Функции и виды салонов Руссии XIX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В культурологии классификация функций культуры может проводиться по разным основаниям[26]. Достаточно распространена классификация таких функций в соответствии со структурой духовного производства, в которой выделяют: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; е) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере[27].

Вместе с тем существуют и иные классификации. Так, В.И. Полищук среди таких функций выделяет: познавательную и информативную; коммуникативную; регулятивную и оценочную. Однако все они выступают как разновидности главной - человекотворческой функции культуры[28].

Каждая культура в той или иной ее разновидности, таким образом, полифункциональна. Это в равной степени относится и к феномену салонной культуры. Среди перечисленных выше функций применительно к данной культуре следует начать с ее социальной функции (закрепление определенной социальной структуры отношений через культурные компоненты). Почему именно с нее? Дело в том, что, как уже отмечалось ранее, салонная культура с самого начала формировалась особым слоем социальной структуры тогдашней России - дворянством. Она вырабатывалась представителями дворянства с целью собственной идентификации как самостоятельного сословия в пространстве культуры.

Следует отметить, что социальная идентификация той или иной социальной группы происходит не только в экономическом, политическом отношениях, но и в культуре. Идентификация указанного слоя происходила именно в салонной культуре, которая формировалась на определенных смыслах, значениях, ценностных ориентациях, выражающих самосознание русского дворянства того периода. Можно констатировать, что с возникновением салонной культуры о дворянстве следует говорить как об особом культурном слое.

Быть посетителем салона - означало войти в светское высшее (дворянское) общество, быть принятым им, разделять его идеи, ценности. А реализация последних закреплялась в нормах поведения и общения, также выстроенных на определенных принципах, через приучение к тем или иным социальным ролям с помощью позитивной и негативной мотивации (одобрение общественным мнением, выработанным в этом светском обществе или наоборот, порицание, отвержение).

В связи с этим следует подчеркнуть особую роль салонной культуры в структуризации общества, которая закрепила превосходство дворянского слоя не только в экономической и политической сферах, но также и в сфере культуры. И если в экономике основой отношений выступает собственность, в политике - власть, то в культуре такой основой выступают нормы, ценности и значения. Эти культурные нормы и смыслы оформили место дворянства как социальной группы в общей структуре общества, определили и дистанцию, разделяющую эту группу от других.

Более того, и сами салоны оказались, в значительной степени дифференцированы, как было дифференцировано само дворянское сословие (светские салоны высшей знати Петербурга отражали салонную культуру высшего аристократического дворянства, а салоны провинциальные являлись отражением культуры прочих слоев дворянства). Статусные градации, ранги и должности отразились здесь через определенные культурные атрибуты и значения.

В целом этой культуре были присущи утонченность, манерность, эстетическая направленность, высокий образовательный ценз для вхождения, своя статусная символика, владение изящными искусствами, речевая изысканность и пр.

Все сказанное позволяет в рамках социальной функции салонной культуры говорить о ее статусном значении, соучастии в процессах идентификации дворянства не только как социального, но и как культурного слоя. Согласно Н.А. Бродскому: «Салон - исключительная принадлежность крупнопоместного барства ... - был оформлением эстетических вкусов дворянского быта, выполнял украшающую функцию жизни знатного и богатого слоя»[29].

В дальнейшем, когда начинается упадок данного сословия, в салоны начинают проникать представители разночинной интеллигенции, что говорит о нарастающей мобильности русского общества второй половины XIX века.

Среди прочих функций салонной культуры - производство новых смыслов, норм, ценностей, знаний и духовное творчество. Однако эти смыслы, ценности и пр. соотнесены с представителями определенного сословия - дворянства, выражали его мировоззрение. Салонная культура отражала мировоззрение людей данного социального слоя, их взгляды на окружающую действительность, что составило мировоззренческую функцию салонной культуры. Но и данную функцию можно конкретизировать, показав, что она предстает в виде гуманистической, социально-аксиологической и информационной составляющих.

