Задание 4. Найдите сравнения, определите их разновидности (прямое сравнение или скрытое — метафора). Пронаблюдайте за развитием мысли автора. Укажите, на основе каких признаков делаются данные сравнения.
1. Но мрачны странные мечты
В душе Мазепы: звёзды ночи,
Как обвинительные очи,
За ним насмешливо глядят,
И тополи, стеснившись в ряд,
Качая тихо головой,
Как судьи, шепчут меж собой.
И летней, тёплой ночи тьма
Душна, как чёрная тюрьма (А. Пушкин).
2. Ползла на город тишина... (Г. Ешимов).
3. И вьюга сквозь кусты шуршит
хвостом небрежно (Г. Ешимов).
4. Как в ворота войны
сквозь большое игольное ушко,
проходили колонны... (Г. Ешимов).
5. Ночи звёздной поясок
Высоко сияет.
Месяц — лёгкий обласок
В облаках ныряет... (С. Сметанин).
6. По асфальту мокро струятся блики,
Словно чешуя драгоценной рыбы... (С. Сметанин).
Задание 5. Найдите алогизмы в высказываниях, исправьте.
1. Перед нами был сборник коротких, но правдивых новелл. 2. Неправда, что Чечня — это «чёрная дыра», что в Чечне только воруют. Во всех регионах, если мы посмотрим, везде одно и то же. Только в Чечне хуже (А. Кадыров). 3. Мне бы адвоката, желательно с юридическим образованием. 4. Он сделал эту тумбочку из дуба с четырьмя ножками.
Задание 6. Разложите сложную мысль на несколько простых, заменив данные сложные предложения простыми, не нарушая логики высказывания. Какие средства связи отдельных предложений в одно смысловое целое вы используете?
1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали (И. Тургенев). 2. На задаваемые вопросы он объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя (В. Арсеньев). 3. В это мгновение она увидела высоко над водой белую чайку; её, вероятно, вспугнули, и она летала молча, неровным полётом, будто высматривая место, где бы можно было опуститься (И. Тургенев). 4. Таким образом, противник сам для себя создаёт обстановку, в которой, если мы без колебания будем решительны и смелы, он сам подставит нам для разгрома свои головные силы. (Л. Толстой).
Задание 7. На основе данных простых предложений составьте сложные предложения, используя различные средства связи частей (служебные слова, вводные слова и словосочетания и др.).
1. Алёша внутренне стыдился этих похвал. Ему совестно было. Его ставили в пример товарищам. Он вовсе этого не заслуживал.
2. Вскоре пансион наполнился. Не было уже места для новых пансионеров. Учитель с учительницей начали думать, что нужно нанять дом попросторнее. Они жили в этом доме. (На основе произведений А. Погорельского).
3. Счастлив младенец. Нежное ушко его ласкают колыбельные песни. В них материнская любовь, нежность и ласковость родного слова. Целая симфония звуков, красок и чувств. Значение колыбельных для младенца трудно переоценить. Они и поныне являются истинным средством убаюкивания ребенка. Они создают неповторимую атмосферу уюта и покоя.
4. Грибоедов хорошо знал московское общество. Он долго жил в Москве. Представителей московского общества он изобразил в своей комедии “Горе от ума”. Эта комедия была закончена в 1823 году.
5. Лермонтов в детстве побывал на Кавказе. Он дважды ссылался на Кавказ. Лермонтов полюбил Кавказ.
6. Евгений Онегин воспитывался иностранцами. Он получил неглубокое образование. Это образование не дало ему полезных для практической деятельности знаний. Жизнь в столичном высшем свете отдалила его от народа.
Задание 8. Прочитайте текст. Определите в нём а) основное положение (тезис), б) доказательства выдвинутого тезиса, аргументы, в) вывод.
Языковой материал собирается и систематизируется в различного рода словарях. Все словари можно разделить на две группы: энциклопедические и лингвистические.
Энциклопедические словари являются научными справочными пособиями, содержащими сведения из различных областей знания. В них даны сведения о явлениях природы и общественной жизни, о выдающихся общественных деятелях, разъясняются различные научные и технические термины и т.д. Словарные статьи обычно иллюстрируются. Следовательно, в энциклопедиях объясняются не слова, а предметы, лица, явления и понятия, обозначаемые теми или иными словами.
В лингвистических (языковых) словарях основное внимание уделено словам; в них объясняются с разных точек зрения сами слова. Лингвистические словари в свою очередь делятся на двуязычные (переводные), например, англо-русский, русско-английский, русско-немецкий и т. п., и одноязычные, вся информация в которых даётся на одном языке. В зависимости от целей и задач одноязычные словари делятся на несколько категорий: толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, этимологические словари, словообразовательные, фразеологические, грамматические, орфоэпические, орфографические и другие.
