История возникновения салонов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Салон как форма культурного общения имеет давнюю историю. Деятельность салонов ведет свою историю с V в. до н.э. - периода расцвета культуры Древней Греции. Во время правления Перикла в его доме собирались выдающиеся философы, поэты, иные творческие личности: Алкивиад, Анаксагор, Ксенофонт, Платон, Сократ, Софокл, Фидий. Домом управляла супруга Перикла - «властительница душ», легендарная Аспасия. Она была хозяйкой дома и салона. Во время салонных встреч она делилась с собеседниками своими размышлениями о литературе, риторике и пр.

«Вечные» вопросы философии и насущные проблемы политики, достижения литературы и иных искусств были в центре споров интеллектуальной элиты Афин. В древнегреческом салоне обсуждались темы, связанные с различными видами и жанрами литературы (драмой, комедией, трагедией, поэзией /элегия, хоровая лирика и пр./, прозой /эпиграмма, басня/) и с философско-эстетическими проблемами.

Древние римляне также были не чужды салонным традициям. Например, Гай Цильциний Меценат (родился между 74-64 гг. до н.э., умер в 8 г. до н.э.), государственный деятель, приближенный императора Августа, оказывал значительное влияние на литературную жизнь Рима. Он покровительствовал известным поэтам того времени, среди которых были: Квинт Гораций Флакк, Публий Вергилий Марон, Секст Проперций и др. До нас дошли фрагменты литературных произведений самого Мецената. Римская элегия как поэтический жанр получила распространение именно в салоне Мецената. Имя этого покровителя искусств стало нарицательным.

Подобные собрания поэтов, музыкантов, артистов встречаются и в византийской истории.

Однако салон в период античности не был традиционным местом встреч людей, объединенных интересом к литературе и философии, и не оказывал заметного влияния на развитие культуры.

Салоны в Европе продолжили свое существование и в средние века. В XII-XIII веках при дворах крупных феодалов возникли светские салоны (регулярные домашние вечера), с которыми связан расцвет рыцарской поэзии. Эти салоны устраивались для развлечений. На подобные встречи приглашались трубадуры, они устраивали спектакли, исполняли музыкальные произведения, читали стихи. Вдохновителями салонов обычно были влиятельные дамы, вокруг которых группировались певцы и поэты.

Традиция проведения салонов имела место и в эпоху Возрождения. Так, в Италии XIV-XV веков появляются салоны, гости которых обсуждали литературно-философские новинки, а также произведения мыслителей античности. Влиятельная дама - хозяйка дома, где проводились собрания, играла определяющую роль.

Из Италии салонная традиция была ввезена в Париж с приездом туда Екатерины Медичи. Ее придворные дамы, искушенные в изысканных светских вечерах и беседах, имевших место при итальянском дворе, начали устраивать подобные собрания и во Франции. Так, в XVI веке в окружении Маргариты Валуа, дочери Екатерины Медичи, образовался литературный кружок, на котором приближенные к ее окружению представители знати размышляли над поэтическими и философскими произведениями, декламировали собственные сочинения, в том числе и сама Маргарита Наваррская, труды которой сохранились и по сей день.

В Западной Европе в XVI веке салоны стали весьма популярны во Франции. В XVII в. салон стал необходимой частью аристократического быта, где огромное значение имел этикет. В этот период для высшего общества характерно особое отношение к женщине, окруженной многочисленными поклонниками. То, что позже стали называть словом salon, в XVII в. называли societe, cour-litterair, cercle, assemblee, chambres; в XVIII в. - souper, diner, bureau d’esprit.

В XVII в. салоны были единственным смешанным пространством, т.е. таким, в котором женщины и мужчины находились вместе и общались открыто, при этом общество не воспринимало такое общение как нарушение приличий или как общение с целью заключения брака.

Первый салон в современном понимании, предназначенный для камерного общения, был создан Катрин де Вивон (мадам де Рамбуйе - в замужестве), придворной Екатерины Медичи (он получил название «Голубой салон»)[17]. Салон был открыт в 1617 году.

Для приема гостей была выделена большая зала, приемная - салон. Декорировала ее сама мадам де Рамбуйе: вместо традиционных для XVII века темных стен, обитых кожей, они были ярких оттенков: зеленого, голубого, золотистых. Зала была украшена множеством хрустальных канделябров, фарфором и букетами живых цветов. Обстановка располагала для непринужденного и приятного времяпровождения. Беседы в основном велись на литературные темы, что не удивительно, поскольку вечера мадам посещали Корнель и Мольер. Маркиза де Рамбуйе была поражена грубостью манер и языка парижан. Эта тема часто поднималась в ее салоне во время бесед и споров. Поддержку в вопросе реформирования французского языка в салоне де Рамбуйе получали члены Французской академии, занимавшиеся этой проблемой.

В соответствии со своими интересами хозяйка подбирала гостей. Буржуа, поэты, философы, музыканты были главными гостями вечера. В салоне каждому пришедшему отводилась определенная роль: иностранец, дипломат, друг хозяйки. Ни один вечер не обходился без приглашенного «гения» - это мог быть музыкант, поэт, философ, как известный общественности, так и не заявивший о себе широкому кругу. Особенность салона заключалась в том, что, оторванный от королевского двора, он не устанавливал рамок социального и имущественного положения приглашенных. Здесь рядом могли сидеть и вести беседу аристократ и буржуа, поэт-горожанин и маркизы при дворе королевы. Это уже не только культурная автономия, но и место, где собиралось аристократическое общество, в некоторой степени оппозиционное публичной власти. Правительство еще не забыло Фронду, поэтому кардинал Ришелье неодобрительно относился к деятельности салона, в связи с чем у мадам Рамбуйе возникали проблемы.

Главным же лицом салона, без сомнения, являлась хозяйка - saloniere. Это черта присутствует практически во всех салонах Франции того и последующих периодов. Хозяйка салона - как правило, зрелая дама с философским складом ума, деятельным характером, не всегда обладающая красотой. Здесь культивируется образ женщины, интеллектуально равной с мужчиной, просвещенной, демонстрирующей всем своим видом, что для нее не столь важно быть предметом любовного поклонения (во многом из-за этого образованных дам из салона в карикатурном плане изображал Ж.-Б. Мольер). Даже если муж присутствовал на вечерах, он играл незначительную роль.

