1. Синонимы:
- семантические (исполин, гигант, титан),
- стилистические (пришёл, прибыл, притащился),
- стилевые (глаза, очи),
- семантико-стилистические (блуждать, бродить, шататься, шляться).
2. Устарелые слова — слова, вышедшие из активного употребления, так как по каким-либо причинам перестали отвечать современным требованиям, запросам, употребляются как стилистическое средство. Среди них:
- историзмы — слова, вышедшие из повседневного употребления вследствие того, что означаемые ими предметы и понятия вышли из употребления, остались в прошлом, в истории, поэтому неизвестны говорящему (городовой, асессор, оброк);
- архаизмы — слова, вышедшие из активного употребления, заменившиеся более современными словами и выражениями — синонимами (вежды — глаза, брег — берег, десница — правая рука, наущать — учить, наставлять).
3. Неологизмы — новые слова:
- языковые — широкоупотребимые в данном языке: льготник, силовик, компьютерщик, бессобытийность, совковый (от советский), псевдорынок, суперхитовый, телемания, беспредел (бывшее жаргонное), отюда — беспредельщик, новостная (программа), подземка и др.;
- индивидуальные, единичные, авторские (окказионализмы): Молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Мяковский);…даже прознобь берет (А. Солженицын); …обсуждали с ребятами советно (А. Солженицын); Готов поднаумитья (А. Солженицын); Быстросменчивые надписи (А. Солженицын); Успешливый молодой человек (А. Солженицын); Сроки моей жизни на исчерпе (А. Солженицын); Сене некогдилось с посиделками (В. Распутин).
4. Специальными художественно-изобразительными средствами, в которых слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием, являются тропы. Среди них:
Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: а) по форме (головка лука, кольцо садов), б) по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли), в) по расположению (Наш вагон в хвосте поезда), г) выполняемой функции (дворники автомобиля).
Разновидностями метафоры являются:
- олицетворение — отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям: Ветер злится; Море смеялось и плакало;
- эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе переноса значения по сходству, которое возникает в сочетании с определяемым словом: зеркальная гладь воды; ядовитый взгляд.
Разновидностью метонимии является синекдоха — перенос значения с целого на часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет!; У него рука в министерстве).
Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними (смежности): а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на столе); б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!); в) между действием и его результатом, местом или предметом (За диктант она получила «пять»; Утреннюю почту уже принесли); г) между действием и орудием этого действия (Труба звала в поход); д) между социальным событием, мероприятием и его участниками (Съезд постановил...); е) между автором и его произведением (Всего Чехова перечитал); ж) между местом и людьми, находящимися на этом месте (Аудитория шумела; Весь дом высыпал на улицу); з) между эмоциональным состоянием и его причиной (Радость моя ещё в школе).
Разновидностью метонимии является синекдоха — перенос значения с целого на часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет!; У него рука в министерстве).
Гипербола — преувеличение размера, силы, значения, усиление признака, свойства до не свойственных предмету, явлению размеров: Сто раз уже тебе говорил; Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).
Литота — образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик; В двух шагах живу от школы).
Ирония — троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Он и в шестьдесят ещё шустрый мальчик; Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (в обращении к ослу) (И. Крылов).
Мейозис — «троп, заключающийся в преуменьшении интенсивности свойств (признаков) предмета, явления, процесса: оставляет желать лучшего (о плохом), это вам влетит в копеечку, ...не первой молодости, ... детинушка пустил в ход кулачки» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 138), неплохой (хороший), недурно (хорошо); Немалых (больших) денег стоит всё это).
Разновидностью мейозиса является литота — образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагах живу от школы).
Фразеологические средства.
Более яркой, образной, выразительной делают речь фразеологические обороты (фразеологизмы) — устойчивые, воспроизводимые сочетания слов, целостные по своему значению и устойчивые по структуре, в большинстве своем образные: капля в море, сломя голову.