Таким образом, словари содержат огромную информацию и являются первыми помощниками и друзьями в учении, в жизни.
Задание 9. Исключите из текста части, не соответствующие его теме и жанру.
Права и обязанности человека неразрывно связаны. Честность, искренность, работоспособность, доброта — вот далеко не полный перечень его достоинств. Чтобы гарантировать законом право на образование, право на труд и выбор профессии, право на отдых, охрану здоровья и обеспечение в старости, право на жильё и на достойную жизнь народа, нужно создать мощную промышленность, возродить сельское хозяйство, снабдив его машинами и удобрениями, развить науку и культуру, использовать огромные богатства недр на благо всего народа. Чтобы воздать почести, обессмертить деяния, увековечить славу героев, люди учредили праздники. Могущество и процветание нашей Родины — это главная гарантия прав человека, гарантия безопасности нашего общества.
Задание 10. Составьте два текста из данных предложений, представленных в неупорядоченном, «рассыпанном», состоянии, расположив их в порядке последовательного развития мысли.
I . 1. Почти невозможно запомнить какой-нибудь текст, если во время чтения голова занята посторонними мыслями. 2. Когда на память начинают жаловаться учащиеся, люди молодые, невольно возникает вопрос: а интересует ли их изучаемый материал? 3. И наоборот, когда какое-либо сообщение, факт или цифра произвели впечатление, взволновали, обрадовали или огорчили, они врезаются в память иногда на всю жизнь. 4. К тому же, если был пробел в знаниях, значительно труднее выучить новый материал, находящийся в логической связи с тем, что пропущено. 5. Скучные, неинтересные сведения, как правило, запоминаются с трудом. 6. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». 7. Итак, старайтесь изучать предмет глубже, и тогда, без сомнения, он вас заинтересует. 8. Материал запоминается гораздо надежнее и прочнее, если в тот же день через какой-то срок посмотреть его еще раз. 9. Приведенные соображения иллюстрируют важную закономерность: нормальная память фиксирует все, что затрагивает чувства человека, а то, что оставляет равнодушным, не запоминается. 10. Тогда, вернувшись к нему перед очередным уроком, вы обнаружите, что многое уже запомнили. 11. Конечно же, память каждого из нас имеет свои особенности. 12. Поэтому одному помогает запомнить те или иные сведения повторение, другому — пересказывание прочитанного, третий лучше воспринимает учебный материал на слух. 13. Задания трудные, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.
II . 1. Точная, буквальная копия того или иного произведения поэзии — самый неточный изо всех переводов. 2. Переводчик должен свободно владеть языком, с которого он переводит. 3. Поэтому переводчик должен знать прекрасно и свой родной язык, иначе лошадь у него всегда будет только лошадью, а не конём, жеребцом, рысаком, вороным или скакуном. 4. Нельзя забывать: буквальный перевод никогда не может быть переводом художественным. 5. Переводя, нужно помнить ещё о том, что особым законам подчиняется перевод пословиц и поговорок. 6. Только по-настоящему большие поэты могут работать по подстрочникам. 7. Ведь звукопись, звуки слов в стихах очень сильно воздействуют на читателя. 8. Здесь нужен переводчику хороший эстетический вкус, он должен обладать чувством ритма.
Задание 11. Докажите или опровергните истинность следующих мыслей; аргументируйте свою точку зрения.
1. У короткого ума длинный язык (Аристофан). 2. Дружба возможна только между хорошими людьми (Цицерон). 3. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется (Сенека). 4. Красива не красавица, а любимая. 5. Если убивают цвет, процветают бесцветные. 6. Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков. 7. Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. 8. Развитие мышления человека может проходить только в процессе самостоятельной деятельности, а развитие способностей — через самопознание (Сократ). 9. О вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки (Жан-Жак Руссо).
Задание 12. Проанализируйте развернутое высказывание (ответ на семинарском занятии, экзамене, выступление на конференции и т. п.), используя примерный план:
I . Содержание высказывания:
а) правильно ли понята тема, проблема (или вопрос)?
б) рационально ли отобран материал, нет ли мелких, необязательных фактов, деталей, загромождающих высказывание?
в) выделена ли главная мысль?
г) заметно ли отношение автора к тому, о чем он сообщал? Какими средствами он достигает этого?
II . Форма высказывания:
а) удачна ли структура (построение) высказывания? Каковы его композиционные части?
б) удачно ли расположены факты и выводы (доказать это)?
в) достаточно ли разнообразен (богат) словарный запас говорящего?
г) каков темп речи, ее эмоциональная окраска?