Зачастую хозяйками салонов становились вдовы (как мадам Жоффрен), либо незамужние «девы» (мадемуазель де Скюдери). Такие женщины обладали богатством, благородным происхождением, что, безусловно, сказывалось на репутации салона. Saloniere обдумывала тему для беседы на определенный вечер, в соответствии с ней подбирала гостей. Их не должно было быть много, поскольку дискуссия по узкой теме может активно вестись лишь ограниченным количеством участников. Хозяйка также следила за ходом беседы. Так наиболее известные и значимые салоны поддерживались несколькими поколениями дам.

Салон XVII века может быть охарактеризован как одна из форм организации женского движения, где складывалась новая система отношений между мужчиной и женщиной, основанная на интеллектуальном равенстве.

Салонная культура претерпевает дальнейшие изменения в XVIII веке, веке Просвещения, который часто называют веком философов. Поэтому салон являлся центром и культурной жизни, и жизни философской.

XVIII век - это и век Франции: представители культуры Европы, как правило, говорили на французском языке, поскольку именно он являл собой воплощение образованности. Французский салон в это время по-прежнему оставался западно-европейской культурной нормой, но практически нигде в Европе, помимо Франции, он не нашел широкого распространения.

Салоны часто были пристанищем для инакомыслящих философов того времени (салоны посещали Вольтер, Юм, Локк, Д'Аламбер). Нередко именитые философы и поэты сознательно шли в салон, чтобы получить оценку своего произведения и только затем представляли его на суд широкой публики. Так, Гельвеций после выхода своего сочинения «De l'esprit» ждал с нетерпением мнения респектабельной saloniere Жоффрен.

Хозяйки салонов имели большой авторитет в светских кругах и их собственная оценка того или иного труда часто влияла на настроение всего общества. Salonieres создавали моду на те или иные произведения, на определенных авторов, даже на оформление комнат в доме, не говоря о стиле в одежде и украшениях (например, на узлы из голубой ленты в виде пращи).

Приемы в салонах (гостиных) постепенно превращались в особого рода собрания общественности, организованные хозяйкой дома.

Рассматривая тенденции развития салонов во Франции XVII-XVIII веков, можно сделать некоторые обобщения.

Первые салоны преимущественно были посвящены обсуждению проблем литературы того времени. В XVII веке наступает период расцвета литературных салонов с культом «прекрасной дамы». У салона этого века была единственная цель - развлечение хозяйки и ее гостей. В таких салонах женщины-гости болтали, щебетали, как птички - их стали называть кокетками (от франц. caqueter - болтать, кудахтать).

Таким образом, под салоном того времени следует понимать избранное общество, объединенное интересом к искусству, в частности к литературе, и собирающееся в известном доме, хозяйка которого умеет привлекать и объединять людей.

Салоны XVIII века приобретают более серьезное содержание. Здесь поднимаются важнейшие проблемы Просвещения, обсуждается политическая ситуация в стране и за ее пределами, способы выхода из революционной ситуации конца XVIII века. Салон как место встречи светской знати и просвещенной интеллигенции был предназначен не только для проведения приятного досуга, но и выступал своего рода генератором идей: здесь обсуждались новые произведения философов, писателей, поэтов, художников, музыкантов, а также насущные проблемы французского общества.

Также надо отметить и тот факт, что, будучи удалены от королевского двора, салоны носили достаточно демократический характер. Гостями самых известных салонов часто становились не только аристократы, но и буржуа, и даже горожане, прославившиеся своим умом и талантом. Именно в салонах представители дворянских родов соседствовали и беседовали с людьми не их круга, которые были ниже по социальному и имущественному статусу. Все больше привлекала ценность личности, а не ее кошелек и титул.

Идеи либерализма проникли в салоны. Именно здесь стали собираться противники политического режима. Постепенно многие салоны превратились в лаборатории общественной проверки политики и по-своему подготавливали революцию.

К началу Французской революции салоны представляли собой переходное образование, напоминающее скорее революционные клубы, тайные комитеты, где проводилось обсуждение государственных дел, нежели тихие камерные собрания.

В годы французской революции роль салонов еще более возросла. Они стали выступать как источник информации. Газеты, как правило, запаздывали, а в салонах уже с 50-х гг. XVIII века слушали публичные выступления вождей оппозиции. Для получения широкого информационного потока хозяйки боролись за значительных и осведомленных гостей: политиков, военных, дипломатов.

После революционных потрясений 1789-1794 годов, жесткой диктатуры якобинцев, период Директории дал свежий глоток общественным отношениям, вновь начинается бурная светская жизнь. В числе прочего активно создаются и функционируют салоны - яркое явление общественной жизни Франции того времени.

Они продолжали существовать и дальше. Но в классическом варианте салонов XVII-начала XIX вв. начинают встречаться все реже, видоизменяя свои формы.

Следует отметить, что салоны всегда привлекали формой камерного общения, определенной замкнутостью, элитностью. Именно это качество привлекло представителей декадентского движения, которые стали организовывать свои салоны. Так, с самого начала зарождения декадентско-символистических настроений во Франции (середина XIX века) люди, считавшие себя индивидуалистами, бросавшие своеобразный вызов обществу и нравам, объединялись в специфические, «диссидентские» салоны. Это был обособленный, узкий круг со своим вызывающим и ярким образом жизни, с завышенно-острым представлением об искусстве, где витал дух бунтарства, неприятия современности, что придавало им сходство с тайными обществами. Люди этих необычных кругов являли собой постоянный вызов буржуазному обществу. Стиль поведения являлся не менее важным, чем создание очередного шокирующего шедевра. Это были искусно выработанные манеры, безусловный противовес традиции.

Особое отношение в таких салонах существовало к религии, оккультизму и мистицизму. Некоторые сообщества ударялись в истовую религиозность, но большинство все же уделяло внимание нетрадиционным аспектам религий (в особенности древних), а также их мистическим сторонам (что постоянно прослеживалось в литературных и живописных произведениях). В салонах увлекались спиритическими сеансами.

Итак, каковы же сущностные черты европейского салона как определенного собрания лиц для культурного общения?

· Место проведения - как правило, частный дом представителя высшего круга; важная составляющая - убранство помещения, где проходило собрание, имело особый декор (вазы, гирлянды цветов, зеркала; стены, обитые дорогими тканями, античные или восточные вещицы и пр.), что подчеркивало внеположенность салона по отношению к быту и создавало атмосферу камерности.

