Морфологические нормы употребления предлогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать – из-за болезни.

Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляются только с дательным падежом. С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри. Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог в – с названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова.

Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на, если форму множественного числа – предлог в: на Кавказе, на Эльбрусе, на Памире и в Альпах, в Гималаях.

Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам из и с: поехал в Ставропольвернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ приехал с Кавказа.

При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас. Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».

После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т.п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), бродил по полю (по полям) и т.п.

Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток не бывал дома.

 

Таким образом, морфологические нормы группируются по частям речи, регламентируя, как следует образовывать формы слов. В случае затруднения рекомендуется обращаться к грамматическим словарям.

 

Задания к § 10 для закрепления теоретического материала

 

Задание 70. Подберите прилагательные к данным существительным мужского и женского рода, запишите образованные словосочетания.

Магистраль, вестибюль, бандероль, инвентарь, цитадель, кабель, гроздь, рояль, озимь, ковыль, полынь, бутыль, лосось, лазурь, панцирь, мозоль, тюль, вуаль, китель, шинель, флигель, фланель, штемпель, перечень, опись, голень, янтарь, эмаль, цоколь.

 

Задание 71. Запишите слова, зашифрованные в определениях, установите их родовую принадлежность.

1. Драчун, зачинщик ссор и драк. 2. Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам. 3. Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь. 4. Тот, кто любит сласти. 5. Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой. 6. Лентяй, бездельник. 7. Грубый, невоспитанный человек. 8. Необразованный, малосведущий человек. 9. Ненасытный, прожорливый человек. 10. Тот, кто пристает с просьбами, назойливо выпрашивает что-нибудь. 11. Тот, кто хитростью и ловкостью проникает всюду, добивается всего. 12. Тот, кто любит болтать вздор, пустяки. 13. Очень рассеянный, невнимательный человек. 14. Неловкий, рассеянный человек. 15. Безобидный, тихий человек.

 

Задание 72. Запишите данные слова в форме родительного падежа. Аргументируйте выбор окончания.

Чулки, туфли, ботинки, носки, валенки, платья, сани, граммы, мандарины, облака, ущелья, домишки, окна, рамы, килограммы, двери, рельсы, статьи, помидоры, гектары, хозяева, санатории, семьи, каникулы, яблони, колени, румыны, турки, гренадёры.

 

Задание 73 . Запишите слова, зашифрованные в определениях. Составьте с ними словосочетания, подобрав прилагательные.

1. Мастерская по ремонту и изготовлению одежды, обуви. 2. Музыкальное произведение, составленное из нескольких популярных мелодий. 3. Комиссия, решающая вопрос о присуждении премии, награды на концертах, соревнованиях. 4. Огородное растение, разновидность капусты. 5. Артист, объявляющий номера программы и занимающий публику между номерами. 6. Подземная железная дорога. 7. Кушанье из размятых или протертых овощей, фруктов. 8. Ансамбль из трех исполнителей. 9. В англоязычном мире – вежливое обозначение женщины (особенно из высших слоёв общества), а также британский аристократический титул, употребляемый с именем. 10. Рассольный грузинский сыр, имеющий чистый кисломолочный, умеренно солёный вкус и запах, плотную, слоистую, эластичную консистенцию. 11. Младшая дипломатическая должность. 12. Высочайший и потенциально активный стратовулкан Африки, находящийся на северо-востоке Танзании, высочайшая точка континента. 13. Аббревиатура, обозначающая организацию, в которую входят страны – бывшие союзные республики СССР. 14. Столица Азербайджана. 15. Сумчатое млекопитающее.

Задание 74. Запишите данные слова в форме именительного падежа множественного числа.

Архитектор, борт, бухгалтер, выговор, год, директор, диспетчер, договор, доктор, джемпер, инженер, инспектор, компас, конструктор, лектор, приговор, прожектор, профессор, свитер, слесарь, снайпер, сорт, столяр, сторож, редактор, торт, трюфель, улей, шторм, якорь.

 

Задание 75. В данных предложениях найдите ошибки, прокомментируйте их, запишите исправленные варианты.

1. Очень тесна столовая, и рабочим второй смены негде перекусить, выпить стакан горячего чаю. 2. Окуловское РОНО неоднократно обращалось в вышестоящие инстанции по поводу открытия специального методического кабинета. 3. Не налажена доставка писем и телеграмм. По всему поселку мы вынуждены искать поступающие на наше имя корреспонденции. 4. Мы уже привыкли к гороскопам и предсказаниям Павла Глоба. 5. Здание не ремонтируется, а крыша, крытая толью, во многих местах протекает. 6. Новый термопредохранитель срабатывает при нагрузке в 5 амперов. 7. Коллектив Семипалатинского мясокомбината занял первое место на смотру художественной самодеятельности. 8. Особых уважений заслуживает труд рабочих Бабиченко, Пороснякова и другие. 9. Анатолий Иванович не показал вида, что его задели слова председателя. 10. Шофера – уважаемые на селе люди. 11. КГБ стало за ним охотиться, когда он был еще студентом. 12. Лето, а в нашей столовой не найдешь ни свежих огурцов, ни помидор. 13. В нашем селе нет ни детских садов, ни ясель. 14. Пока инженер был в отпуску, на его место приняли другого работника. 15. Поселок наш интернациональный: здесь встретишь и русских, и казахов, и таджиков, и туркменов, и немцев.