д) какие недостатки в речи вы заметили?
III . Какие советы по совершенствованию монологической речи можете дать говорящему?
Задание 13. Продолжите текст, развивая мысль в заданном направлении.
1. Все люди хотят быть счастливыми. Много я слышал споров о счастье. Одни говорили: «Сила, здоровье — в них всё счастье». Другие не соглашались: «Богато жить, всё иметь — вот что такое счастье!». «Дело свое в жизни хорошо знать — значит счастливым быть», — утверждали многие. А иные добавляли: «Главное для счастья — это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть»…
Задание 14. Завершив начатые высказывания, создайте собственные афоризмы.
1. Заслуживает уважения тот, ...
2. Тот, кто духовно совершенствуется, ...
3. Настоящую ценность представляет то, ...
БОГАТСТВО
(РАЗНООБРАЗИЕ) РЕЧИ
Богатство речи — это разнообразие используемых языковых средств: лексических, семантических, фразеологических, интонационных, грамматических.
Русский язык насчитывает огромное количество слов и постоянно обогащается новыми: в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» 120480 слов; в четырёхтомном «Словаре русского языка» — около 90000 слов; в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой — около 55000 слов, в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля — около 200000 слов. Для русского языка характерно разнообразие интонационных конструкций, моделей образования новых слов и построения словосочетаний, предложений. Речевое богатство создаётся и семантическим разнообразием, смысловой насыщенностью слов, фразеологизмами, пословицами, поговорками.
О богатстве и выразительности русского языка, русской речи говорили многие выдающиеся деятели культуры, писатели:
1. По мысли М. В. Ломоносова, русскому языку присущи великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского языков.
2. Н. В. Гоголь отмечал: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна… он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно…»; «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи».
3. «Гибкий и мощный в своих оборотах и средствах…, язык славянорусский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» (А. С. Пушкин).
4. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Г. Паустовский).
5. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» (И. С. Тургенев).
Каждый из говорящих / пишущих обладает индивидуальным лексическим, фразеологическим, интонационным и грамматическим запасом средств выражения мыслей. Например, словарь А. С. Пушкина составляли более 21200 слов, словарь С. Есенина — около 18890 слов, словарь современного взрослого образованного человека — около 10000–12000 слов.
Богата речь, в которой используются разнообразные языковые средства, имеющиеся у говорящего / пишущего и отбираемые им в каждой конкретной речевой ситуации для выражения мысли, чувства; речь, информативно насыщенная. Чем реже повторяются в речи одни и те же слова, их сочетания, однотипные структуры и интонационные конструкции, тем она богаче.
Речь бедная характеризуется ограниченным объёмом словаря, однообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций, в частности, однообразием приёмов перехода от одной фразы к другой и короткими однотипными, слабо связанными между собой предложениями.
Обогащению речи способствует чтение произведений классической художественной литературы, разнообразное, информативно насыщенное бытовое общение, дружба с различного рода словарями, в первую очередь, толковыми.
Будущий специалист сферы сервиса должен формировать совокупность навыков свободного и целесообразного применения языковых средств, поскольку избранная им сфера профессиональной деятельности предполагает высокую степень речевой активности.
Задания для практической работы
Задание 1. Замените данные прилагательные синонимичными с приставкой без— (бес-).
Смелый (человек), жестокий (враг), огромное (количество), пустынная (степь), необозримые (просторы).
Задание 2. Замените выделенные слова синонимами. Как изменился текст в результате этого?
Кроме детей здесь были обезьяны. Самое удивительное — все обезьяны, одни лучше, другие хуже, умели говорить. Обезьяны спорили с детьми, бранились, визжали тонкими голосами. Но всё же обезьяны мирно уживались с детьми и ссорились с ними не больше, чем дети между собой. (По А. Беляеву).
Задание 3. Выпишите из текстов синонимичные слова. Постройте синонимические ряды, определите их доминанты и особенности употребления каждого из компонентов.
1. Господин Голядкин быстро подался вперёд, словно пружину какую кто тронул в нём, с двух шагов очутился в буфетной, сбросил шинель, снял свою шляпу, поспешно сунул всё это в угол, оправился и огляделся; потом ... потом двинулся в чайную, из чайной юркнул ещё в другую комнату, скользнул почти незаметно между вошедшими в азарт игроками, потом ... потом... тут господин Голядкин позабыл всё, что вокруг него делается, и прямо, как снег на голову, явился в танцевальную залу (Ф. Достоевский).
2. Полгода назад Лапшин поспорил с Невской из-за того, где лучше сажать новый сорт чая… Лапшин настаивал, чтобы сажали в низинах, где кусты будут защищены от ветра. Невская требовала, чтобы чай был посажен на склонах холмов. (К. Паустовский).