· Хозяин (хозяйка) салона - обладают большим авторитетом, организуют деятельность салона, начиная от продумывания декора и кончая приглашением гостей, следят за тематикой бесед и направляют их в нужное русло, дают собственные оценки, формируя тем самым общественное мнение. От интеллекта, такта и иных личностных качеств хозяина (хозяйки) зависела репутация салона.

· Гости (возможны разные варианты, но в целом главное - избранное в интеллектуальном отношении общество, не материальное благополучие, официальный статус, а незаурядные способности определяют интерес к гостю салона) - избранное общество (сравнительно немногочисленное), соблюдающее правила игры, определяемые хозяином (хозяйкой) салона, будь то использование псевдонимов, взятых из греческой мифологии, требование говорить исключительно стихами или участие в проведении затейливого научного опыта. Компания тщательно отбиралась, умело организовывалась и управлялась, чтобы создать психологическое чувство комфорта в общении. При этом избранность могла строится как на принадлежности к социальной элите, т.е. к светскому обществу, так и на принадлежности к интеллектуальной и творческой элите. Основным критерием при отборе гостей выступали вкус и мнение хозяина (хозяйки) салона. И если в дом можно было привести кого-либо на прием, не уведомив хозяина заранее, то по отношению к салону такая вольность считалась недопустимой.

· Поведение - часто использовалась, по терминологии Хейзинга, модель игрового поведения. Здесь существовали поведенческие амплуа, которые раскрывались в целом ряде характеристик - от стиля одежды до права выражать свое мнение. Игровым элементом являлось и использование прозвищ. Следует отметить, что обычай брать себе «салонное» имя можно, вероятно, назвать самым древним из элементов салонной культуры (еще древние греки называли себя в салонах именами гомеровских героев, древние римляне - именами знаменитых греков, а гуманисты эпохи Возрождения - именами знаменитых римлян).

· Речь, занятия (общение, музицирование, просмотр спектаклей и пр.): именно разговор являлся основной чертой салона. Разговор не может быть общим, если в помещении много людей, поэтому количество приглашенных никогда не было большим. Салонная речь отличалась своим стилем. Здесь изначально ценили остроумие (или остромыслие, если воспользоваться выражением прециозников), поэтому bons mots (остроты), анекдоты и экспромты были неотъемлемой частью любого салона. Культ импровизации поднимал престиж устной речи и ставил ее наравне с музыкой. Музицирование, пение также принадлежит к классическим видам салонной деятельности. К салонной культуре примыкает и альбомная культура, при этом речь идет не только о том, чтобы писать в альбом, но и о навыках, которые необходимы для этого, т.е. об умении рисовать и слагать стихи.

· Тематика бесед - искусство, философия, политика, в принципе, любой феномен общественной жизни, вызывающий интерес.

Чтобы раскрыть место и роль салонной культуры в культурном наследовании, важно проанализировать потребности, которые данная культура удовлетворяла, соответственно насколько она реализовывала цели, которые были перед ней поставлены.

В первую очередь, она возникает в связи с удовлетворением потребности в общении вообще, культурном, интеллектуальном общении в частности. При этом ценятся знания, оригинальность мышления, логика изложения и красота языка. Кроме того, это общение, прежде всего, по поводу культурных ценностей (произведений литературы, музыки, живописи, философии и пр.). В процессе самого общения формируются определенные нормы, правила, свое представление, что считать приличным, а что нет, т.е. своя культура общения. Чтобы быть вхожим в тот или иной салон, надо было научиться определенным манерам, которые считались хорошим тоном.

Избранность как принадлежность первоначально к высшему светскому обществу порождала в процессах общения элементы особой, элитарной, салонной культуры.

Это культура непрофессионалов, но почему же тогда получить ее одобрение так стремились известные художники, поэты, философы и пр., т.е. представители профессиональных творческих кругов? Значит, элитарность, изысканность, утонченность салонной культуры привлекала и профессионалов.

Салоны по-своему решали и проблему внедрения демократических устоев в общество. Со временем салоны становятся более демократичными. Все большее число приглашенных составляют представители буржуа, интеллигенции и пр. Кроме того, в повседневную жизнь Нового времени салон вошел не только аристократической гостиной, но и выставкой-продажей произведений искусства, названием выставочных залов и художественных магазинов, американскими салунами, наконец, в массе своей весьма далекими от аристократизма.

В связи с этим нельзя не отметить особую роль женщины в организации салонов, в салонном общении. Идеи равноправия мужчины и женщины в своеобразной форме воплотились в салонной культуре. С развитием ее связан резкий скачок в интеллектуальной жизни эпохи, ибо одним из существеннейших толчков к демократизации знаний стало не столько разрушение классовых перегородок, сколько женское просвещение. В салонах начат путь к женской эмансипации, и именно образованные женщины эпохи Просвещения стали той благодатной почвой, которая рождала новую, просвещенную публику. Недаром в последующих поколениях век Просвещения стал восприниматься как век салонной культуры, и даже его хронологические рамки свелись в массовом сознании ко времени господства идей французского просветительства.

Светская гостиная, салон - явление культуры Нового времени, существенно расширившее аудиторию, интересующуюся знаниями. Выработанные в ходе дискуссий, обсуждений общие оценки морально-этического, эстетического плана влияли на мировоззрение людей, служили выдвижению новых идей, формировали определенный пласт культуры. В связи с этим обстоятельством обратим внимание на широкое распространение салонов в век Просвещения, когда стала происходить всеобщая переоценка ценностей.

Всеобщая переоценка ценностей - такова, скорее всего, генеральная характеристика Просвещения (прежде всего, французского Просвещения), когда переоценка ценностей и критика сущего происходит на всех ступенях социальной лестницы, с тем только различием, что на уровне «культуры ученой» она раздавалась преимущественно в светских салонах, а на уровне «культуры фольклорной» то и дело выливалась в открытые народные восстания. Стихия народных бунтов в конце концов слилась в революцию, ставшую началом нового мира, но положившую пределы самому Просвещению. На развитии представлений о культуре и цивилизации сильнее всего сказались изменения в интеллектуальной жизни эпохи, как и рождение салонной культуры.

В ХVIII веке «просвещенная», или «образованная» публика стала новым фактором, влияющим на развитие общества, практически новым общественным образованием, «сословием» (в терминологии того времени) со своими чертами и чаяниями. Истоком своим это явление имеет салонную культуру. Рождение и распространение салонной культуры было признаком более широкого распространения знаний, их растущей популярности. Знание перестало быть признаком цеховой принадлежности, оно все больше и больше стало интересовать неспециалистов. И именно этот растущий интерес непрофессионалов значительно увеличил познавательный потенциал Просветительства. Просвещенная публика, быстро перераставшая узкие рамки аристократической культуры, давала созидателей и потребителей новой культуры. Это просвещенная публика жаждала демократизации общества: демократизации как культурной, так и политической.

