Раздел 1. Сущностные черты салонной культуры.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализируя процессы культурного наследования, важно обратить внимание на то, что из опыта прошлого было незаслуженно забыто и что требует своего возрождения, творческого переосмысления на новой культурной основе. На наш взгляд, к числу таких «забытых» феноменов относится салонная культура. Нам представляется, что салоны как форма культурного общения, организации культурной жизни не утратили своей значимости на современном этапе. В этой связи возникает необходимость, с одной стороны, проведения исторической аналогии и обращения к ценному опыту прошлого, многие черты которого за последние десятилетия были утрачены, с другой - объективной интерпретации и возрождения традиции салонной культуры применительно к нашей действительности.

Понятие «салон» несет более разностороннюю культурологическую нагрузку, нежели в чем-то близкое понятие «кружок». При этом он делает акцент при трактовке данного понятия на одном из его значений, как литературно-музыкальном собрании интеллектуалов.

В Париже при Людовике XIV с середины XVII века Королевской академией организовывались официальные выставки современного изобразительного искусства (картин, гравюр и скульптуры). С 1699 года они размещались в Большой галерее Лувра, а немного позднее, с 1737 по 1848 г.г., в Квадратном салоне (Salon carre). Именно отсюда и происходит название «Салон».

Характерно то, что с середины XVIII века проведение Салонов стало регулярным, а с конца XVIII века и до 1863 г. они проводились ежегодно. До событий Французской буржуазной революции в Салонах принимали участие только члены Королевской академии живописи и скульптуры. В течение всего XVIII столетия число произведений, выставленных в Салонах, с каждым годом росло и в 1765 году достигло 432 номеров[1]. На этом уровне оно держалось до начала революционной эпохи, когда в количественном отношении Салоны сразу выросли больше чем вдвое. Несмотря на официальный характер Салонов, они достаточно полно отражали развитие французского искусства в тот период и, без сомнения, стояли выше других художественных выставок.

Шестидесятые годы XVIII века - время подъема общественного значения Салонов. Они привлекали в стены Лувра самую разнообразную публику - от аристократии и состоятельной буржуазии до самых демократических слоев населения.

После революции доступ в Салоны художникам неакадемических направлений стал более открытым. Жюри Салонов во время правления Наполеона I (1804-1815) поддерживало салонное искусство, которое явно было рассчитано на обывательские вкусы буржуазной публики.

Особенностью французских Салонов того периода была идейная борьба художников новых направлений и официально-академического. Следует отметить, что произведения первых все же попали в Салоны: 1819, 1824, 1831, 1850 гг. и др. Но все-таки выставить в Салонах свои произведения для художников, не вписывающихся в официально-академические каноны, было непросто, и поэтому они стали организовывать собственные Салоны. Ярким примером здесь может быть «Салон отверженных» - выставка будущих импрессионистов и др.

С 1881 года Салоны перешли в ведение «Общества французских художников», которое каждый год устраивало «Весенние салоны».

Таким образом, собственно этимология слова «салон» указывает на определенное помещение, в котором проводились выставки современного изобразительного искусства. Кроме того, салон - это название самих выставок такого искусства. Но эти значения еще не отражают всей полноты содержания термина «салон».

Обратимся к словарям современного русского языка, где даются трактовки этого термина.

«Политический салон, великосветский салон, французские салоны XVIII века, в дворянском и буржуазном кругу группа лиц в качестве гостей, постоянно собирающихся в каком-то доме, светский кружок»[2].

«Салон это: политический, литературно-художественный кружок из людей избранного буржуазно-дворянского круга, собирающихся обычно в доме какого-то привилегированного лица»[3].

«Салон - парадная гостиная или зал для приема гостей в аристократическом или буржуазном доме»[4].

«Салон - группа лиц аристократического или буржуазного круга, собирающаяся в качестве гостей в каком-либо частном доме».