Гуманистическая составляющая салонной культуры состоит в том, что решаемые в ней проблемы, так или иначе, связаны с человеком. Эта культура формировала человека определенного типа, с конкретными взглядами на мир, нормами поведения и общения, системой принципов, ценностных ориентаций. Она формировала его представления о смысле жизни, о добре и зле, прекрасном и безобразном.

С гуманистической составляющей тесно связана и социально-аксиологическая. Салонная культура формировала представления дворянства как о самих ценностях, так и об их иерархии. Среди ценностных ориентаций были социально-целевые (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально-инструментальные (Право, Свобода, Справедливость, Солидарность, Милосердие); персонально-инструментальные (Жизнь, Здоровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно-целевые и общечеловеческие. Как видно из перечисленного, разрабатываемые и осмысливаемые ценностные ориентации в салонной культуре касались как отдельной личности, так и общества в целом (общественный идеал).

Однако социально-аксиологическая составляющая салонной культуры сводилась не только к выработке системы ценностей, она предполагала еще и интерпретационный аспект, состоящий в оценке социальной действительности с точки зрения присущих салонной культуре ценностных ориентаций, а также критический (выясняющий расхождение между должным и сущим в оценке социальной действительности). В салонах формировалось общественное мнение по всем важнейшим социально-политическим и иным событиям того периода.

Ни одно событие в общественно-политической жизни Европы и России того времени не проходило без обсуждения, иногда даже решающего, в салонах. Именно в великосветских салонах Петербурга и Москвы формировалось тогда общественное мнение. Бурно обсуждались проблемы, порожденные французской революцией, все мероприятия правления Александра I, события Отечественной войны 1812 года и пр.

Для ряда салонов была характерна общественно-политическая направленность, критическая настроенность к окружающей действительности (особенно если речь идет о русских салонах середины и конца XIX века).

Нельзя не сказать, что салонная культура имела и информативную составляющую, когда именно в салоне можно было узнать как светские новости, так и новости международные, услышать информацию из первых уст. В целом ряде случаев она выполняла просветительскую функцию. Где можно было узнать о новом философском течении, литературном произведении, шедевре живописи и пр.? Конечно, в салоне.

Салонная культура творила новые смыслы и в процессе творчества, которое поощрялось в салонах (музицирование, пение, литературное, философское, театральное и пр. творчество). Творчество в данном случае объединяло и тех, кто творил, создавая новое литературное произведение, музицируя и пр. и тех, кто слушал, внимал, открывая для себя мир искусства, философии. В салоне человек мог раскрыть свои таланты, продемонстрировать их подготовленной аудитории, получить заслуженную оценку.

Еще одна функция салонной культуры - традиционная для культуры вообще - накопления, хранения и передачи норм, ценностей, значений и знаний. Благодаря салонной культуре проходило воспроизводство культуры дворянства в процессе исторического развития. Но это предполагало не только транслирование прежнего опыта, но и накопление нового, отражающего реалии нынешнего дня.

Некоторые русские салоны существовали достаточно длительное время, что давало возможность воспроизводства основных моментов салонной культуры, порождало преемственность и традиции.

Особо следует выделить коммуникативную функцию салонной культуры. В основе салонной культуры лежит общение, которое строится по своим правилам. Специфика этой культуры состоит в том, что это общение предполагает ограниченный круг лиц, что создает комфортность и интимность такого общения. Кроме того, это общение связано с обсуждением разнообразных, но все-таки достаточно определенных тем. Здесь очень четко выстраивается линия, что можно говорить, а что нельзя, как надо говорить и когда и пр.

Русский дворянский салон - это центр общения, что подразумевало обмен новостями, обсуждение литературных и иных творений искусства, проведение камерных концертов, где зачастую произведения исполнялись впервые для узкого круга гостей салона, театральных постановок. Это было объединение людей избранного дворянского круга, которые обычно собирались в доме привилегированного лица для интеллектуального общения и занятий, связанных с искусством.

Благодаря коммуникативной функции салонная культура выполняла следующие задачи: интеграция дворянского сословия; отделение его от всех остальных. Существование общих, одинаково осмысляемых значений, закрепляемых в языке - составляло основу коммуникации в салоне. При этом следует отметить функционально-ролевой тип коммуникации в салонной культуре.