В этом плане весьма примечательно произведение Б. Фонтенеля «Рассуждения о множественности миров»[18], в котором дух салонной культуры нашел свое наиболее полное отражение. Его «Рассуждения» представляют собой популярное изложение коперниковой картины строения Вселенной. Ученый использовал распространенный жанр – «учительной» литературы, придав своему произведению форму диалога. Своим собеседником автор избрал не ученого оппонента, а некую маркизу - даму, которой он пытается доходчиво объяснить сложные научные проблемы, разбудив ее научное любопытство.

Помимо сугубо просветительских задач в салоне решались и эстетические. Поскольку термин «салон», как уже отмечалось, имеет и значение - выставка современного изобразительного искусства, да и в салонах частных домов именно искусство было главной составляющей его деятельности, нельзя не отметить и высокое эстетическое значение салонов. Они являлись своего рода своеобразной школой эстетики, здесь оттачивался художественный вкус, формировались эстетические идеалы, давался толчок для развития новых направлений искусства, его стилей.

Итак, салонная культура по своей значимости, характеру решаемых задач и функциям безусловно относится к культурным ценностям прошлого. В онтологическом плане культурного развития она предстает как ступень в демократизации культуры. Салон - порождение городской жизни, средоточие культурного взаимодействия, где фактором развития культуры становится общение. Значение салона в демократизации культуры видится четче при обращении к роли города в культурном онтогенезе. Город способствовал автономизации культуры, ее превращению в достаточно самостоятельную силу, преобразующую само общество, его политику, экономику, самое общественную структуру.

На первый план, таким образом, выходят такие потребности в современной культуре, которые может удовлетворить салон (потребность в культурном общении; познавательная потребность; эстетическая потребность; потребность в личностном самосовершенствовании и пр.).

Определенные поведенческие правила, принятые в классическом салоне, могут казаться современному поколению достаточно изысканными, хотя и несколько манерными. Однако в век упрощенных форм общения (через Интернет, СМС и пр.) у целого ряда людей возникает ностальгия по такой изысканности, что делает салонную культуру особо привлекательной.

Некоторая элитарность, замкнутость салонов также привлекает наших современников к салонной культуре. Здесь следует отметить, что в условиях социальной дифференциации российского общества, крайней его поляризации, у определенных социальных групп, относящих себя, к элите общества, наблюдается четкое стремление закрепить отличия в материальном и социальном положении, свой высокий социальный и материальный статус и в статусе культурном, выделив себя как культурную элиту.

Подведем итоги.

1. Понятия «салон» - многозначное. В литературе можно выделить, по меньшей мере, три его основных значения: помещение, зал; название периодических выставок современного изобразительного искусства; форма организации культурной жизни, имеющая свои специфические особенности, основная цель которой - камерное культурное общение.

2. Салонная культура возникла еще в период античности, но наибольшее распространение получила во Франции в XVII-XVIII вв. Именно тогда формируется салонная культура в ее классическом варианте. Она предполагает наличие целого ряда признаков, среди которых: специфика места проведения - гостиная частного дома влиятельного лица; особая роль хозяина (хозяйки) салона в организации его деятельности, декоре гостиной, подборе гостей; соответствующие правила поведения, общения, речи и специфические занятия, главное из которых - общение на темы, связанные, в первую очередь, с искусством; камерность салонной культуры, его полифункциональность.

3. Салонная культура удовлетворяла потребности людей в интеллектуальном, культурном общении, в знаниях в области искусства, формировала эстетические вкусы и идеалы, играла огромную роль в выработке мировоззренческих ориентиров и пр. Она подготавливала слушательскую аудиторию к восприятию высокого искусства, служила воспитанию определенных манер и моделей поведения, давала возможность обмениваться мнениями профессионалов и непрофессиональной аудитории, что служило их взаимному обогащению.

4. На какое-то время салонная культура была незаслуженно забыта. Однако в настоящее время возникла необходимость пересмотра отношения к ней, в связи с чем важно раскрыть ее сущностные черты и дать объективную культурологическую оценку в качестве объекта наследования.

5. Салонная культура имеет множество позитивных сторон, которые следует внедрить и в культуру сегодняшнего дня. Прежде всего, они касаются тех целей, которые решала салонная культура (потребностей в интеллектуальном общении, воспитании высокохудожественного вкуса и пр.) и которые созвучны целям современной культуры. Среди наиболее привлекательных черт салона – камерность, имеющая ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации культурно-просветительской деятельности. Салон полифункционален. В нем может быть создана психологически комфортная атмосфера, способствующая раскрытию творческих возможностей личности, представляет широкие возможности для формирования духовной элиты общества, подготовленной слушательской аудитории.

6. Необходимо отказаться от тех сторон салонной культуры, которые кажутся старомодными, не отвечают реалиям нынешней действительности (например, чрезмерная манерность, жеманство, в чем-то излишний консерватизм и пр.).

7. Сохраняя базисные черты салонной культуры, возможно модификационное изменение самого салона: например, место его проведения, включение дополнительных функций (дополнительная форма обучения) и пр.

8. Салонную культуру в известной степени можно рассматривать как противостоящую массовой культуре, с ее ориентацией на «усредненного» человека, представленного как массового потребителя, которому хочется только развлечений. В этом плане салонная культура сближается с элитарной, ориентированной на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и развитым эстетическим вкусом.

 

Русская салонная культура

Русская салонная культура зарождается значительно позже европейской и заимствует многие ее черты. Салон как культурный феномен в России появляется во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Однако как культурный феномен русская салонная культура переживает не только период заимствований, но и развития собственных особенностей, что связано, в первую очередь, со спецификой самой русской культуры, ментальности русского народа, того исторического и социального (в широком смысле) контекста, при котором она возникает и эволюционирует. Говоря о специфике русской салонной культуры важно охарактеризовать тот социальный и культурный слой, который выступает как субъект ее развития, а именно - русское дворянство.

Русская салонная культура возникла в среде русского аристократического дворянства. Именно немногочисленный и привилегированный дворянский слой делает роль салона уникальной в развитии культуры России.