Яркой образностью обладают фразеологизмы-идиомы — неразложимые сочетания с переносным, метафорическим значением, равные по смыслу одному слову. Среди них:
а) сращения, обладающие абсолютной неделимостью и немотивированностью значения в результате утраты первоначального прямого значения составляющих их компонентов: собаку съел, как пить дать (= обязательно), попасть впросак, не в своей тарелке. Часто они содержат в своем составе устаревшие слова и формы слов: ничтоже сумняшеся, притча во языцех. Такие ФЕ глубоко национальны и с трудом переводятся или не переводятся вовсе на другие языки, поскольку при переводе теряют образность и выразительность;
б) фразеологические единства, образовавшиеся из свободных словосочетаний с мотивированным значением, при этом отдельные слова в их составе еще сохраняют следы первоначального прямого значения, но вместе с другими словами во фразеологизме они выражают общее переносное значение: держать камень за пазухой, пускать пыль в глаза, с гулькин нос, кот наплакал;
Неидиоматические фразеологические единицы — фразеологические выражения, равные целым предложениям, их общее значение, смысл составляет сумма значений (смыслов) их компонентов: зеленый горошек, гашеная известь, скорая помощь, расквасить нос. Такими являются:
а) пословицы — краткие, назидательные, ритмически организованные изречения в форме законченного предложения, выражающие и прямой, и переносный смысл: Лес рубят — щепки летят; цыплят по осени считают; любишь кататься, люби и саночки возить;
б) поговорки — краткие изречения назидательного характера, имеющие только буквальный смысл: в тесноте, да не в обиде; нет худа без добра; соловья баснями не кормят; как в воду глядел; хоть шаром покати;
в) крылатые выражения: из И. А. Крылова: а воз и ныне там; а Васька слушает да ест; мартышка и очки; из Грибоедова: служить бы рад — прислуживаться тошно; свежо предание, а верится с трудом; счастливые часов не наблюдают; из Чехова: как бы чего не вышло; из Маяковского: И жизнь хороша, и жить хорошо!
6. Словообразовательные средства — морфемы, выражающие оценку (положительную или отрицательную), используемые при образовании слов с экспрессивным, оценочным, значением:
а) суффиксы, выражающие значение уменьшительности, ласкательности, увеличительности, неполноты: -ок, -очек, -еньк, -оньк, -охонек, -ошенек; -ищ, -оват, -еват и др.;
б) суффиксы, выражающие почтительное или уничижительно-пренебрежительное значение: -ишк, -ышк и др.
7. Морфологические средства выразительности — категориальные грамматические средства, присущие разным частям речи, средства формообразования слов.
8. Стилистические фигуры (фигуры речи) — обороты речи, словесные конструкции, которые оформляют ход мыслей говорящего в особой форме, способствующей большей выразительности, эмоционально-стилистическому звучанию речи. Среди них речемыслительные (семантические), риторические и синтаксические фигуры.
1. Речемыслительные (семантические) фигуры речи выражают близкие и сходные понятия (сравнения, аллегории, символа, перифразы, эвфемизма, аллюзии) или противоположные (градация, антитеза, оксюморон, каламбур), определяются ходом мысли говорящего, пишущего.
Сравнение — открытое развёрнутое сопоставление одного факта действительности с другим (обозначаемого и обозначающего) по одному или нескольким названным или неназванным признакам, несущее дополнительную информацию и помогающее наиболее полному раскрытию мысли автора, созданию нового взгляда на старое, известное. Части сравнения связываются с помощью
- сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, чем и др.): Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев);
- специализированных слов (похожий, подобный, напоминающий и т. п.): Прошла девочка-цыганка, похожая на веник (Ю. Олеша);
- формы творительного падежа обозначающего слова: Дым вился кольцами над ним;
- форм степеней сравнения прилагательных и наречий: Кто на свете всех милее, всех румяней и белее? (А. Пушкин).
Аллегория — выражение отвлечённого понятия или идеи при помощи конкретного образа, концептуально связанного с данным понятием и помещённого в определённый сюжет, ситуацию, чтобы показать сложное через простое (образы животных в сказках, в баснях, где они являются носителями определённых качеств, понятий: лиса — хитрости, осёл — глупости и упрямства, змея — коварства и мудрости и т. д.).
Градация (нарастание) «фигура, состоящая из двух или более значимых единиц, размещённых по возрастающей интенсивности: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369).
Антитеза — фигура речи, заключающаяся в резком противопоставлении сравниваемых понятий, мыслей, образов, построенная на антонимии и синтаксическом параллелизме, служащая для усиления выразительности речи: Ученье — свет, а неученье — тьма; Умныйнаучит, дуракнаскучит; лежит в основе многих пословиц, поговорок, афоризмов.
Оксюморон (оксиморон) — соединение слов, обозначающих два противоречащих друг другу, взаимоисключающих понятия, но дополняющих друг друга, с целью отражения сложности и противоречивости явления, кажущегося, на первый взгляд, простым, однозначным, вскрытия его диалектической сущности, в результате чего происходит смысловое усложнение и обновление впечатления: …Мучительно счастлив (А. Пушкин); Ей весело грустить (А. Ахматова); Неповторимость повторится (Н. Матвеева).
Каламбур — фигура, построенная на несовместимости понятий, обозначенных тождественно звучащими словами, или на «намеренном соединении в одном контексте двух значений одного и того же слова» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 107): А кругом как захохочут./ — Верно, — говорит народ./— Раз трамвай везти не хочет,/ тут уж ясно, не везёт (Б. Заходер). Строится каламбур на разрыве связи между словами: на столкновении омонимов, паронимов, разных значений многозначного слова.