3. Откровенное презрение к себе! Страшны такие минуты! Жалок тот, кто их испытывает слишком часто. Ничтожен тот, кто ни разу в жизни их не переживал (В. Тендряков).
Задание 4. Подберите синонимы к следующим словам. Отметьте смысловые и стилистические различия компонентов каждого синонимического ряда.
1. (Человек) удивительный — ...
2. (Поступок) грубый — ...
3. (Чувства) испытывать —...
4. (Проблем) много — …
5. Робость — ... .
Задание 5. Все ли прилагательные в каждой группе слов синонимичны? Исключите лишние слова.
1. Молчаливый, тихий, замкнутый, сиротливый, скромный, бессловесный, застенчивый.
2. Ветреный, развязный, легкомысленный, беззаботный, беспечный, невнимательный, неосмотрительный.
Задание 6. Игра. Перекидывая мяч (или передавая какой-либо предмета) друг другу, употребите слово с другим предлогом, синонимичным названному (затем — антонимичным).
1. У дома — ... 2. Вошёл в класс — ... 3. Поставил у стены — ... и т.п.
Задание 7. С помощью историко-этимологических словарей и словарей иностранных слов определите, из каких языков заимствованы следующие слова. Обогащают ли русский язык такого рода заимствования?
1. Абзац, кашне, партер, плац, профессор, раунд, республика, сарафан, утюг, шасси, de jure — де-юре, де-факто, sos.
2. Башмак, бокс, бутерброд, бутсы, вундеркинд, жалюзи, инквизиция, сарай, урюк, чемпион, agua, pro et contra.
Задание 8. Возможно ли выражение данных понятий иными словами? Попробуйте заменить иноязычные слова русскими.
Альтернатива, анонс, аншлаг, дефект, игнорировать, консенсус, конфронтация, конъюнктура, менталитет, презентация, протеже, рейтинг, спикер, спонсор, экзальтация, эффект.
Задание 9. К фразеологизмам левого столбика подберите синонимичные фразеологизмы из правого.
считать ворон куда ворон костей не заносил
кот наплакал ловить мух
куда Макар телят не гонял с гулькин нос
негде курице клюнуть трудолюбив как пчела
рабочая лошадь как собак нерезаных
Задание 10. Данные фразеологизмы объедините в антонимические пары.
как рыба в воде работать как вол
гонять собак травленый волк
важная птица быть не в своей тарелке
желторотый птенец птица невысокого полёта
Задание 11. К данным фразеологизмам подберите синонимичные фразеологизмы.
Бить баклуши; задирать нос; с больной головы на здоровую; спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; рука об руку; набить руку; намылить шею; золотые руки.
Задание 12. Перечислите известные вам фразеологизмы, в состав которых входит слово: а) глаз, б) голова, в) слово, г) речь, д) язык.
Задание 13. Укажите значения фразеологизмов, их стилистические и стилевые возможности.
1. Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, валаамова ослица, глас вопиющего в пустыне, гомерический смех, гордиев узел, жребий брошен, зарыть талант в землю, каинова печать, камень преткновения, кануть в Лету, корень зла, между Сциллой и Харибдой, нести свой крест, одним миром мазаны, перейти Рубикон, посыпать пеплом голову, манна небесная.
2. Белая ворона, блоху подковать, зелёный друг, плясать под чужую дудку, Фома неверующий, медвежий угол.
Задание 14. Замените следующие предложения предложениями с глаголами-сказуемыми в условном наклонении. Укажите стилистические различия между синонимическими вариантами.
1. Готовьтесь к каждому занятию. 2. Сделайте литературную правку текста. 3. Следите за своей речью. 3. Умейте слушать собеседника. 4. Займитесь совершенствованием своей речи. 5. Читайте больше хороших книг.
Задание 15. Данные предложения замените предложениями иной структуры так, чтобы не исказить выраженную в них мысль. Сравнив исходный и вновь созданный варианты, сделайте вывод об особенностях употребления синонимичных синтаксических структур.
Образец: Течение унесло льдину. — Течением унесло льдину.
1. Подвал залило водой. 2. Нас оглушило шумом улицы. 3. Язык человека считается весами его ума. 4. Холодом веяло от его сдержанности. 5. Отец много лет учительствовал. 6. «Вы скакали когда-нибудь на коне?»— спросил меня мой попутчик. 7. Чтобы приготовить манную кашу, нужно иметь молоко, манную крупу, соль, сахар и масло. 8. Вода в реке замерзает, если температура воздуха падает ниже нуля. 9. Весной зацветает всё вокруг. 10. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок (М. Булгаков).