 

Задание 76. Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от них все возможные формы степеней сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Баренцево море, Берингов пролив.

 

Задание 77. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей. 2. Семёнов – наиболее лучший игрок в нашей команде. 3. Дела в команде шли всё хужее. 4. Воздух в цеху становился всё более жарче. 5. Наш завод оказался более передовым. 6. Чилийский соус острее и горчее китайского. 7. Твои босоножки дешевее. 8. Твой голос звончее моего. 9. Сделай узел послабже. 10. Команда соперников выглядела легчее и более свежее. 11. Наши игроки не плохее. 12. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее. 13. Детские впечатления всегда ярчее. 14. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное. 15. Он самый старейший член нашего коллектива. 16. Швабрин был более образованнее Гринёва. 17. Эта задача стала более легче.

 

Задание 78. Запишите прописью и просклоняйте данные словосочетания.

56 страниц; 742 тарелки; 8 920 рублей; 0,8 процента.

 

Задание 79. В данных предложениях найдите ошибки, прокомментируйте их, запишите исправленные варианты.

1. Где-то на задворках кудахтает одинокая курица. 2. Весной огурцы Куртинского тепличного хозяйства тоннами отправляются на столичный рынок. 3. Бригада ремонтников осмотрела состояние автопоилок и других механизмов на всех базах и попутно исправляла имевшиеся поломки. 4. Василий Михайлович учил его стропы крепить и кирпич ложить. 5. Махаю крановщице рукой, кричу – не слышит. 6. В июне 1828 г. Грибоедов уезжает в Тифлис, где женился на красавице-грузинке Нине Чавчавадзе. 7. В нашем хозяйстве коровы, как и овцы, никогда не забываются. 8. Уже солнце клонилось к горизонту, запоздавшие машины спешат в гаражи, а в моторном цеху еще слышится деловой перестук молотков. 9. День быстро меркнул в надвигающихся на город тучах. 10. Сестра долго не могла решить, какое платье ей одеть на этот вечер. 11. Мы сегодня работаем на даче, а мама убирается дома. 12. Убедю мастера, что монтаж новой линии надо начинать немедленно. 13. Женщины стираются и полоскают белье прямо в речке. 14. Финансовая комиссия тщательно проверила документацию и обнаруживала в ней множество нарушений. 15. Не мог бы ты обождать меня на улице? 16. Брат играется с младшей сестрой. 17. Овладею этой борьбой – победю врага.

Задание 80. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.

1. Его упрашивали (в) продолжени... недели. 2. (В) след (за) тем странное равнодушие охватило его. 3. Заботливая хозяйка жена Ларивона (по) многу раз в день меняла ему горячие припарки прикладывала к ноге какие-то капли. 4. (В) продолжени... романа можно будет узнать о дальнейшей судьбе героини. 5. Я не обольщаюсь (на) счет качества этих переводов. 6. И мысли охотника унеслись (в) глубь времен. 7. (В) следстви... этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками. 8. Казарка с ужасом замечала что (не) смотря на все ее усилия сокол становится все лучше виден все приближается. 9. (По) (над) Доном сад цветет во саду дорожка на нее я б все глядел сидя из окошка. 10. Речь эта как (в) последстви... узнали шла об Иисусе Христе. 11. (От) чего же на этой странице я когда-то загнул уголок? 12. (За) чем пойдешь то и найдешь. 13. (Не) взирая на опасность целыми тучами опускаются нежданные и незваные гости на палубу на борта на снасти и странным кажется корабль. 14. Я не знаю ничего более трогательного чем первый снег который (не) смотря на свою хрупкость властно манит далью еще почти не проторенных дорог. 15. Неприятель (в) течени... ночи почти не пытавшийся штурмовать на рассвете в открытую ринулся на нашу арьергардную роту. 16. Рассудку вопреки (на) перекор стихиям. 17. Он сидел (на) против окна и тревожно вглядывался (в) даль. 18. Обыкновенные смертные если работают на общую пользу то имеют (в) виду своего ближнего. 19. Впрочем (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. 20. А может быть птица какая-нибудь (в) роде цапли.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 1395.