Еще одной функцией салонной культуры была культурно-воспитательная. Светское общество очень ревниво относилось к этикету, манерам поведения, обращало внимание на речь, манеру одеваться и пр. Ставя определенные рамки такого поведения, она транслировала эти образцы всем, кто претендовал на вхождение в данное общество, в том числе и молодому поколению. Салонная культура вырабатывала своеобразный моральный кодекс, не подчиниться которому было нельзя, иначе как покинув данное общество.

С культурно-воспитательной тесно связана регулятивная функция салонной культуры. Поскольку усвоение культурных ценностей означает и усвоение образцов, норм поведения в салонах, постольку можно говорить о данной функции. Она направлена на регуляцию поведения людей определенного круга. Но одновременно указанную функцию можно рассматривать и несколько шире. Регуляция состояла и в том, что, давая высокую оценку тому или иному произведению, или, наоборот, высказывая неодобрение, ощущалось ее влияние на развитие тех или иных направлений искусства, философии.

В связи с этим можно говорить об особых эстетических функциях салона. В салоне вырабатывалось общее представление о прекрасном, о нормах литературного и философского творчества, давалась конкретная оценка тем или иным художественным произведениям, наконец, в салоны приглашались профессионалы, которые предъявляли образцы высокой культуры, формировали изысканный эстетический вкус и эстетические идеалы. Эстетическая функция проявлялась в салонной культуре и через осмысление (теория, история, критика) того или иного вида искусства, и как деятельность в определенном виде искусства.

Исследуя указанную функцию, следует признать, что эстетическая функция была, по сути одна из главных, определяющих сущность русской салонной культуры. Именно она делала русский салон в силу исторических причин тем феноменом, который определил во многом пути культурного развития России. Именно салон, его эволюция в последующие десятилетия, объясняет отчасти бурное развитие литературы и искусства в России рубежа XVIII-XIX веков.

В свою очередь, эстетическая функция многогранна. Среди ее составляющих применительно к салону можно выделить: музыкальную, литературную, театральную.

Проанализируем музыкальную функцию салона. Исследуя роль музыкальных салонов, Т.Д. Щербакова выделяет следующие функции: «Исполнение лучших произведений мирового искусства и музыкальное просвещение общества; собирание творческих сил, помощь отечественным талантам; полемическая разработка вопросов философии и эстетики музыки; развитие музыкально-критической мысли; постановка задач музыкального образования»[30].

Начало XIX века в России известно бурным развитием домашнего музицирования. Любительское домашнее музицирование - центр камерного музицирования. Б.В. Асафьев пишет: «Почти немыслимо в истории русской камерной музыки резко расчленить область домашнего музицирования и обусловленное этим музицированием творчество от концертно-камерной культуры»[31]. Домашнее музицирование того времени - это и есть салонное музицирование.

В домашних салонах часто звучали малоизвестные музыкальные произведения, которые исполнялись и маститыми мастерами, и начинающими. Такого рода домашние концерты в Петербурге и Москве закладывали просветительские традиции, которые в дальнейшем интенсивно развивались. Важно отметить, что композиторы того времени начинали свою деятельность в салонах (А. Верстовский, Д. Бортнянский, А. Гурилев, А. Алябьев, А. Варламов, М. Глинка, А. Даргомыжский, Д. Фильд, А. Титов и др.).

Музицирование в русском салоне начала XIX века было весьма разнообразным и по уровню исполнения и по тем интересам, которыми оно было вызвано. Это мог быть литературно-музыкальный вечер, на котором участники пели романсы или песни в сопровождении фортепиано или гитары, или салон, в котором принимали участие, наряду с любителями, профессионалы европейского масштаба. Мог быть и любительский салонный концерт, в котором участвовали только гости салона, иногда в салоне звучал крепостной симфонический оркестр, зачастую даже руководимый самим хозяином.

Заядлый меломан С.П. Жихарев в своих «Записках современника» свидетельствует: «У Катерины Александровны Муромцевой продолжают собираться по вечерам лучшие музыканты и любители немецкой ученой музыки»[32]. Ясно, что, говоря о «немецкой ученой музыке», С.П. Жихарев имел в виду, очевидно, музыку венских классиков.