Задание 16. Преобразуйте тексты, заменяя каждое предложение синонимичным. Как изменился смысл предложений и/или текста в целом?
1. Темнеет. Тихо в комнате. Дома никого нет, кроме Никиты. Скучно ему одному. Клонит его, бедного, ко сну. Но спать никак нельзя. Надо уроки делать.
2. Всё небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло... Снегу навалило!... И принесло ж его на грех в такое время... Чтоб тебя приподняло да шлёпнуло... От сердца отлегло (А. Островский).
3. Зимой светает поздно. Не хочется вставать. А идти в университет надо. Сегодня вызовут по истории. Всё равно не отвертеться. От судьбы не уйдёшь.
Задание 17. Восстановите в тексте опущенные элементы: слова, словосочетания, предложения.
Вот и вернулась к нам весна. Заметно потеплело. Стоят… Как хорошо в лесу в мае! Вокруг… В начале месяца зелени еще мало, но многие цветы и деревья уже… А какие чудесные сережки свисают с… Вокруг них порхают и гудят шмели, пчелы … Голубенький подснежник… Стали появляться и желтые одуванчики…
Задание 18. Подготовьте высказывание на основе одной из следующих пословиц и поговорок.
1. Красно говорит, а слушать нечего.
2. Пустой орех звонок.
3. Много говорено, да мало сказано.
4. В многословии не без пустословия.
5. Красно говорит, а слушать нечего.
6. Красно поле пшеницей, а беседа умом.
7. Хорошую речь хорошо и слушать.
8. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
9. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
10. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
ЧИСТОТА РЕЧИ
Под чистотой речи понимается точное, правильное произношение звуков, отсутствие элементов, чуждых литературному языку, засоряющих речь.
Разрушают чистоту, засоряют речь нечёткость, невнятность произношения, диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, бесфункциональная лексика (лишние слова — слова-паразиты), канцеляризмы и др.
Диалектизмы — особенности произношения и словоупотребления, свойственные местным говорам, ограниченному числу людей, объединённых территориально (сигать — прыгать, лабаз — двор, лыва — лужа, кочет — петух; лопотина — одежда, пехло — лопата для чистки снега). Пример фрагмента рассказа одного из носителей северно-русского диалекта: Старик хворый сёдни в лес грыбы ломать ходил, лопотина худая, да в дождь попал. Бает, лучче было бы не ходить.
Диалектизмы используются в художественных произведениях для создания речевого образа персонажа, местного колорита, например, в произведениях М. А. Шолохова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и др.
Варваризмы — иноязычные слова или выражения, становящиеся модными, но не освоенные литературным языком, не зафиксированные русскими словарями, часто сохраняющие свой иноземный облик, таким образом, остающиеся инородными включениями; принадлежат иной культуре и остаются недоступными людям, не знающим языка-источника, нарушают чистоту русской речи: baby (англ. — «маленький ребенок»), уикенд (англ. — «конец недели»), a la… (франц. — «на манер»), а capella (итал.) — а`капелла («без аккомпанемента»), из английского: Вау!, о`кей, happy end , ваучер (в США — «талон, на который дают бесплатные обеды нищим людям») и др.
Жаргонизмы (арготизмы, сленг) — условный язык (слова и обороты), искусственно создаваемый и применяемый в узких социальных группах людей, сообществах для замкнутого общения, речевого обособления от остальной части общества. Жаргонная речь конспиративна, зашифрована, непонятна для непосвящённых. Например, речь деклассированных элементов (воров, картёжников, заключённых и т. д.) — носителей тюремно-лагерного жаргона — и некоторых групп молодёжи — носителей молодёжного жаргона (сленга): Крышевать, откинуться, наезжать, зависнуть, предки, тормоз, мыло, шпора, комп.
Вульгаризмы — бранные слова и выражения, находящиеся за пределами литературного языка, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг явлений, предметов, оскорбляющие и унижающие окружающих: — Заткнись! Нет ни фига денег!
Бесфункциональная лексика (слова-паразиты) — слова или словосочетания, вводимые в речь без какой-либо смысловой нагрузки, лишь для заполнения пауз при затруднённости выбора слов или в качестве своеобразных словесных «прокладок», употребляемых говорящими с недостаточной речевой культурой: как бы, значит, ну, э-э-э, типа, в общем, вот, так сказать, знаешь, понимаешь, прикинь, в принципе и др.
Канцеляризмы — слова и обороты, типичные для делового стиля, но лишние, ненужные в других стилях, поскольку лишают речь живости и выразительности (утрясти дело, поставим во главу угла, осветил вопрос, заострим вопрос и др.).
