Синтаксические нормы русского языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие синтаксической нормы. Нормы согласования. Согласование сказуемого с подлежащим

Синтаксические нормы регулируют правила построения синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений).

Нормы согласования

Согласование определения с определяемым словом

1. Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то рекомендуются следующие правила согласования:

При словах мужского и среднего рода определение, стоящее между числительным и существительным, ставится в родительном падеже множественного числа Два больших дома, два больших окна  
При словах женского рода определение ставится в именительном падеже множественного числа Две большие комнаты  

2. Если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительного: первые два года, последние две недели, верхние два окна.

Согласование сказуемого с подлежащим

При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо соблюдать следующие правила:

1. Если подлежащее выражено собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.), счетным оборотом (количественным числительным или другим счетным словом, например, несколько) в сочетании с родительным падежом множественного числа, то сказуемое обычно ставится:   1) во множественном числе, когда речь идет об одушевленных предметах: Большинство студентов хорошо сдали экзамены. Премию получили семь сотрудников. Несколько человек молчали; 2) в единственном числе, когда подлежащее обозначает неодушевленные предметы: Ряд новых домов стоял в конце улицы. Засеяно сто сорок гектаров.
2. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе. Четыре студента вошли в аудиторию. На столе лежат три учебника.
3. При составных числительных, заканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе Институт окончил двести один студент. В соревновании участвует сорок один спортсмен.
4. При нумерализованных существительных (пара, тройка, десяток, сотня, тысяча, миллион, миллиард), а также словах масса, уйма, куча, пропасть, поток и др. сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде с подлежащим. Сотня лыжников вышла на трассу. Тысяча книг уже нами просмотрена. Поток машин катился по узкому мосту.  
5. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое обычно ставится в единственном числе. Прошло два месяца. Пробило семь часов.  
6. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе. Все три всадника ехали молча.  
7. Если подлежащее содержит числительное пол-, то сказуемое ставится в единственном числе. Сгорело полдома. Полдеревни сбежалось смотреть на это зрелище.
8. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое ставится в единственном числе.   Много чемоданов и коробок стояло около транспортера. Сколько разных чувств одолевает нас в моменты расставания!
9. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета. Библиотека-музей открылась, песня-романс стала популярной, машина-фургон стояла около магазина, часы-будильник остановились, книга-справочник очень полезна, кресло-кровать стояло в углу и т.п.
10. У сложносокращенного слова (аббревиатуры) сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания. МГУ (Московский государственный университет) объявил конкурс. Гороно (городской отдел народного образования) разослал инструкцию.
11. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем, выраженном местоимением никто, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.д. Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.  
12. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзом или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования:   1) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно имеет форму множественного числа: Промышленность и сельское хозяйство неуклонно развиваются. 2) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: Из комнаты послышался шепот и неразборчивые слова.

 

Нормы управления

Управлениетакой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной падежной (или предложно-падежной) формы. Выбор падежа управляемого существительного зависит от значения главного слова. Например, ошибочными будут словосочетания типа: отзыв на статью, рецензия о спектакле, характеристика на ученика. Существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на, а предложным с предлогом о (отзыв о статье), а существительное рецензия – наоборот (рецензия на спектакль). Существительное характеристика должно управлять родительным падежом без предлога (характеристика ученика). Во всех затруднительных случаях следует обращаться к толковым словарям русского языка или к словарям сочетаемости, к словарю-справочнику Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке».

Необходимо различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления (разных падежей). Для этого важно уметь правильно задать вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного, например, вера в победу (во что?) и уверенность в победе (в чем?) (ошибка порождается общим корнем); беспокоиться о ком-нибудь и тревожиться за кого-нибудь (ошибка возникает потому, что оба глагола имеют значение «волноваться»), обращать внимание на что-либо, уделять внимание чему-либо, уплатить за что-либо и оплатить что-либо (уплатить за проезд, оплатить проезд), основываться на фактах (на чем?), обосновывать фактами (чем?).

Большое значение для построения предложений и словосочетаний имеет выбор предлога. Система русских предлогов богата и разнообразна, она позволяет выразить тончайшие оттенки значений. Наиболее распространенными являются следующие ошибки:

1. Употребление предложного сочетания там, где нужна беспредложная конструкция (говорят: разъяснение о смысле указа, правильно: разъяснение смысла указа).

2. Неправильный выбор предлога, например: указал о том… (правильно: указал на то…), говорит за то (правильно: говорит о том), идти по грибы (правильно: идти за грибами), чуть не умер с голоду (правильно: чуть не умер от голода) и т.д.