В этих же «Записках современника» имеется свидетельство о музыкальных собраниях в московском доме В.А. Всеволожского, которые проходили каждую неделю по четвергам. Перед нами типичный музыкальный салон, в котором, по свидетельству Жихарева, исполнялись струнные квартеты с участием европейской знаменитости П. Род (Франция). Он исполнял партию первой скрипки, а после отъезда из Москвы его заменил не менее известный скрипач П. Байо.

Надо заметить, что в домашнем музицировании дворян была широко распространена квартетная игра. Например, в доме столичного театрального композитора А.Н. Титова, по воспоминаниям его сына, автора популярных романсов, Н.А. Титова проводились музыкальные собрания.

Музыкальный салон Титовых состоял из самих владельцев, так и из гостей: братьев Д.М и A.M. Лубянских, а также знаменитых гастролеров скрипача Ш. Лафона, виолончелиста Б. Ромберга, пианиста и композитора Д. Штейбельта, знаменитых танцовщиц Н.Н. Новицкой, М.Н. Икониной и Е.И. Колосовой, актрисы Нимфодоры Семеновой, тенора В.М. Самойлова, драматического актера А.С. Яковлева[33].

У сенатора А.Г. Теплова, отец которого, Г.Н. Теплов, был известным музыкальным деятелем XVIII века, автором печатного собрания «российских песен», имелся собственный оркестр, существовавший до середины XIX века, часто принимавший участие в салонах того времени.

 Согласно работам И.М. Ямпольского[34], А.Г. Теплов дал возможность графу М.Ю. Виельгорскому во время его пребывания в усадьбе Луизино подирижировать симфоническими произведениями классической музыки.

 Московские музыкальные салоны соревновались с петербургскими. Так, например, в салоне Л.А. Нарышкина часто выступал выдающийся русский композитор О.А. Козловский, а так же композиторы - собиратели русских народных песен. Надо заметить, что «российские песни» О.А. Козловского пользовались большой популярностью в салонах.

Развитие русского романса в первой половине XIX века известным образом обязано салонному музицированию, несмотря на господство в аристократических салонах французского романса. Из композиторов России, пользовавшихся успехом в салонах этого времени, были Д.Н. Кашин, А.Д. Жилин, печатавшиеся в журнале «Северный Меркурий», сочинения которых исполнялись в салонах под аккомпанемент фортепиано или гитары.

Любимым салонным жанром был романс. «Салонный романс» - изысканный жанр, предназначенный для салона - ограниченного круга людей, собравшихся для того, чтобы насладиться искусством, т.е. своего рода культурный центр общения людей аристократического слоя. Салонные романсы были эмоционально акцентированы, отличались своеобразным эстетством[35].

В салонном музицировании появляются баллада, элегия, фантазия или монолог, восточная или цыганская песня; русская песня становится более эмоционально раскована; интенсивно развивается лирический романс. Поэтический стиль романсов в духе Н.М. Карамзина сменяется открыто эмоциональным стилем А.С. Пушкина и В.А. Жуковского.

Стихи А.С. Пушкина - это, безусловно, новая страница русского романса, и первыми, кто обратился к поэтическому творчеству А.С. Пушкина, как к поэтической основе романса, были А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский, М.Ю. Виельгорский, И.И. Геништа, А.А. Плещеев и многие другие. Большое влияние на развитие романса оказал салон А.А. Дельвига.

В салонах, как правило, практиковались смешанные музыкальные программы, где чередовались солисты (певцы, пианисты, гитаристы), с камерными ансамблями и зачастую с оркестром или хором. В начале XIX века в салоне были особенно популярны танцы, марши, различного рода темы с вариациями, особенно на русские народные темы, которые исполняли либо профессиональные виртуозы, либо любители.

Некоторые любители музыки довольно успешно занимались как композицией, так и театром. Надо сказать, что эти люди были очень образованные и эрудированные в теории музыки люди и обладали, зачастую, весьма хорошей композиторской техникой. Например, князь В.Ф. Одоевский и граф М.Ю. Виельгорский. Называть их любителями можно лишь условно. Немалая роль в салонном музицировании принадлежала и иностранным композиторам, которые приезжали в Россию с концертами.