Просторечие (нелитературное) — совокупность особенностей речи, свойственной «главным образом городскому населению, не овладевшему литературными нормами, но тяготевшему к ним» (Русский язык. Энциклопедия. М., 1979. С. 239): позвОнит, красивЕе, кепчуп, стаканЫ, рубель, волосья, чё, они хочут, он хотит.
Профессионализмы — неофициальные наименования предметов и процессов из области какой-либо профессии, выступающие обычно как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов, распространённые в устной речи представителей той или иной профессиональной группы и понятные только им: баранка (руль), петля (фигура высшего пилотажа), гусак (водопроводный кран), укол (инъекция), зелёнка (бриллиантовая зелень), хакер, смайлики, клава, катАлог, Алкоголь, осУжденный.
Успешности общения способствует речь, свободная от засоряющих её элементов, чуждых литературному языку.
Задания для практической работы
Задание 1. Найдите слова и выражения, не относящиеся к нормированному русскому языку. Объясните, с какой целью такого рода лексику используют писатели.
1. Не в тридевятом царстве-государстве, не в соседнем, а у нас в Расее было. Сто лет назад, а может быть, и все двести. В ту пору у царя нашего при дворе много всяких иноземцев ошивалось. А как получилось-то. Вздумалось нашему расейскому царю у себя иноземные порядки завесть. Ну, чтоб, значит, от других стран не отличаться. Вот и наприглашал всяких разных советников, чтоб ему, как и что у них принято, объясняли. Он так-то царь хороший был, хотел, чтоб и Расея вровень с другими державами шла, да не понимал, видать, что не всё так просто, как поначалу кажется.
А иноземцы энти до того наглые, что просто жуть. Приезжают из-за своих границ и прямиком шасть к царю, чтоб, значит, должность каку посытней ухватить. И такими цацами поначалу прикинутся! Мы, мол, есть вам делать прогресть. Знамо кака такая прогресть! Займут местечко потеплей, присмотрятся, пригреются и давай царю на ухо нашёптывать: «Ми есть вас друзия». А сами всё к тому клонют, чтобы он, значит, русским людям, каки при дворе есть, отставку дал. «Русский есть тёмный, в этикет мало понимайт!»... (А. Козловский).
2. — Ты, парень, слышь, чирикаешь в газетку? — остановил меня однажды вредный старикашка с вредными мышиными глазами по прозванью Коршун... — Чирикаешь — чирикай, всё не баловство. Глядишь, и в люди выйдешь... А я тебе, парнишка, подарю совет: ищи струю — не брызги... Вы, говнюки, придумали мне кличку, а если разобраться по уму, то вовсе я не в коршуны гожусь, скорее, парень, в сокола! — Он взял меня под локоть и заглянул в глаза, обдав табачным смрадом. — Я расскажу, а ты рассуди, где тут струя, где брызги... (Н. Коняев).
Задание 2. Назовите элементы, засоряющие речь и затрудняющие понимание сказанного.
1. Эти приметы как бы подойдут для описания многих людей. 2. Нас нельзя заказать. События в стране в 2009 году — имеются в виду наезды силовиков на финансово-промышленные структуры — заставили многих подозревать прокуратуру в том, что она выполняет свои обязанности весьма выборочно… 3. Кто будет выражаться нецензурными словами или портить нашу речь, получит в рыло без всяких базаров! 4. Товарищи! Современная международная обстановка складывается в таком аспекте, что мы должны крепко, все как один, держаться на установившемся уровне и продолжать начатый штурм вершин благодати нашего развитого общества. 5. …Надо знать то, что как, типа, идет пожар. 6. Мы наработали сильную декларацию… Мы в принципе не регламентируем деятельность друг друга. 7. Давайте примерим как бы этот план на практике. 8. …Дорога в оба конца обойдется вам в четыреста «баксов». 9. — У кого есть вопросы лично ко мне — тот может зайти на мой личный сайт. А те, кого интересует СПС, — те пусть идут на сайт СПС, на котором есть устав, программа и прочая фигня (И. Хакамада). 10. — Ну, ты гонишь! 11. На уроке: — Каково значение высказывания «Работать не хочу, а ем по пирогу»? Ученик: — Значение — на халяву есть. 12. Я вчера как бы был у них и как бы у нас всё получилось. 13. — Ну, это... Он её топить пошёл — этот, как его... Ну, у него ещё звуковой карты не было... 14. Вы, это самое, того, Когда вы говорите, То, значит, это, как его, Ну, в общем, не тяните. Вот, это, значит, так сказать, Что мне хотелось вам сказать (Шибаев).
