Салон Авдотьи Петровны Елагиной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литературный салон Авдотьи Петровны Елагиной на протяжении 20-40-х гг. XIX в. был одним из значимых домов москвичей, составлявших центр умственной жизни города. О хозяйке салона - матери будущих славянофилов И.В. и П.В. Киреевских, родной племяннице В.А. Жуковского - все посетители ее гостиной отзывались с неизбежным уважением и почтением, как вспоминал Кавелин К.Д.[94]. Чуткость Авдотьи Петровны к внутреннему миру другого человека была подготовлена с детства привитым в ней вниманием к любым движениям души[95].

В русской словесности, в высоком смысле, любимцем был для Елагиной Жуковский. С ранних лет А.П. Елагина имела привычку сменять женские рукоделия на чтение, выписки и вообще работать за письменным столом. Переводить с иностранных языков и писать было для нее потребностью. Многие переводы ее были напечатаны без подписи, но еще больше остались неизданными. Она помогала Жуковскому перепиской и переводами во время издания «Вестника Европы».

Позднее, живя в Москве, Елагина создала свой салон. Ум, обширная начитанность, очарование и приветливость хозяйки привлекли сюда избранное общество. Вот что писал П.В. Анненков: «По тону сдержанности, гуманности и благосклонного внимания, в нем царствовавшему, представлял нечто вроде замеренной почвы, где противоположные мнения могли свободно высказываться, не опасаясь засад, выходок и оскорблений для личностей препирающихся»[96].

Здесь бывали многие их тех, кто развивал русскую общественную мысль: К.С. Аксаков, в будущем славянофил; П.В. Киреевский, завзятый европеец и западник; В.Г. Белинский, ставший впоследствии выразителем крайних западнических взглядов.

Салон Елагиной посещали князь В.Ф. Одоевский, Н.М. Рожалин (знаток классических языков), Д.В. Веневитинов (поэт) и другие. Авдотья Петровна необыкновенно, как умела только она, оживляла общество своим неподдельным участием ко всему, что было отмечено одаренностью и незаурядностью. Ее любимцем в то время был поэт Н. Языков. В доме у Красных ворот устраивались чтения, разыгрывались драматические произведения, сочинялись экспромтом стихи и драматические опусы.

Интересно, что А.С. Пушкин, введенный в дом Елагиной Н. Языковым и В. Жуковским, очень полюбил старшего сына Елагиной и упоминал о нем в своих Записках.

Дом Авдотьи Петровны Елагиной являлся одним из интеллектуально-художественных центров Москвы. П.Я. Чаадаев часто бывал на воскресных Елагинских вечерах. Возвращенный из ссылки Евгений Баратынский был у Елагиных домашним человеком. Алексей Степанович Хомяков, наиболее выдающаяся личность среди славянофилов, читал в салоне впервые в 1839 году свою статью «О старом и новом» - своего рода манифест славянофильства как целостного течения.

Салон Елагиной оказывал немалое воздействие и на религиозные воззрения славянофилов. Сама Елагина перевела много религиозно-философских сочинений, в основном с французского и немецкого языков, среди которых беседы швейцарского проповедника Вине, повлиявшие на взгляды Киреевского, Хомякова и Кошелева.

Авдотья Петровна вспоминала три лета: 1831, 1832 и 1834 годов, когда она и два сына Киреевских познакомились в Германии с Шеллингом и слушали его лекции. Шеллинг отмечал удивительные способности братьев.

Русское интеллектуальное движение в тот период уже раскололось на два противоположных направления: западников и славянофилов. Те и другие любили сходиться в Елагинской гостиной: в хозяйке дома было что-то примиряющее и общее людям обоих направлений. У нее бывали и обменивались мыслями А.И. Тургенев, Н.В. Гоголь, А. Хомяков, Н. Погодин, Н.Ф. Павлов и другие.

Ю.Ф. Самарин в своих воспоминаниях дает нам некоторое представление о тематике бесед славянофилов и западников: «Споры велись около следующих тем: Возможен ли логический переход без скачка и без перерыва от понятия чистого бытия, через понятие небытия, к понятию развития и бытия определенного?... Иными словами, что правит миром: свободно творящая воля или закон необходимости? Далее, как относится православная церковь к латинству и протестантству?... Наконец, в чем заключается разница между русским и западноевропейским просвещением… О политических вопросах никто в то время не толковал и не думал»[97].

