1. Пластилин (скульптурная масса или моделин).
2. Стеки различной формы и размера.
3. Дощечка для лепки.
4. Основа для работы (плотный картон, ДВП, ДСП или стекло).
5. Краски гуашевые или акриловые.
6. Акриловый лак.
Этапы выполнения изделия в технике пластилинографии:
1. Выполнение эскиза будущей работы.
2. Перенос эскиза на основу.
3. Заполнение фона пластилином, смешение оттенков (если работа будет полихромной).
4. Выполнение деталей в работе. Можно использовать плоскостной метод рисования, когда пластилин полностью размазывается на основе, а можно выполнить детали рельефным способом, делая изображение полуобъемным.
5. Выправление изображения с помощью стеки, подчеркивание композиционного центра.
6. Раскрашивание работы, если это необходимо.
7. Покрытие лаком.
Мукосоль
Мукосоль — удивительный материал, пластические свойства которого издавна отмечали в народе. Его использовали для лепки самых разных фигур (рис. 50).
Рис. 50. Мукосоль
Он приятен на ощупь, пластичен, мягок, нежен, совершенно безвреден с точки зрения экологии и аллергенов; легко отмывается и не оставляет следов. При правильном замесе мукосоль не крошится, не трескается, долго сохраняется. У этого материала прекрасная лепкость.
Тесто — единственный «живой» материал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка «подходит» (увеличивается в объеме) и выравнивает форму вылепленной вещи. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком. Окрасить можно и само тесто, добавив краситель при замешивании. С готовым изделием можно играть без боязни, что оно потеряет форму. Однако поделки из теста хрупки: при небрежном обращении бьются и ломаются.
Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили простейшую еду — лепешки, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. В процессе изготовления таких лепешек были подмечены пластические свойства теста, поэтому его стали использовать для выполнения предметов быта, разнообразных украшений.
Так, в Германии и Скандинавских странах была налажена целая сеть изготовления сувениров из соленого теста (венки, подковы, медальоны), которые не только украшали дом, но и служили оберегом. В странах Восточной Европы мукосоль служила основным материалом для изготовления панно.
В Китае в XVII в. большой популярностью пользуются куклы- марионетки, которые выполняли из мукосоли. А Эквадор стал одним из самых популярных центров тестопластики.
На Руси соленое тесто появилось после XVII в. Существовала традиция дарить сувениры из теста и делать из него елочные игрушки на рождественскую ель. Темы для изделий из мукосоли были разнообразны. Без поделок в технике тестопластики не обходился ни один праздник.
В прошлом веке соленое тесто было забыто, и только в последние два десятилетия эта техника вновь приобрела свою актуальность как среди детей, так и среди взрослых.
У техники лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосоль, тестопластика, архангельская керамика и биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготовления фигурок стали использовать исключительно натуральные материалы.
Выделяют несколько видов мукосоли.
Первый — монохромная мукосоль — означает использование соленого теста естественного цвета, без предварительного окрашивания. Окрасить его можно позже, когда изделие будет уже подсушенным.
Двухцветная мукосоль подразумевает применение двух оттенков. Первый — естественный, второй — получается путем добавления в мукосоль какао-порошка.
Полихромную мукосоль предварительно окрашивают с помощью пищевых красителей.
Материалы для мукосоли:
1. Соль.
2. Мука.
3. Вода.
4. Масло растительное.
5. Стеки различных размеров и формы.
6. Дощечки для лепки.
7. Краски гуашевые или акриловые.
8. Пищевые красители.
9. Формочки.
10. Скалка.
11. Чесночница.
12. Пустые стержни от ручек.
13. Мелкие бусинки, бисер, пуговицы и т.д.
Существует несколько рецептов приготовления мукосоли:
■ рецепт № 1: мука пшеничная — 2 стакана, соль «Экстра» — 1 стакан, вода — 3/4 стакана;
■ рецепт № 2: мука пшеничная — 1 стакан, соль — 2 стакана, сухой обойный клей — 1 столовая ложка, вода — около 1 стакана;
■ рецепт № 3: мука — 2 чашки (около 200 г), соль — 1 чашка (около 200 г), вода — 3/4 чашки (около 125 мл);
■ рецепт № 4 (для тонких работ): мука — 300 г, соль — 200 г, глицерин — 4 столовые ложки, клей для простых бумажных обоев — 2 столовые ложки, смешанные со 125—150 мл воды. Для замеса лучше использовать миксер: это упростит задачу, да
и тесто получится качественнее;
■ рецепт № 5: мука — 2 стакана, в муку можно добавить полстакана сухого крахмала, соль — 1 стакан, вода — 1 неполный стакан (можно добавить 2 столовые ложки клея ПВА).
Чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным.
Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и еще не готовое тесто, вводя краситель при замесе, и уже готовое изделие — по поверхности.
Шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями: сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Изделие можно подрумянить в духовке для получения естественного цвета.
При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но, если покрыть поделку лаком, цвет снова станет ярче.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 436.