Задание 3. Прочитайте отрывки из пьес. Оцените речь персонажей с точки зрения нормативности, чистоты. Назовите элементы, «загрязняющие» речь. На какие группы их можно разделить?
1. Госпожа Простакова Тришке: — А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире... Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (И. Фонвизин).
2. Людмила: — Крысёнок какой, деревня прыщавая, а? Одна извилина в башке — след от фуражки, а туда же. Будто бревном на стройке придавили. На халяву дорвался, курит и курит чужое, курит и курит, урод, ломом подпоясанный, надоел. А туда же — командовать! Водит и водит их, всё портянками провоняло. (Анжелика плачет.) Плачь, дура, плачь, плачь, идиотина, плачь, вы мне всю жизнь сломали, вся ваша святая троица, всё из-за вас! Из-под этой г...о всю жизнь, с этой алкашкой мучаюсь, на тебя, дуру, всю жизнь робила, воспитывала и — что воспитала?! Я для себя не жила, а для вас всё, гадины, вы меня высосали, всю мою жизненную энергию! (Рыдает.) (Н. Коляда «Уйди-уйди»).
Задание 4. В следующих публицистических текстах найдите слова, не являющиеся принадлежностью русского литературного языка. С какой целью журналисты, копирайтеры используют в своих материалах специфическую лексику? Оцените уместность и эффективность этих средств языка.
1. Моментально срабатывает реакция, и я возвращаю своё авто на прежнюю полосу. В эти же секунды по касательной мне «шлифует» крыло и бампер красная машина. — Ну что ты, зёма, не видишь?! — вышел из иномарки крепкого телосложения парень с золотой цепью на шее... Как обычно, на повестку дня всплывает вопрос: как будем «разводиться». Чтобы «не грузить» лишней информацией ни себя, ни его, я упредил все разговоры: — Да вы не волнуйтесь, у меня на «автогражданке» большая страховая сумма... В моём случае для меня, как для клиента, нет никаких «заморочек» в оценке ущерба. Второй плюс — мне не надо сломя голову и высунув язык бегать по городу за деталями и запчастями. (Из газеты «Новый город»).
2. ...Но есть в городе и пара-тройка убыточных страхователей. Их фамилии внушают страховщикам страх и трепет. Это те люди, которым удается «нагревать» страховые компании на крупные суммы… Например, «стрясти» стоимость ущерба и с компании, и с водителя, который совершил наезд. Да и наезд мог быть результатом «подставы»… Интересно, что будет думать страховщик, оформляя обязательное страхование «автогражданки» такому гиганту мысли? (Из газеты «Новый город»).
3. ХАЛЯВА !!!
Если ты хочешь бесплатно ездить в
такие города как Ханты-Мансийск,
Нижневартовск, Тюмень, Сочи,
Москва !!!
ЕСЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ защищать честь
университета !!!
Если ты ЛЮБИШЬ КВН !!!
Не ТУПИ !!!
Приходи на кастинг в сборную команду КВН СурГУ
Поржи над собой и над другими
Пятница, 11 ноября, 19:00
Аудитория 202, новый корпус СурГУ — «Корабль»
Улыбайтесь!!! КИН-ДЗА-ДЗА
Задание 5. Прочитайте сочинение ученика (с исправленными орфографическими и пунктуационными ошибками). Дайте оценку речи подростка. Каковы, по вашему мнению, причины подобного состояния речи?
Моё мнение об Онегине
Онегин, конечно, нормальный мужик, но как-то он мне не нравится, потому что он какой-то скромный, какой-то самолюб. Но он был без ума от Татьяны и себя.
У него был самый главный соперник Ленский, но он тоже был скромный, и у Татьяны был выбор: либо Онегин, либо Ленский. Но Татьяне, по моим воспоминаниям, она, по-моему, любила Романа. Онегин всем сердцем любил Татьяну. Я Онегина почти уважаю, потому что он, чего хотел, того и добивался. Но одного он не добился: у него не получилось соблазнить Татьяну. И тогда свирепый Ленский, наполненный злостью, вызвал Онегина на дуэль, и тут случилось непоправимое: нормальный мужик Онегин замочил Ленского. И Ленский весь в крови упал на землю, и довольный Онегин думал, что его взяла, но не тут-то было — Татьяна ему конкретно отказала.
Онегин отправился домой, и он, поскольку я помню, стал много пить спиртных напитков. Конечно, жалко мужика. Он так уважал Таню. Да, жалко, жалко. Такой хороший мужик был.
Ну что я могу сказать об Онегине, до отказа Татьяны у него всё было в порядке. В нём была одна трудность, в том, что он был самолюбом и очень тихо себя вёл, тогда у него бы всё получилось, если он был чуть-чуть понаглее. Татьяна бы за него бы вышла, только может быть.