Российское дворянство, как и дворянство вообще, являлось институтом феодальной общественно-экономической формации. Возникшее в XII-XIII вв., оно составляло низший слой феодального военно-служилого сословия. В Московской Руси дворяне представляли категорию служилых людей, воинский труд которых награждался земельными угодьями (поместьями) с жившими там крестьянами. Однако поместье, в отличие от боярской вотчины, не являлось собственностью дворянина и оставалось за семьей в случае потери ее главы только при условии дальнейшей службы сына, брата или другого близкого родственника. С течением времени значение служилого сословия возрастало, и при этом постепенно стиралась грань между дворянским поместьем и боярской вотчиной. В конце XVII - начале XVIII вв. роль дворянства в политической жизни страны еще более возросла вследствие реформаторской деятельности Петра I.

В своих радикальных преобразованиях государственной и общественной жизни царь Петр опирался преимущественно на дворянство. Однако приоритет отдавал не знатности, как было прежде, а компетентности, верности государю и успехам в службе. Порядок прохождения службы дворянами впервые был закреплен в «Табели о рангах» 1722 г. По новому закону чиновники были разделены на 14 классов в соответствии с занимаемой должностью на военной, морской, гражданской и придворной видах государственной службы. Достигнув 8-го класса на гражданской службе или 14-го - на военной, даже выходец из податного сословия (крестьянства или купечества) получал потомственное дворянство. Гражданским чинам с 9-го по 14-й классы также давали дворянство, но только личное. Для дворян государственная служба становилась обязательной и пожизненной.

 В результате возникло двойственное и, в известной степени, противоречивое положение: с одной стороны, для дворянского сословия принцип родовитости и наследственной знатности не утратил значения, с другой - в избранную элиту стали допускать и «худородных», но проявивших особую «охоту к службе».

Постепенно часть древних знатных родов вымерла, другая же настолько разорилась, что утрачивала всякую связь со своим сословием. Князь Долгоруков, занимавшийся изучением дворянских родословных, отмечал, что ко второй половине XIX в. сохранилось лишь 882 фамилии, существование которых определялось до XVI в., среди них наибольшее число потомков «рюриковой» крови - 39 княжеских родов и 21 нетитулованная семья. Однако приоритет древности рода оставался еще очень значительным в дворянской среде XIX века. Древность рода не только почиталась, но и часто противопоставлялась «новым» дворянам, рождая негативное, нередко презрительное к ним отношение со стороны «подлинно родовитых».

Обратимся к периоду XVIII века, когда начинает формироваться салонная культура России и когда наблюдаются существенные перемены в самой культурной ситуации страны.

В рамках истории русской культуры XVIII столетия выделяются два периода: конец XVII - первая четверть XVIII вв., характеризующийся становлением новых традиций в русской культуре, и середина - вторая половина XVIII века, когда происходит процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры: культуры дворянской и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер[19].

При Петре I начинается период бурного развития российской культуры, прежде всего, светской культуры. Петровские реформы, направленные на европеизацию страны, затронули практически все стороны жизни общества, в том числе и культуру. Как прототип салонов Петр вводит ассамблеи, «свободные собрания в каком-либо доме», где должны присутствовать знатные лица, как мужчины, так и женщины, в европейской одежде, для того чтобы общаться, демонстрируя хорошие манеры, а также исполнять немецкие и польские танцы. Однако это еще не салоны в их европейском понимании.

В период царствования Елизаветы взоры светской знати обратились к Франции. Их вкусы, моды, костюмы, манеры стали водворяться при петербургском дворе и в высшем русском обществе. Но поскольку французская культура в тот момент была немыслима без салонной культуры, этот феномен был заимствован от французов. Именно при Елизавете Петровне в России начинают возникать салоны в их классическом французском варианте. Однако их широкое распространение начнется при Екатерине II. И тому есть свои объяснения: дворянство становится привилегированным сословием, стремящимся закрепить свою привилегированность и в культуре. Салонная культура как нельзя лучше подошла для этой цели.

«Золотой век» дворянства при Екатерине II был отмечен возвышением его роли, укреплением мощи[20]. По мере укрепления самодержавной власти менялся его социальный и правовой статус. Обязательность государственной службы была отменена «Манифестом о вольности дворянства» 1762 г. «Жалованная грамота» 1785 г. предоставляла новые привилегии: их дома не подлежали постою, они освобождались от податей, получали преимущества при прохождении государственной службы и производстве в чины. В отношении дворян запрещалось применение телесных наказаний. Законодательно подтверждались исключительное право их на владение, пользование и распоряжение населенной поземельной собственностью, полицейская юстиция помещиков.

«Жалованная грамота» 1785 г. утвердила безграничную власть дворян над крепостными, которые становились, по сути, рабами. За счет этого дворянство превратилось в господствующее сословие, обладающее монополией на «крещеную собственность».

По поводу превращения дворянства в привилегированное сословие известный историк П.Н. Милюков заметил, что история русского дворянства распадается на несколько периодов: «В первом, продолжавшемся до конца XV века, дворяне были вольными слугами; во втором, в течение XVI-XVII вв., они сделались невольными слугами и были прикреплены к своему занятию; в XVIII веке они были раскреплены, но сохранили за собой даровой труд и сделались привилегированным сословием»[21].

Интересы дворянства отождествлялись с государственными, что обеспечивало им защиту жизни, чести, имущества, монопольное право на землю и крепостных, право на сословный суд, право распоряжаться имуществом, заводить фабрики, заводы и пр. Это способствовало объединению дворянства в сословные общества, своеобразные дворянские корпорации, влияющие на устройство сословия, защиту и реализацию его корпоративных интересов.

Данные изменения нашли свое отражение и в культурной жизни того времени, в том числе и в широком распространении салонов как собраний избранного общества, прежде всего, аристократического дворянства.

Один из салонов организовала императрица Екатерина II, которая подавала пример просвещенной, образованной государыни, вела переписку с такими видными французскими философами того времени, как Д. Дидро, Ф. Вольтер, хорошо знала и разбиралась в искусстве.

Интерес к французской культуре как образцу просвещенности был в то время велик. Французская речь постепенно входила в гостиные,  затем салоны, считаясь признаком не только просвещенности, но и хорошего тона («bon ton»). Дворянство России (во всяком случае, наиболее прогрессивная его часть), начиная с петровской эпохи, сознательно ориентировалось на Запад и стремилось усвоить европейские нормы быта и этикета.