А.И. Герцен писал в своем дневнике 1842 года: «Был на днях у Елагиной, матери если не Гракхов, то Киреевских. Мать - чрезвычайно умная женщина, говорит без цитат, просто и свободно».

К.Д. Кавелин, А. Н. Попов, А.П. Ефремов, Вас. А. Панов, братья Бакунины, семья Аксаковых, Ф.В. Чижов, Ю.Ф. Самарин, князь Черкасский - все они любили беседовать с Авдотьей Петровной Елагиной. К.Д. Кавелин написал прекрасную статью, посвященную памяти А.П. Елагиной. «Блестящие московские салоны и кружки того времени служили выражением господствующих в русской интеллигенции литературных направлений, научных и философских взглядов. Это была школа для начинающих молодых людей. Вводимые в замечательно образованные семейства добротой и радушием хозяев - юноши, только что сошедшие со студенческой скамейки, получали доступ в лучшее общество, где им было хорошо и свободно благодаря удивительной простоте и непринужденности, царившей в доме и на вечерах. Здесь они встречались и знакомились со всем, что тогда было выдающегося в русской литературе и науке, прислушивались к спорам и мнениям, сами принимали в них участие и мало-помалу укреплялись в любви к литературным и научным знаниям»[98].

Многие сохранили о ней добрые воспоминания. Атмосфера салона А.П. Елагиной была очень демократична. Там ... «с утра и до поздней ночи толпились студенты, пили в стаканах разносимый чай и курили», - вспоминал Я. Полонский, в ту пору сам студент.

С середины 1840-х годов звезда жизни и счастья Авдотьи Петровны начала меркнуть. В июле 1849 года она с грустью писала Н. Погодину: «Круг наш расходится без причины видимой, должно быть, некрепко был связан». Незадолго до ее кончины в 1877 г. «Общество любителей словесности» при Московском университете выбрало Авдотью Петровну своим почетным членом.

 

Подведем итоги.

1. Типология салонов может проводиться по разным основаниям. Одним из таких оснований выступает социальный состав участников салона. По этому основанию выделяются: аристократические салоны, где большинство составляли представители дворянской аристократии, и демократические салоны, в которых на равных допускались представители разночинной интеллигенции. Вместе с тем такое деление достаточно условно, поскольку и в те, и в другие салоны в качестве гостей приглашались профессиональные поэты, писатели, художники и пр., которые, как правило, не являлись представителями дворянского сословия. Более того, начиная с первой половины XIX века и в последующем, состав салонов становится все более разночинным. Как правило, демократический салон ориентировался на тип профессионала - профессионального художника, философа, музыканта или литератора. Разделение на аристократический и демократический салоны отнюдь не всегда находилось в зависимости от происхождения и социального статуса хозяина. Так, в доме князя В.Ф. Одоевского было два салона - демократический и аристократический. Первый держал князь, второй - его супруга, крайне недовольная тем, что в доме бывают разночинные художники и музыканты, чиновники, ученые и литераторы.

2. По своей направленности выделяются отдельные виды салонов, например, литературные, музыкальные, философские. Однако опять же, в деятельности многих салонов трудно было выделить одну какую-либо направленность. Большая их часть носила смешанный характер: литературно-музыкальный, художественно-философский и пр. Вместе с тем анализ наиболее известных салонов показал, что, к примеру, салон Шувалова имел в общем литературную направленность, а салон Михаила Юрьевича Виельгорского - музыкальный.

