КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА ПЛАСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пластические материалы активно используются при создании скульптурного образа. Содержание скульптуры неразрывно связа­но с материалом. С одной стороны, материал задает направление в формообразовании, приводя к раскрытию пластического образа, с другой — обусловливая характер формы, образ диктует выбор материала. В триаде «содержание — форма — материал» форма выступает связующим элементом, посредником между замыслом и возможностью его воплотить. Скульптурный образ может быть создан тогда, когда все три компонента будут гармонично взаи­модействовать. При этом форма станет зрительно осязательной благодаря материалу, а художественную ценность приобретет с по­мощью замысла.

Каждый из компонентов триады вносит определенную лепту в процесс создания скульптурного произведения. Материал изна­чально нацеливает скульптора на развитие идеи, его специфические особенности могут быть весомыми и при завершении всей работы. Примером служит работа О.Родена «Ева», которую он выполнил в двух материалах: бронзе и мраморе. Восприятие этих произведе­ний различно, что доказывает: выбор материала — не просто этап в работе скульптора, а творческий поиск, позволяющий наиболее интересно раскрыть замысел.

В работе над скульптурой используется целый ряд материалов.

Камень — один из самых древних материалов, который приме­нялся в скульптуре. Сначала он ассоциировался с неким божеством, застывшим в твердой форме. Постепенно камень стал одним из излюбленных материалов для создания различных фигурок. Раз­меры скульптуры зависят от размера камня. Камень — природный материал, обладающий богатой, сложной структурой, поэтому скульптор, приступая к созданию произведения, исходит из его строения, неповторимых очертаний. Каждая порода предполагает специфические способы обработки, обусловленные пластически­ми свойствами: фактурой, текстурой, зернистостью, твердостью (плотностью).

Существует множество пород камня: гранит, диорит, базальт, лабрадорит, порфир, сиенит, габбро, мрамор.

Техники обработки камня: рубка (высекание), вырезание, шли­фование, удаление ненужных частей материала и постепенное высвобождение объемной формы.

Металл — твердый материал, скульптурное изображение по­лучается только после предварительного доведения его до жидкого состояния путем накаливания и плавления, а затем отливания с по­следующим отвердением.

Часто в скульптуре используется бронза. Она имеет много досто­инств, и в их числе — прочность, долговечность, выразительность. Восприятие образа, выполненного из бронзовой скульптуры, уси­ливается благодаря тому, что темный оттенок бронзы, получаемый при ее отливке, полируют, и поверхность приобретает еще больший объем из-за игры света и тени. В группу металлов входят также чугун, свинец, алюминий, железо, олово, медь, сталь.

Техники обработки металла: литье, зачистка, полирование. Для обработки жидкого металла, в том числе и бронзы, иногда приме­няют гальванопластику, для обработки твердого металла — ковку, чеканку.

Синтетические твердые материалы (железобетон, цветной цемент, оргстекло, эпоксидные смолы, пластмасса) — сплавы, имеющие особую пластическую выразительность, обусловленную способностью создавать различные фактуры и цвета.

Дерево также относится к числу древнейших материалов, ко­торые обладают богатыми выразительными возможностями из-за своей природной структуры (годовые кольца; волокнистая основа, окружающая ствол дерева; цвет коры и внутренней части ствола; узор поверхности, ее фактурность).

В скульптуре применяются следующие породы деревьев: самшит, граб, кизил, клен, тисс, груша, кавказский орех, вяз, бук, береза, дуб, ель, сосна, тополь, осина, липа, ясень, кедр, лиственница, ябло­ня. Из-за редкости и сложности в обработке не всегда используются кебраччо и альгоробо, произрастающие в Аргентине.

Техника обработки деревавырезание.

Кость относится к твердым материалам, производным от остан­ков животных. Иногда для того чтобы добыть этот материал, истреб ляли многих животных (слонов, моржей), так как их кости (бивни) считаются наиболее ценными.

Техника обработки кости вырезание, а с XX в. — высверливание.

Глина — также один из самых древних материалов, применяемых в скульптуре. Не все ее сорта пригодны для работы из-за высоко­го содержания песка и вязкости. Наиболее употребляемые сорта глины: серо-белая (серебристая), серо-желтая (ее определяют как сухую), серо-зеленая (жирная).

В зависимости от технологии выделяют несколько видов кера­мической (глиняной) скульптуры: терракота, майолика, фарфор, фаянс.

Техники обработки глины: лепка, обжиг, глазурирование.