Первоначально салоны в России формировались как литературные общества. Они не сразу нашли свой облик, отличный от французских. «В XVIII веке литературное общество еще только ищет свои формы, и очень часто это - объединение родственников, поэтов, находящихся в каких-то дружеских и родственных связях»[22]. В сущности, в России XVIII в. литературные салоны так и не сложились, поскольку женщина-литератор - явление редкое, чаще это молодые писатели.

Само значение салонов в русском быту неуклонно возрастало с 50-х гг. XVIII к середине XIX в. Аристократические салоны Западной Европы, прежде всего, французские, значительно влияли на традиции московских и петербургских салонных собраний. Салонная жизнь со светскими раутами стала необходимым атрибутом, нормой жизни императорского двора, правительства, дипломатического корпуса, гвардии, российского дворянства в целом.

При этом следует отметить, что само дворянство как сословие было неоднородным. Большое различие в культурном отношении существовало между столичной дворянской аристократией и провинциальными помещиками, поместным дворянством. В глухомани провинциальных «медвежьих углов» в помещичьей среде процветали невежество, самодурство, нередко и бесчеловечная жестокость. Но одновременно в дворянской провинциальной среде распространялись идеи просветительства и гуманизма, интерес к науке и искусству. Истории известны многочисленные дворянские проекты, предлагавшие ограничение или уничтожение крепостного права. Среди поместного дворянства существовали истинные любители литературы и театра, в их домах были прекрасные библиотеки.

Наряду с поместным дворянством, составлявшим наибольшую часть и как бы среднее звено сословия, в дворянстве первой половины XIX в. существовали еще две противоположные по своему имущественному и общественному положению группировки - высшее и личное дворянство.

Верхи дворянского общества представляли родовитые и сановные магнаты, владельцы тысяч крепостных и огромных латифундий. Именно они являлись той правящей элитой, влияние которой в значительной степени определяло политику государства. Они составляли и «высший свет» - замкнутую касту со своими непреложными традициями. После смерти Екатерины II богатейшее старое барство осело в Москве. В Санкт-Петербурге в основном чиновная аристократия, занимавшая высшие государственные посты.

Самые известные салоны Санкт-Петербурга и Москвы собирали у себя блистательное дворянское общество, состоявшее из наиболее одаренных и образованных людей своего времени. Вот наиболее известные салоны и близкие к ним по духу кружки и общества России XVIII века: салоны императрицы Екатерины II, И.И. Шувалова, М.И. Головиной, Г.Р. Державина, И.П. и П.Н. Бекетовых, Н.А. Львова; кружки М.М. Хераскова, М.Д. Чулкова, В.С. Подливалова, П.А. Вяземского, «Кружок Московского журнала», «Дружеское ученое общество» Н.И. Новикова, «Собрание университетских питомцев» Н.И. Шварца, «Вольное Российское собрание при Московском университете», «Общество, старающееся о переводах» (кружок Екатерины II), «Общество, старающееся о печатании книг», «Общество благородных особ для театральных представлений», «Вольное собрание любителей Российского языка», «Вольное экономическое общество», «Беседы» Ф.Г. Корина и др.

Как уже отмечалось, для характеристики салона как феномена культуры большое значение имеет место его проведения. Салоны возникали и в столице, и в провинциях, в городах и усадьбах.

Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный, совершенный мир в рамках дворянской усадьбы, которую можно рассматривать как специфичную, отличительную черту салонной культуры России.

История дворянских салонов неразрывно связана с историей русских усадеб. Дворянская усадьба как исторический и культурный феномен России XVIII-XIX вв. сформировала новый, оригинальный вид салонной культуры. Л.В. Иванова, анализируя единовременный культурный срез усадеб конца XVIII - начала XIX века, делает вывод: «Весом и многообразен вклад усадебной культуры в общероссийскую культурную сокровищницу. Он выразился в совершенных памятниках архитектуры и садово-паркового искусства, скульптуры и живописи, в образцах духовной культуры - поэзии и литературы, философии, музыки, театрального искусства»[23].

Усадьба, возникнув как жилой и хозяйственный комплекс, постепенно превратилась в культурный центр, в котором синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура города и провинции, культура России и Запада. Это был сложный художественно-культурный комплекс, олицетворявший замкнутый идеальный мир природы, жизни и искусства.

Русская усадебная культура представляет собой явление уникальное. В ней нерасторжимо слилась природа и хозяйственная деятельность, семейные, родовые традиции, музыка и живопись, поэзия и проза, народное искусство, охота и праздники, салонные вечера, коллекции художественных ценностей, и, конечно, библиотеки, собранные хозяевами усадеб. Многие усадьбы стали шедеврами архитектуры и садово-паркового искусства, другие - «приютами спокойствия, трудов и вдохновения» (А.С. Пушкин).

Русских дворян растили и воспитывали в «дворянских гнездах», с детства обучали различным видам искусства: музыкальному, певческому, танцевальному и др. Как правило, все это происходило в усадьбах. Здесь же учили основам знаний: математики, иностранных языков, литературы и литературного творчества, многие часы проводили в усадебной библиотеке. Позже образование и воспитание продолжалось в пансионах, гимназиях, лицеях, университетах, военных учебных заведениях. Но, как правило, основа всей дальнейшей их жизнедеятельности (образования, нравственности, творчества, государственной службы и пр.) закладывалось внутри русских усадеб.

Этот тезис чрезвычайно важен, постольку поскольку в литературе имеется множество свидетельств высокой культуры общения русского дворянства, наличия в усадьбах музыкальных инструментов, хоров, оркестров, театров. В усадьбе проводились салоны, на которых собирались родственники и друзья хозяина, приглашенные. Здесь пели, музицировали, танцевали, устраивали спектакли, костюмированные вечера.

Усадебный салон становился центром общения, обмена мнениями, литературных споров, небольших камерных музыкальных и театральных концертов, где зачастую произведения исполнялись впервые, для узкого круга.

Салоны, в усадьбах, отличались большей свободой в этикете, естественностью манер, ориентированностью на праздник. В светских салонах Петербурга, где чопорность и строгий этикет брались за основу, зачастую посмеивались над провинциальностью усадебных салонов.

Впечатления от жизни в усадьбах, в том числе и проводимых здесь салонов, воплотились в русской классической литературе (А.С. Пушкин  «Евгений Онегин»; А.Н. Толстой «Детство Никиты»; Н.В. Гоголь  «Мертвые души»; Л.Н. Толстой  «Детство», «Война и мир»; И.А. Гончаров  «Обломов, «Обрыв»; И.С. Тургенев  «Дворянское гнездо»; Ф.И. Тютчев  «Я встретил вас»; И.А. Бунин  «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»; В.В. Набоков  «Домой», «Прелестная пора»; К.Д. Бальмонт «Памяти Тургенева» и т.п.).