3. Любой салон выделялся своим хозяином (хозяйкой) и именно от его (ее) интересов зависела направленность салона. Анализировать салон вообще, безотносительно к личности его основателя, нельзя. Вот почему в исследовании салонов такое значение придается личностным характеристикам его создателя. В салоне Шувалова встречались выдающиеся государственные сановники того времени. Он был известен как покровитель писателей и поэтов, владелец богатейших коллекций картин и художественных изделий. Музыкальный салон графа М.Ю. Виельгорского, который сам был выдающимся композитором и музыкантом, славился своими концертами, где выступали известные певцы, композиторы, музыканты. Е.М. Хитрово имела типичный великосветский салон в Петербурге в начале XIX в. Огромная эрудиция, образованность, воспринятая на Западе европейская манера общения - качества, присущие хозяйке салона Е.М. Хитровой. Вся животрепещущая жизнь, европейская и русская, политическая, литературная и общественная имела отголоски в салоне Елизаветы Михайловны. В.Ф. Одоевский, государственный чиновник, беллетрист, публицист, механик-изобретатель, композитор и музыкальный общественный деятель был известен своим литературно-философским салоном в Санкт-Петербурге и Москве. Салоны Одоевского на долгие годы сделались примечательностью отнюдь не одной светской столичной жизни. Интеллектуальные беседы, множество тем и широта господствующих интересов были преобладающими в салоне князя В.Ф. Одоевского. Княгиня З.А. Волконская, поэт, композитор, писатель, певица, меценат. Салон ее был символом культуры и имел исключительно литературно-музыкальный характер. Ею была написана опера «Иоанна Д’Арк», кантата «Памяти Александра I», романсы и литературные произведения, изданные во Франции. А.П. Ростопчина, графиня, русская писательница, поэтесса - хозяйка литературного салона. Большое влияние на формирование поэтического ее поэтического вкуса оказали личные встречи с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. Ее салоны носили сугубо литературно-светский характер.

4. Анализ деятельности салонов первой половины XIX века показал, что возрастание именно общественной роли литературных салонов как неофициальной незарегламентированной формы человеческого общения в этот период обусловлено наступлением реакции во внутренней политике Николая I. Литературные салоны Москвы, где сосредоточивались в 1830-40-е годы основные силы двух главных прогрессивных направлений общественной мысли того времени - западничества и славянофильства, «служили выражением господствующих в русской интеллигенции литературных направлений, научных и философских взглядов»[99]. Московские литературные салоны Елагиной, Свербеевых, Павловых сыграли немалую роль в идейном развитии русского общества, а так же они способствовали в известном смысле взаимообогащению и взаимовлиянию идей западничества и славянофильства. Обращение московских западников через славянофилов к проблематике основ народного быта (общины, артели и т. п.) привело к большей умеренности воззрений Герцена, Грановского и других крупных представителей западничества в Москве; с другой стороны, в салонной полемике с западниками выкристаллизовывались взгляды славянофилов.

5. Литературные салоны Москвы стояли у истоков славянофильства. Они способствовали складыванию славянофильского кружка, знакомили представителей высшего общества с историко-философскими и социально-политическими воззрениями западников и славянофилов, вовлекая в их ряды все новых участников. Одна из причин развития славянофильства именно в салонах - обширные родственные связи, объединяющие многих славянофилов с хозяевами салонов, а их, в свою очередь, между собой. Значимость московских салонов в развитии славянофильства ярко иллюстрирует ироничный афоризм В.О. Ключевского: «Славянофильство - история двух-трех гостиных в Москве...»[100]. Характерно, что мемуаристы при описании московских салонов, в первую очередь отмечают направления общественной мысли, представленные в них[101], тем самым открывая нам, что в сознании современников эти салоны были неотделимы от развития общественной мысли России. Активное участие в деятельности славянофилов принимали женщины: А.П. Елагина, О.С. Аксакова, Е.А. Свербеева, А.П. Зонтаг, Н.П. Киреевская, М.В. Киреевская, Е.М. Хомякова, Е.И. Попова, В.С. Аксакова, Л.С. Аксакова и другие. «Они вели беседы в салонах, спорили, обсуждали политические известия, литературные новости, философские статьи. Они много переводили и переписывали. Нередко через них шел обмен письмами - важнейшее средство поддержания внутреннего единства славянофильского кружка. Женщины хранили традиции славянофильства, их интерес к вопросам общественным был неподделен»[102]. Участие женщин в славянофильском движении до некоторой степени способствовало развитию славянофильства именно в салонах.

6. Хозяйки московских литературных салонов - А.П. Елагина, Е.А. Свербеева, К.К. Павлова - ярчайшие представительницы плеяды женщин, участвовавших в славянофильском движении.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 260.