3. Неверное с точки зрения семантики использование производных предлогов благодаря, вследствие, ввиду. Эти вторичные предлоги не потеряли полностью своего первоначального значения, поэтому предложение Я не пришел на занятия, благодаря болезни – неправильное, следует употребить предлог из-за.

4. Неправильная падежная форма слов, соединяемых с предлогами согласно, благодаря, вопреки. Эти предлоги необходимо употребляють с дательным падежом: согласно указу (а не указа), вопреки распоряжению (а не распоряжения).

5. Смешение в просторечии предлогов в – из и на – с, в результате чего образуются ненормативные словосочетания: прийти с института, вернуться с магазина. Следует помнить, что две пары предлогов в – из и на – с не могут пересекаться, т.е. противоположные по смыслу словосочетания (с одним и тем же зависимым словом) образуются только с предлогами одной и той же пары: если мы говорим пошла на работу, то вернулась с работы, если же пошла в институт, то вернулась из института.

Административно-географические наименования обычно употребляются с предлогами в – из: еду в город, в район, в Сибирь, в Москву, в Сковородино, а возвращаюсь из города, из района, из Сибири, из Москвы, из Сковородина (географические названия, заканчивающиеся на , склоняются как существительные среднего рода.). Однако некоторые существительные, названия горных областей, употребляются с предлогами на – с: на Урале – с Урала, на Кавказе – с Кавказа, на Алтае – с Алтая.

6. Неправильное образование конструкций, где управляемое слово оказывается в двойном подчинении, например: Институт организовал и руководил работой студентов в летний период (организовал кого, руководил чем), Подбор и наблюдение над фактами (подбор чего и наблюдение над чем). Обычный способ правки в подобных случаях – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове: Организовал студентов и руководил их работой. Подбор фактов и наблюдение над ними.

7. Неверный выбор употребления вариантов предлогов в – во, с – со, к – ко, перед – передо, над – надо и т.п. Следует запомнить, что вариант предлога с добавлением гласного предпочтительнее в следующих случаях:

- перед словами, которые начинаются со стечения согласных (во сне, во рту, изо рта, ко мне, передо мной, во время, со страху, со словами, во власти, во вторник);

- в контекстах, имеющих оттенок торжественности (например, у И. С. Тургенева: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…);

- в контекстах официально-делового стиля перед словом, начинающимся с гласного (во избежание столкновения, во имя Родины…);

- предлоги с гласным на конце часто используются в устойчивых сочетаниях слов (во сто крат, изо всех сил, во главе угла).

Запомните управление:

альтернатива (чему?), аналогичный (чему? и с чем?), аналогия (с чем? и между чем?), аннотация (на что? и чего?), анонс (о чем?), апеллировать (к кому? к чему?), беспокоиться (о ком? о чем?), в отношении (кого? чего?), властвовать (над кем? чем?), возразить (против чего?), говорить (о ком? о чем? и про кого? про что?), голосовать (за кого?), гордиться (кем? чем?), объяснить (что?), описывать (что?), оплата (чего? и за что?), оплатить (что?), остановиться (на чем?), отмечать (что?), относиться (к кому? к чему?), отчитаться (за что?), отчитываться (в чем? и о чем?), по отношению (к кому? к чему?), подчеркивать (что?), понимать (что?), преимущество (перед кем?), претензия (к кому? на что? и за что?), присудить (кого – к чему? и кому – что?), противоречить (чему?), равноправны (кто с кем?), равносильный (для кого? и чему?), радоваться (кому? чему?), руководитель (чего?), руководство (чем? и чего?) дискутировать (о чем?), заведовать (заведующий) (чем?), задуматься (над чем? и о чем?), заплатить (кому? и за что?), заслуживать (чего?), заслужить (что?), командовать (командующий) (чем?), комментарий (к чему?), курировать (кого? что?), надеяться (на кого? на что?), начальник (чего?) неприемлемый (для кого? для чего?), непримиримый (к кому? к чему?), объявить (что? и о чем?), свидетельство (чего? (если зависимое слово – имя существительное), и чему? (если зависимое слово – указательное местоимение)), свидетельствовать (что? и о чем?) свойственный (кому?), соответственно (чему? и с чем?), соответствие (чему? между чем? и с чем?), тосковать (по кому?), требовать (чего? и что?), тревожиться (за кого?), уверенность (в чем?), уделить внимание (чему?), удивляться (чему?), удостоен (чего?), указать (что? на кого? и на что?), уплатить (за что? и за кого?), управлять (управляющий) (чем?), характерен (для кого?), характеристика (кого?), ходатайствовать (о ком? о чем?)

Дата: 2019-07-24, просмотров: 387.