Среди русских художников, изображавших усадебную жизнь, портреты хозяев усадеб, были Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.Э. Борисов-Мусатов и др. Усадебная жизнь вдохновляла композиторов на создание выдающихся музыкальных произведений (М.И. Глинка, Д.С. Бортнянский и др.).

Салонная культура усадеб, безусловно, относится к числу самобытных характеристик русской салонной культуры.

Как уже отмечалось, салоны проводились не только в усадьбах, но и городских дворянских домах. Если развернуть подход Л.В. Ивановой к усадьбе как к культурному и историческому феномену на городской дворянский дом, то можно констатировать, что салон как культурно-исторический феномен - это часть дворянского городского дома и дворянской усадьбы, элемент культурно-исторической жизни дворянской России. Важно отметить, что феномен русской дворянской культуры - литературные, музыкальные, философские, а позднее политические салоны - возникли именно в среде просвещенного дворянства. В целом, они были сугубо дворянским явлением культурной жизни России того времени.

Основные функции салонной культуры Франции были перенесены на российскую почву в целом. Но следует акцентировать внимание на функции русских салонов как школы воспитания, обучения хорошим манерам, правилам этикета, основам эстетики. Здесь учили любить и понимать прекрасное, разбираться в культурном наследии прошлого, что предполагало знание античной и иной культуры. Салоны становились своего рода «университетами» светского человека, способствуя раскрытию и совершенствованию его творческих способностей. Как отмечает Т.С. Георгиева: «Русский аристократ XIX века - это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик несли на себе отпечаток определенной культурной традиции. Так называемый bon ton состоял в органическом единстве этических и этикетных норм» [24]. И салоны как раз и являлись такой школой воспитания, где оттачивались манеры и вкусы.

Особую роль в системе воспитания русского дворянства играло искусство, придававшее модную для того времени форму светского поведения. Многие салоны того периоды имели ярко выраженную литературную направленность.

Русская литература способствовала формированию новых правил светского быта. «Общество любителей российской словесности», созданное поэтом А.П. Сумароковым в 1790-е годы, стало первым творческим кружком, заложившим основы русской литературной традиции. Здесь читали новые стихи, переводы, сталкивались мнения, развивался литературный вкус, оттачивались формы литературной полемики. Из этого кружка вышли известные впоследствии личности: И.И. Елагин, А.П. Мельгунов. С литературной жизнью были связаны салоны графов М.Ю. Виельгорского и И.И. Шувалова. Последний часто посещали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, А.Н. Оленин, Е.Р. Дашкова, И.И. Дмитриев.

Постепенно в русских салонах значительно расширяется тематика, составляя переплетение литературных, музыкальных, философских, а позднее и политических проблем. Среди наиболее известных в Санкт-Петербурге XIX в. были литературно-музыкальные салоны А.Н. Оленина, Е.П. Ростопчиной, Е.А. Карамзиной, М.Ю. Виельгорского.

Здесь часто не только звучала музыка Й. Гайдна, В.-А. Моцарта, итальянских композиторов-виртуозов, фрагменты французских опер, но и решались политические и личные судьбы, обсуждались важнейшие события общественной и государственной жизни.

И все же особое место в культурной жизни России первой половины XIX в. занимали салоны, где на первый план выдвигалось искусство: исполнялись лучшие произведения отечественных и иностранных композиторов, сюда приглашали талантливых исполнителей, оказывая им помощь в творческом росте. Формировалась творческая индивидуальность поэтов, композиторов, художников, писателей, философов, государственных и политических деятелей.

В салонах обсуждались проблемы философии, эстетики, музыкальной теории и критики, знакомились с новыми интересными произведениями искусства.

Салонная культура России немыслима без дворянских альбомов («картинные книги»), выполнявшиеся для круга близких друзей и знакомых, являя удивительно поэтичный мир дворянской жизни времен романтизма.

Так, в 1822 г. в столичных великосветских салонах славился альбом польской пианистки Марии Шимановской, со стихами, изречениями, автографами выдающихся поэтов XIX в. - Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, И.И. Дмитриева, И.А. Крылова, А.С. Пушкина.

Обширными коллекциями отличался петербургский художественный салон Михаила и Матвея Виельгорских собраниями художественных и книжных редкостей. Альбомы гравюр, акварелей, автографов дают лишь некоторое представление о необычайно широких контактах салона с артистическим миром России и Западной Европы. Продукт светских приемов, альбом-коллекция во второй половине XIX в. все более тяготел к парадному виду. Он становился все более торжественным по форме, но к сожалению, пустым по содержанию.

Начало XIX века отмечено сменой французского влияния на светское общество на английское. Однако, вряд ли можно объяснить развитие русской салонной культуры одними заимствованиями. Нельзя отрывать эволюцию данной культуры от конкретно-исторической почвы, которая питала ее, привнося нечто новое и оригинальное в ее содержание. Салонная культура России - это не просто следствие западных влияний, но закономерный этап в процессе развития русской культуры в целом.

Русский дворянский салон представлял собой сложную форму культурно-художественной жизни дворянской России первой половины XIX в., в которой соединяются серьезные, глубокие интересы с развлечением, личное с общественным, имеются в виду разные виды деятельности (литература, философия, музыка), каждый из которых не подавлял собой другую. Личность хозяина салона как частного собственника городского дома или усадьбы, где салон функционировал, накладывала своеобразную печать на его деятельность.

В первой половине XIX в. сопричастен культуре был только тонкий слой образованной мыслящей его части. Все эти представители дворянского авангарда были создателями культурных ценностей, с ними было связано все лучшее, что заложено в России XVIII - XIX вв.

Само салонное общество не всегда давало и верные, эстетически выверенные оценки того или иного произведения, будь то литература или музыка, живопись и пр. Салонное общество - это не общество экспертов, профессионалов в области искусства, напротив, оно, как и на Западе, было непрофессиональным.

Жеманность, утонченная спесь в обращении - тоже характерная черта салонов. Если салонная культура провинции более простонародна, то в Петербурге она достаточно эталонна в манерах и этикете. 

Наблюдаемая ролевая дифференциация гостей в самом салоне вела к его унизительной оценке, от которой он не мог избавиться и в течение всей своей жизни.