Пластилин похож по своим качествам на глину. Но в отличие от нее это не полностью природный материал. Его правильнее отнести к материалам искусственным, полученным в результате механиче­ского смешения нескольких компонентов. Пластилин очень эласти­чен и мягок, что позволяет работать в мелкой пластике и выполнять утонченные детали в скульптурном изображении. Однако он под­вержен температурному воздействию, при больших температурах начинает терять форму. Поэтому чаще всего его используют для выполнения эскизов в процессе скульптурных поисков, в работах, которые не рассчитаны на долговечность. В качестве основного материала для создания больших как по размеру, так и по значи­мости объемных пластических образов пластилин не применяется, но довольно часто его можно встретить в работах живописного плана. Благодаря податливости и пластичности пластилином рису­ют, создавая полуобъемные изображения на плоскости (на картоне и фанере). Такие произведения относятся к живописи.

Техники обработки пластилина и применяемые инструменты те же, что и при работе с глиной.

Воск в скульптуре — одновременно и частое и редкое явление, поскольку его могут применять в формовке для подготовительной работы и для создания самостоятельных скульптурных произведе­ний. В процессе нагревания воск легко приобретает любую форму, которую задумывает скульптор.

Техники обработки воска: нагревание, после чего из него можно лепить любой пластический образ, или доведение до расплавленного состояния с последующим выливанием в заранее подготовленную форму. В последнее время процесс литья из воска применяется для изготовления свечей, имеющих различные конфигурации и выпол­няемых в виде скульптур малой формы.

Гипс, как и воск, может быть как вспомогательным материалом, используемым на первоначальных стадиях выполнения скульптуры, так и основным. Его используют при отливке, так как он, пред­ставляя собой порошок, разводимый в воде, быстро застывает. Из сырой гипсовой массы можно создать пластический образ путем лепки, но процесс этот должен быть кратковременным, поскольку гипс быстро теряет свою эластичность. Гипсовую скульптуру иногда расписывают или тонируют под металл.

Стук схож по своим свойствам с гипсом (известь, травертин с добавлением толченого мрамора или черепицы).

Стекло относится к тем материалам, ценность которых заклю­чается в их хрупкости. Именно утонченность позволяет создать оригинальные, необычные по форме скульптурные стеклянные изображения.

Будучи синтетическим материалом, стекло обладает широкой цветовой гаммой, которая придает скульптурам особую вырази­тельность, раскрывающую определенную идею. В последнее вре­мя стеклянная скульптура развивается благодаря современным технологиям и приобретает все новые трактовки и функции — от утилитарной (простого стакана) до художественно-эстетической (статуэтки малой формы, выполненные в мелкой пластике).

Техника обработкивыдувание.

Лед, снег — материалы, с помощью которых можно создать про­изведения скульптуры «на один день». Родственные компоненты одной цепи явлений, они обладают удивительными качествами, а именно: способны изменять свои свойства, переходить из одного состояния в другое, что не позволяет создавать долговечные скуль­птуры, если только не содержать их при специально подобранном температурном режиме.

Техники обработки льда и снега: высекание, вырезание, выпили­вание, отливка с последующим замораживанием. Ледовые скульп­туры выполняются либо из целого куска льда путем высекания, вырезания, выпиливания, либо с помощью заливания жидкости в определенную форму с последующей заморозкой.

Бумага — самый неожиданный в скульптуре материал. Способы работы с ней разнообразны. После специальной обработки (за­мачивания, смешения с клейстером, процеживания) бумага может стать прочным пластическим материалом, обладающим такими же свойствами, что и глина. Однако бумажная масса из-за своей вяз­кости не всегда позволяет работать в мелкой пластике. Скульптура, выполненная из этого материала, имеет обобщенные формы без конкретизации отдельных деталей.

Появление скульптуры из бумаги способствовало выделению такого направления в искусстве, как бумагопластика, суть которой заключается в использовании различных приемов сложения и вы­резания бумаги с целью создания определенного пластического образа. В Японии бумагопластика, именуемая искусством оригами, существует уже много веков. Теперь оно развивается повсеместно. Каждая культура вносит свои дополнения и в технику, и в содер­жание оригами, расширяя возможности этого вида пластической деятельности.

Разновидность бумагопластики — техника папье-маше, благо­даря которой можно создать либо копию скульптуры, либо новый образ. Объемную основу, предварительно смазав вазелином или специальным жиром, обклеивают кусочками бумаги в несколько слоев. После высыхания основу, на которую наклеивалась бумага, вынимают. В результате остается ее бумажная копия. Полученный «бумажный слепок» зачищают, покрывают грунтом и расписывают. Технику папье-маше применяют при изготовлении масок, имеющих рельефную основу, для создания объемной скульптуры.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 249.