Задание 6. Подготовьте публичное выступление на основе следующих тезисов.
1. В своей родной стране я хочу говорить по-русски.
2. Сегодня в моей стране многие предпочитают в своей речи использовать «американизмы».
3. Причины этого я вижу в том, ...
4. Я не против обогащения родного языка заимствованиями, но против вытеснения русских слов и выражений иноземными.
УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ
Наше речевое поведение в целом регулирует важное функциональное качество — целесообразность, уместность речи.
Под уместностью (целесообразностью) речи понимается такой выбор языковых средств, такая организация речи, которая способствует более эффективному общению. Уместны языковые средства, используемые в соответствии
- с коммуникативными целями и задачами (информативными, коммуникативными, познавательными и др.);
- с условиями общения, речевой ситуацией, стилистической тональностью, стилистическими нормами;
- с учётом темы, логического и эмоционального содержания сообщения;
- с учетом особенностей адресата речи (его возраста, социального статуса, образовательного, интеллектуального уровня, эмоционального настроя и т. д.).
Все это требует гибкости говорящего, знания особенностей стилей литературного языка, жанров речи. В этой связи говорят об уместности стилевой, контекстуальной, ситуативной и личностно-психологической.
Б. Н. Головин, замечая, что «критерий уместности речи — исторический критерий, определяемый в каждую эпоху уровнем развития литературного языка, речевыми вкусами общества и, видимо, целым рядом экстралингвистических причин», что «нарушение критерия уместности всегда остро ощущается и в речи устной, и в речи письменной», называет несколько условий, «которые необходимы для того, чтобы сделать нашу речь уместной. Во-первых, это хорошее знание структуры языка..., системы языка..., представление о специфике стилей литературного языка... Во-вторых, это умение пользоваться языком, навыки разумного применения его ресурсов, а эти навыки неразрывно связаны с культурой мышления и речи людей. В-третьих, это хорошее знание того предмета, той темы, о которых мы собираемся говорить, ясное представление об объёме и характере информации, которую необходимо сообщить слушателям или читателям. Наконец, немаловажную роль играют и факторы нравственно-психологические — культура говорящего или пишущего, его чуткость, доброжелательное и уважительное отношение к людям...» (Головин 1988: 247-248).
Умение найти нужные слова, тон в той или иной ситуации общения — основа успешного взаимоотношения собеседников, в конечном счёте, — их морального и физического здоровья, хотя «способность менять характер речи применительно к содержанию, условиям и задачам общения» не даётся человеку от рождения, а «воспитывается и переходит в прочный навык, если человек понимает необходимость и добивается этого» (См.: Головин 1988: 246-247).
Задания для практической работы
Задание 1. Определите, в чём различие синонимичных речевых формул и слов. В каких ситуациях следует употреблять каждое из средств?
1. Здравствуйте; Добрый день; Привет; Салют; Хэлло.
2. Гражданка; соотечественники; господин; госпожа; молодой человек; юноша; девушка; сударь; сударыня.
3. (Это) само собой разумеется; Правильно; Вы (абсолютно) правы; Ты, как всегда, прав; Безусловно; А как же иначе?; Этого нельзя отрицать; Я согласен с Вами; Согласен с Вашим мнением.
4. Извини; Будьте добры,…; Простите за беспокойство,… .
5. Не стоит внимания; Ну что Вы!; Это такие пустяки!; Ничего страшного!
6. Советую вам…; Я предлагаю тебе…; Сделай милость…; Просим обратить внимание… .
7. Не беспокойтесь; Не расстраивайся; Не переживайте.
8. Позволю себе не согласиться; Конечно, нет; Нет; Это не так; Простите, я не согласен.
9. От всей души благодарим… за…; Я Вам тебе благодарен; Сердечно благодарю; Разрешите поблагодарить…; Хочу поблагодарить…; Позвольте выразить благодарность…; Очень признателен вам…; Мы хотели бы выразить признательность… .
10. До свидания! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощайте! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливо! Всего! Привет! Пока! Бывай! Чао! Разрешите попрощаться. Разрешите откланяться.
Задание 2. Из приведенных ниже вариантов слов и словесных формул выберите стилистически уместные в данных ситуация.
1. В очереди:
а) Кто крайний?
б) Кто последний?
в) За кем я?
2. В общественном транспорте:
а) Вы сходите?
б) Вы выходите?
в) Вы вылазите?
г) Вы слазите?
3. В общественном месте, на улице:
а) Сколько времени?
б) Который час?
в) Сколько время?
г) Сколько часов?
д) У Вас есть время?
е) Сколько сейчас?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 1200.