Литературная функция салона - одна из основных эстетических состовляющих. В салоне обсуждались новые литературные произведения, альманахи, литературные сборники молодых литераторов, а также проблемы русского языка, велась борьба с галломанией. В салонах выступали как отечественные, так и европейские поэты и писатели.

Салон сыграл значительную роль в развитии русского культурного самосознания - обновлении родного языка, приведение его синтаксиса и лексического строя в соответствие с западноевропейскими понятиями, идеями. Одной из важнейших тем обсуждения литературной жизни в салонах А.П. Елагиной, Е.П. Ростопчиной, З.А. Волконской и во многих других был центральный вопрос того времени (начала XIX века) - вопрос о русском литературном языке.

В 1803 г. в Петербурге вышла в свет книга А.С. Шишкова «Рассуждения о старом и новом слоге»[36]. В ней изложены проблемы, связанные с развитием русского языка. Автор отрицательно характеризовал влияние западноевропейской языковой культуры на русский язык. Книга вызвала живой интерес и обсуждалась в салонах.

 Салон, салонное общение оказали огромное влияние на языковую реформу Н.М. Карамзина. Позиция Карамзина наиболее полно выражена в его статье «О любви к отечеству и народной гордости»: «Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обрабатыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре»[37]. Реформа языка преследовала цель не только стереть грань между разговорной и книжной формой языка в салоне, но и создать общенациональный язык, который был бы одинаково удобен и для светской салонной беседы, и для общения в быту. Преодолению двуязычия Карамзин посвятил несколько специальных статей, которые пользовались большим успехом в салонах: «Отчего в России мало авторских талантов», «О книжной торговле и любви ко чтению в России»[38].

Огромна роль поэзии в салоне, как ведущего жанра литературы в России того времени. Увлечение поэзией проявлялось в чтении стихов, посвящениях в альбом хозяев салона, собственном сочинительстве, в литературных состязаниях. Были любимы поэты А.П. Сумароков, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, К.С. Батюшков и другие.

В салонах 1820-х гг. салонная публика явно предпочитает альманахи. По мнению Т.Д. Щербаковой, «...существовало два основных типа русских альманахов. Первый - альманах-сборник литературных миниатюр с элементами эмпирических наблюдений музыкального быта, (письма, бытовые очерки, стихи, тексты и "голоса" бытовых песен, танцы, инструментальные пьесы и прочее). Второй - альманах-журнал с публицистической направленностью и попытками критически осмыслить литературный и музыкальный бытовой материал»[39]. К первому типу автор относит «Карманные книжки» Герстенберга, «Аглаю» и «Аониды» Карамзина, «Минерву, или дамскую книжку», «Новые Аониды», «Жасмин и роза», «Северные цветы», «Северное сияние», «Эвтерпу», «Царское село» и т.д.

К другому типу относятся издания 20-х годов XIX века: «Полярная звезда», «Мнемозина». Их материалы отражают художественные интересы салонной публики. Здесь собраны сцены из «Макбета» Шекспира, рыцарские предания в «Краковском замке» Н. Полевого, «Шумный рой» острот А. Шаховского в водевиле «Федор Волков» и простоватый юмор нравоописательной комедии «Светский быт» П. Свиньина, занимательная хроника событий в доме помещицы Неяновой, а также воспоминания о танцевальных вечерах в «уютных и говорливых московских гостиных»[40].

Для анализа салонной культуры интерес представляют издания «Радуги», где представлены сочинения гостей великосветских салонов: романсы «Что ты, громкий соловей» В.Д. Голицина, «Тоска по милому» З.А. Волконской. Подчеркнем, что «Мнемозина» открыла русской публике откровения немецкой литературы и философии, печатая фрагменты сочинений Ж.-П. Рихтера, статьи о Канте, Шеллинге, раскрывала в противовес обществу, интересовавшемуся, в основном, модными французскими новациями, идеи немецкого идеализма, что, как известно, очень повлияли на московскую университетскую молодежь. В.К. Кюхельбекер выступал в этих изданиях против «жеманства» салонного искусства. Основной задачей «Мнемозины» был поиск и популяризация отечественных авторов, отвечавших высоким эстетическим критериям.