«Салон - комната для приема. Литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме»[5].

«Салон - гостиная, комната для приемов; литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме»[6].

В специальных словарях по культурологии встречаем такое определение: «салонная культура (салон) - литературно-художественный или политический кружок, члены которого собираются в частных домах, в гостиных; периодическая выставка современного искусства; зал, помещение для демонстрации и продажи произведений искусства, а также изделий различных художественных промыслов»[7].

Анализ приведенных трактовок термина «салон» указывает, по крайней мере, на три основных его значения: название помещения; периодическая выставка современного искусства; собрание группы лиц. Каждая из этих трактовок нуждается в уточнении.

Что касается трактовки салона как помещения, то это зал для демонстрации (продажи) произведений искусства (изделий художественного промысла).

Вторая трактовка связана с понятием салона как названия выставок современного изобразительного искусства (официально-академического, авангардного - здесь возможны варианты).

И, наконец, трактовка салона как собрания группы лиц. В данном случае некоторые авторы рассматривают его как синонимичное понятию «кружок». Вместе с тем трудно согласиться с таким безоговорочным отождествлением. В связи с этим обратимся к определению «кружок».

Такие определения также достаточно вариативны. Например, это - «группа лиц, занимающихся чем-нибудь; различают кружки литературный, драматический и пр.»[8]. «Группа лиц, объединенных общностью взглядов и занятий. Кружок Станкевича, кружок Герцена. Организация лиц, объединившихся для каких-нибудь совместных занятий»[9]. «Группа лиц, объединяющихся общностью взглядов и целей»[10].

Исходя из анализа данных определений, можно сделать вывод, что понятие «салон» не тождественно понятию «кружок». В салоне могут встречаться разные люди, с разными интересами и вкусами. Отсюда, салон - это вовсе необязательно объединение единомышленников. Неслучайно некоторые авторы пишут о салонах, наряду с кружками. В частности, Б.М. Эйхембаум отмечает: «В салонах-кружках происходят встречи писателей с представителями других общественных групп, литературные салоны являются базами общественной мысли»[11]. У К.Д. Кавелина находим: «Блестящие московские салоны и кружки того времени служили выражением господствующих в русской интеллигенции литературных направлений»[12]. Та же мысль высказывается в предисловии к книге Н.А. Бродского «Литературные салоны и кружки I половины XIX века»[13], где речь идет о «салонно-кружковых объединениях» и «салонно-кружковой жизни».

Таким образом, налицо связь двух различных форм культурной деятельности - салона и кружка, но при этом их нетождественность.

Еще одно понятие, встречающееся в культурологии и близкое к понятию «салон» - «литературный дом». В статье «Литературные дома и их влияние на формирование творческой индивидуальности писателя»[14] В.Н. Касаткина вводит понятие «литературного дом», которое во многом аналогично понятию «салона». Автор статьи пишет о домах-салонах следующее: «проблема общения писателей в литературных домах-салонах требует длительного изучения, проводимого большим исследовательским коллективом», и далее: «О домах - литературных салонах существует мемуарная и научная литература»[15].

Отметим, что В.Н. Касаткина пишет о «литературном доме» не только как о салоне, но и как о дворянской просвещенной семье, в которой много литераторов: «В литературной жизни - это касается всей первой половины XIX века, а отчасти такая особенность распространяется и на вторую половину века, - большую роль играют дворянские просвещенные семьи, как очаги культуры, искусства, научных знаний. Знамениты семьи Тургеневых, Пушкиных, Киреевских, а позже Аксаковых, Майковых. Их дома были широко раскрыты для друзей, родных и знакомых»[16].

При схожести понятий нельзя не видеть и их различий. Салон мог объединять людей не только на основе литературной деятельности. В эволюции салонов был период, когда сближение людей строилось на политических интересах. Поэтому следует признать, что салон - это самостоятельная форма организации культурной жизни, форма культурного общения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 298.