Поэтика светского поведения опиралась, прежде всего, на умение различать ряд базовых моделей, ряд масок и ролей, каждая из которых обладала своим особым ценностным статусом («провинциал», «маргинал», «денди», «законодатель салона», «шут» и пр.). Так, над «провинциалами» посмеивались, в первую очередь, над их манерами, скованностью в поведении, однако было и сочувствие - и даже некоторый неподдельный интерес, провинциальная наивность притягивала. Иная позиция в светском обществе - позиция «маргинала». Его высказывания резки - на грани принятой нормы, он нарочито нарушает принятые правила этикета. Этот человек мог отличаться не только манерами, принятыми в свете, но и стремлением обсуждать темы, которые не дают «легкого» разговора, не сочетаются с приятностью общения, а потому не приняты в салонах (вспомним Чацкого в комедии Грибоедова, салонным обществом воспринятый как сумасшедший).

Английское влияние на светские салоны выразилось и в таком феномене великосветского поведения, как дендизм. «Денди» - законодатель светской моды, ему скучно в свете, но эта скука от внутреннего самолюбования. Его жизнь в обществе подобна произведению искусства, имеющему цель в самом себе, она - объект эстетического созерцания, своего рода нарциссизм.

Среди возможных поведенческих амплуа салонов и иные роли - например, «шута», «законодателя» и пр. Все они, так или иначе, нашли отражение в русской литературе.

Салоны вырабатывали свой поведенческий кодекс, где за легкостью и непринужденностью общения - определенные правила, как себя вести и что говорить, влиявшие на репутацию человека в обществе. «Потерять» высокую репутацию означало навсегда покинуть общество, быть его изгоем (из классической русской литературы: судьба Анны Карениной - тому яркий пример).

Не менее важное значение для салонной культуры имела и внешность, умение одеваться. Каждый элемент одежды говорил сам за себя, с той или иной стороны характеризуя самого человека.

Но самое главное - это умение вести беседу, в каком стиле, на какую тему. Особо ценилось умение импровизации, остроумие. Салонная речь мыла отличалась своей спецификой: сочетанием простонародного с французским. Многое зависело от социального состава салона, его местоположения (Петербург - Москва - провинция), от типа салона, определявшегося кругом интересов его посетителей. Одни и те же гости могли изъясняться по-разному, например, в провинциальном или Петербургском салонах. Надо было уметь ориентироваться - как, где и что говорить.

Как уже отмечалось, русские салоны XVIII-начала XIX века в основном можно характеризовать как дворянские по своему социальному составу. Хотя уже в тот период все салоны можно подразделить на аристократические и демократические («разночинные»). Как правило, аристократический салон включал людей высшего круга, непрофессионалов в области искусств; демократический салон был сориентирован на профессионалов - художников, музыкантов литераторов. Чаще всего аристократический салон был литературоцентричен, литературе отводилась организующая роль в светском воспитании и общении: предполагалось, что в принципе всякий светский человек должен быть немного литератором и уж во всяком случае уметь поддержать разговор о литературе.

Следует обратить внимание, что в основе такого разделения не столько социальный, сколько профессиональный состав участников, ориентированных, в первую очередь, на искусство. Так, в доме князя В.Ф. Одоевского было два салона - демократический и аристократический. Первый держал (как тогда говорили) князь, второй - его супруга, крайне недовольная тем, что в доме бывают разночинные художники и музыканты, чиновники, ученые и литераторы.

Но постепенно происходят изменения именно в социальном составе салонов, куда начинают, кроме дворянства, входить и представители других социальных групп, и, прежде всего, разночинская интеллигенция.

В 50-е годы XIX века блестящее время дворянских салонов безвозвратно уходит в прошлое. Выразителем новой эпохи становится разночинец.

Салон в тот период становится разновидностью литературных и иных художественных объединений, который группируется вокруг известного в художественных кругах лица, обладающего высоким авторитетом (например, салон З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского). Однако встречаются и салоны, имеющие политическую направленность (салон Е.В. Богдановича). Но они уже более напоминают литературные объединения, политические кружки, нежели классические салоны.

Итак, подведем итоги.

1. Русская салонная культура продолжает развитие европейских традиций и одновременно несет в себе отражение национальных особенностей. Она содержит определенные элементы заимствования: место проведения (дом высшей знати); избранность общества; роль хозяина (хозяйки) салона как центрального субъекта культурного общения; дух камерности; специфика этикета; направленность бесед и занятий (обсуждение тем искусства, музицирование, в более поздний период философская, эстетическая, политическая проблематика); игровое поведение, распределение ролей. Как справедливо отмечал Н.А. Бродский: «Салон - очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединялись серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным, но при этом каждая из сторон не подавляла собой другую»[25].

2. Вместе с тем в русской салонной культуре много и оригинальных черт. В первую очередь, это - специфика самого слоя дворянства, субъекта салонной культуры, имеющего в России собственную историю, менталитет, характерные черты; феномен русской дворянской культуры - литературные, музыкальные, политические и философские салоны - возникли именно в этой среде просвещенного дворянства. В целом салоны были сугубо дворянским явлением культурной жизни России XVIII - XIX вв. В салонах выдающиеся умы блистали перед слушателями своим ораторским дарованием, здесь же проходила светская тренировка ума и чувств. Дворянская салонная культура была ориентирована не только на европейские традиции, но и на мощный пласт русского народного творчества.

3. Среди оригинальных черт и такой феномен, как салонная культура усадьбы, которая превратилась в культурный центр, отличалась от салонной культуры высшей знати Петербурга, да и московских салонов.

4. Следует отметить и специфику целого ряда тем, которые обсуждались в российских салонах (например, дискуссии о романтизме, которые проходили в первой трети XIX вв., или дискуссии между западниками и славянофилами, связанные с путями развития России и ее исторической миссией и пр.). Обсуждаемую тематику можно определить как сплетение, взаимодействие философии, литературы, музыки как основы салонного общения, а чуть позже сюда добавится и политика. 

5. Русский салон XVIII-XIX вв. - это объединение людей избранного дворянского круга, которые обычно собирались в доме привилегированного лица для интеллектуального общения и занятий, связанных с искусством.

6. Традиции салонной культуры, зародившиеся в домах аристократической знати, внесли свой вклад в русскую культуру на рубеже XVIII-XIX вв. и имеют свою преемственность в современной отечественной культуре конца XX-начала XXI вв., являясь объектом культурного наследования в нынешней России.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 358.