Салоны Петербурга и Москвы стали предпосылкой для образования литературных обществ и кружков, которые возникали в первой половине XIX века. Салоны оказали огромное влияние на формирование исторического мышления салонного общества. Возрастает интерес к эпическим произведениям русской литературы: «Слово о полку Игореве», сочинениям М.Н. Муравьева, В.Т. Нарежного, К.Н. Батюшкова. Исторические произведения внедряли в сознание дворянства образы славянской мифологии и имена славянских героев. Распространение получают очерки-портреты деятелей русской истории. Особенно популярны в салонах были разного рода описания путешествий: «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова, «Путешествие в полуденную Россию» В. Измайлова, «Письма из Лондона» П. Макарова и многие другие. Они оказали влияние на популяризацию сентиментализма в салонах. Расцветают жанры писем, очерков, записок. Особое место в салонном чтении занимала повесть, которая имела множество разновидностей. Огромная роль в становлении повести как жанра принадлежит также Н.М. Карамзину. Велико число разновидностей салонной повести: историческая повесть («Вадим Новгородский» В.А. Жуковского), бессюжетно-лирическая проза («Деревня» Н.М. Карамзина), любовно-психологическая («Бедная Лиза» Н.М. Карамзина), повесть-сказка, повесть-сатира, «восточная повесть», повесть-притча и другие. С большим интересом читался в салоне и жанр прозаических миниатюр.

Театральная функция состояла в знакомстве с новыми театральными произведениями как отечественных, так и зарубежных авторов. При этом исполнителями ролей часто являлись участники салонов. Салонный театр пользовался громадным успехом. А.С. Грибоедов ввел в российский театр так называемую оригинальную «салонную», или легкую комедию, написанную стихами. Ее отличали ирония, отсутствие напыщенности и назидательности. Как правило, основным героем салонной комедии являлся молодой светский повеса: незлой, милый, для которого официоз был хуже зубной боли. Время популярности «салонной» комедии было непродолжительным: 1810-1820-е годы XIX века. Вместе с тем популярность салонной комедии была настолько велика, что цитаты из такого рода комедии, написанной Хмельницким, А.С. Пушкин собирался поместить в одну из глав «Евгения Онегина»; и даже сам хотел, (это установленный литературный факт), написать салонную комедию «Насилу выехать решились из Москвы». На наш взгляд, и великая пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума», глубоко затрагивающая все проблемы своего времени, и в том числе салона, испытала косвенное влияние «салонной» комедии.

Еще одна функция - компенсаторная (другое название данной функции - рекреативная, досуговая). Ее можно назвать комплексной функцией, поскольку она пересекалась с другими функциями, включая в себя их элементы.

Салонная культура была призвана обеспечить эмоциональную разрядку, создавая обстановку приподнятого настроения, высоких эстетических переживаний, уводя в мир искусства.  Составной частью ее были праздники. Развлечения также органически входили в досуговую функцию салона (так, в салонные развлечения входил целый ряд игр: карты, бильярд, шахматы, шашки и др.).

Бал также был частью развлечений дворянства и важным «структурным элементом дворянского быта»[41]. Вот как пишет Ю.М. Лотман о бале: «Он имел свою прелесть - оживленность, свободу и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, и в невозможной в других обстоятельствах близости»[42]. Умение держаться на балу так же воспитывалось салонным этикетом, и хотя светского молодого человека начинали учить танцам и хорошим манерам с детства (5-6 лет), только салон оттачивал его индивидуальную манеру держаться, а бал  включал ее в себя, как органическую часть.

Следует назвать и игровую функцию салонной культуры (некоторые авторы справедливо рассматривают ее как самостоятельную, наряду с рекреативной). Разыгрывание спектаклей, концертов, музицирование - все вносило элементы игры в данную культуру. Следует отметить, что исходя из понимания игры как свободного творчества, Ф. Шиллер возводил к ней эстетическую деятельность.

