первых) два места поделили опытный гроссмейстер и юный мастер. 4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны, сторон). 5. И первая, и вторая (половина, половины) матча прошли в исключительно быстром темпе. 6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета, факультетов). 7. Она протянула к нему обе (свои, своих) руки. 8. Два (мои, моих) (старшие, старших) брата и обе сестры брали уроки пения. 9. Ни та, ни другая (команда, команды) не забила гола. 10. Изобретатель сконструировал (специальный, специальные) генератор и двигатель, с помощью которых энергия падающей воды или паровых двигателей превращается в электроэнергию.

 

Задание 84. Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу. 6. Гора Эльбрус (высок, высока). 7. Письмо-квитанция (доставлено, доставлена) адресату.

 

Задание 85. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

 

 

Задание 86. Оцените употребление предлогов и беспредложных конструкций, в случае необходимости исправьте ошибки в образовании конструкций с управлением.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 16. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 17. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 18. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 19. Большое значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости. 20. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам.

 

Задание 87. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова.

Ручаться – гарантировать, начать – приступить, одевать – надевать, спрос – потребность, беспокоиться – тревожиться, примириться – смириться, преимущество – превосходство, тормозить – препятствовать, опираться – базироваться, поражаться – удивляться, предупреждать – предостерегать, ценить – дорожить.

 

Задание 88. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления. Запишите отредактированные варианты.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

 

Задание 89. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов, отредактируйте предложения.

1. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода. 2. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путем наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 3. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду. 4. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один прием на ходу станка. 5. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 7. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 8. Изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача. 9. Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день был найден убитым.

 

Задание 90. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3. Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 4. Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. 8. Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю. 9. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений. 10. Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства. 11. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости. 12. Он видит парк из тонких деревьев, в газете о котором писалось, что это великолепный сад. 13. На стене висит портрет, когда он был молодой. 14. Подбородок у меня закруглённый, после которого идёт тонкая шея, которую каждый раз натирает белая рубашка.


Рекомендованная литература

1. Барышникова, Е. Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е.Н. Барышникова; Е. В. Клепач, Н. А. Красс. – М. : Флинта: Наука, 2005. – 224 с.

2. Боженкова, Р. К. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова. – М. : Вербум–М, 2004. – 50 с.

3. Жилина, О. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие: В 3 ч. / О. А. Жилина, Н. Н. Романова. М. : Изд–во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 2009.

4. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – 6–е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 288 с.

5. Проскурякова, И. Г. Практикум по русскому языку и культуре речи : Нормы современного русского литературного языка для студентов–нефилологов : Учеб. пособие для студентов техн. вузов. – 3–е изд., испр. и доп. – М. : Изд–во Флинта : Изд–во Наука, 2005 (Великолук. гор. тип.). – 231 с.




Приложение

Пунктуация в таблицах

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 773.