В воспроизводимой на протяжении многих лет салонной культуре все эти функции были тесно переплетены, и взаимодействовали друг с другом.

Выводы.

1. В культурологии отсутствует единая классификация функций культуры, поскольку эта классификация может проводиться ввиду многоаспектности самого феномена культуры по разным основаниям. Для целей настоящей работы большую эвристическую значимость имеет классификация функций в соответствии со структурой духовного производства. Однако и этот подход нуждался в корректировке в целях конкретизации некоторых функций салонной культуры (в частности, социальной, эстетической, рекреативной).

2. Функции салонной культуры, как и культуры в иных ее разновидностях, вариативны. В связи с чем можно говорить о ее полифункциональности. При этом отделение одной функции от другой возможно лишь в теоретическом анализе, так как в реальном функционировании данной культуры все эти функции тесно взаимосвязаны.

3. В основе выделения той или иной функции салонной культуры лежит определенная потребность, которую эта функция удовлетворяет. Так, в основе социальной функции салонной культуры лежит потребность дворянского сословия в культурной идентификации, в закреплении его социальных различий в культурном пространстве. Можно констатировать, что и иные функции салонной культуры, а именно выработка новых знаний, норм, ценностей также, в известной степени, подчинены удовлетворению данной потребности. Социально-аксиологическая составляющая салонной культуры также закрепляет идентификацию дворянства как определенного самостоятельного культурного слоя.

4. Среди основных функций салонной культуры и коммуникативная, которая призвана удовлетворить потребность дворянского сословия в общении с себе равными. Но это общение строится по определенным правилам, отличается своеобразием, что еще раз подчеркивает избранность того социального слоя, который породил данную культуру.

5. Этому социальному слою были свойственны и высокие эстетические запросы, что выразилось в формировании такой функции салонной культуры как эстетическая. Именно эта функция является наряду с социальной и коммуникативной одной из основных. Эстетическая функция, в свою очередь, конкретизировалась в литературной, музыкальной, театральной. Она воплощалась не только в определенном творчестве, но и формировании определенных эстетических вкусов, идеалов.

6. Литературная функция русского салона способствовала решению следующих задач:

- формированию русского литературного языка в салоне через преодоление галломании, а так же реального двуязычия русского дворянства.

- рождению различных литературных кружков и обществ, которые развились на основе салонов;

- активному влиянию салонной культуры на писателя, поэта, драматурга («салонная» комедия), композитора (особенно в романсовом творчестве), редактора и издателя;

- развитию жaнpов прозы и поэзии;

- накоплению живых форм творческого общения писателя и читателя;

- развитию литературных игр, публичного чтения своих и чужих произведений, ведению дискуссий;

- ознакомлению с зарубежной литературой и критикой.

7. Музыкальная функция русского салона способствовала решению следующих задач:

- ознакомления с европейским музыкальным искусством;

- формирование наиболее прогрессивными представителями дворянства в салонах идеалов национального русского искусства;

- влияние на композиторское, исполнительское и музыковедческое творчество;

- популяризация романса и создание отечественных видов романса;

- знакомство и изучение русской народной песни в салоне;

- поддержка отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.

8. Не менее важны и иные функции салонов, которые традиционно свойственны разным видам культуры, а именно: производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений, которая конкретизируется как мировоззренческая функция, раскрывающаяся в гуманистическом, социально-аксиологическом, информативном аспектах; накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений; культурно-воспитательная; регулятивная; компенсаторная.

9. Салонная культура выступает в современном культурном наследовании как память о культуре дворянства на историческом отрезке XVIII-XIX вв. Ее функция в настоящее время состоит в том, что она транслирует образцы высоких эстетических идеалов, интеллектуального общения, большой гуманистический потенциал.

Любая культура, в том числе и салонная, в конечном итоге, отражает запросы, интересы, ценностные ориентации людей определенного времени. И задача нынешнего дня - перенять все самое лучшее, что было в салонной культуре того периода, поэтому можно говорить о том, что и сейчас салонная культура выполняет важную функцию транслирования наследия прошлого.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 291.