Символ — «многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности, родственности» (А. Квятковский. Поэтический словарь). Символ связан с духовными ценностями, создаётся на основе других метафор, сравнения, эпитетов и наполняется содержанием не в словосочетании, а в тексте, например, описание сада Плюшкина как символа потерянного рая.
Перифраза (перифраз, парафраз, парафраза) — «выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова; Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора) (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А., 1976: 271); замена однословного наименования лица, предмета, явления описанием его существенных признаков, указанием характерных черт: царь зверей (вместо «лев»), творец Макбета (Шекспир). Перифраза, будучи многогранной, подвижной, эмоциональной, является средством, противоположным аллегории, для которой характерны определённость значения, жёсткость, логичность. Особой разновидностью перифразы является эвфемизм, который предполагает уклонение от прямого наименования в силу запрета или сложившихся традиций: Она сильно поправилась (пополнела); заинтересованные лица; из достоверных источников.
Аллюзия — отсылка к какому-либо мифологическому, культурному, историческому, литературному факту без прямого указания на источник, своего рода скрытое цитирование, в основе которого культурно-исторический опыт говорящего и адресата: слава Герострата.
2. Риторические фигуры (фигуры выражения эмоций) — синтаксические конструкции, усиливающие не только выразительность, но и логический смысл речи. К ним относят: обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое ответствование, умолчание.
Риторическое обращение заключается в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу: Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч... (А. Пушкин); Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин).
Риторический вопрос — фигура речи, содержащая утверждение или отрицание в вопросительном по форме высказывании, на которое не предполагается (не ожидается) прямого ответа (На кого не действует красота?).
Риторическое восклицание — выражение попутно возникающего эмоционального состояния автора с помощью интонации, активно воздействующей на адресата даже без особых лексических, синтаксических средств и придающей живость, непринуждённость высказыванию, например, при повествовании: Сегодня (Ура!) едем к морю.
Риторическое ответствование — стилистическая фигура, состоящая в том, что автор задаёт себе вопросы и сам же отвечает на них: Итак, что мы сейчас будем делать? Решим вот эту простенькую задачку? Нет, сначала мы поедим, отдохнём, а потом — за работу.
Умолчание — умышленно не завершённое высказывание, пропуск чего-то значимого и неоднозначного (многозначительный пропуск), с помощью которого несказанное приобретает большую значимость, чем если бы это было высказано открыто: Вот сдам экзамены и...; Поедем скоро к морю и ... Особой разновидностью умолчания является апосиопеза — недоговаривание конца фразы, произносимое с особой интонацией предупреждения или угрозы: Вот я тебе... Только попробуй...
3. Синтаксические фигуры речи «образуются путём особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте, [в них] главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от лексического (смыслового) наполнения. По количественному составу синтаксических конструкций различают «фигуры убавления» (умолчание, эллипсис, асиндетон (бессоюзие)) и «фигуры добавления» (повтор, подхват, пролепса, полисиндетон (многосоюзие))» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369). К синтаксическим фигурам речи относят также инверсию, параллелизм, хиазм, анафору, эпифору, парцелляцию и др.
Эллипсис — опущение, неупоминание одного из компонентов высказывания с целью придания тексту большей выразительности, динамичности, передачи быстрой смены событий, действий, напряжённого психологического состояния персонажа: Татьяна — в лес, медведь — за нею (А. Пушкин); Я за книжку, та — бежать... (К. Чуковский).
Бессоюзие (асиндетон) — бессоюзная связь однородных членов предложения или предикативных частей сложного предложения: Лес рубят — щепки летят (пословица).
Север в облачные спины
Тычет розовым багром,
Тонконогие рябины
Вышли к берегу рядком.
Шевеля зубцами сосен,
Зябнет утренняя рань...
Говорят, гнилая осень!
Это — правда, время — дрянь…
Рыбы высохшая связка,
Сети, скрученные в жгут,
Отыгравшая закваска
Тихо льётся на Сургут…
(С. Сметанин).
Повтор (повторение, удвоение) — повторение корня, основы или целого слова, фразеологических единиц с целью подчёркивания каких-либо деталей в описании, создании экспрессивной окраски: еле-еле, крепко-накрепко, рука об руку. Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов... (Л. Толстой).
Подхват (анадиплозис) — повтор части текста (сегмента — слова или группы слов: предложения, стихотворной строки) в начале следующей части текста (сегмента): … Придёт оно, большое, как глоток, — Глоток воды во время зноя летнего (Р. Рождественский).
Инверсия — перестановка слов — компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок, позволяющая акцентировать внимание на этом компоненте: Но тих был наш бивак открытый... (М. Лермонтов); И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь....
Параллелизм — тождественное синтаксическое строение двух или более смежных отрезков текста: В каком году — рассчитывай, / В какой земле — угадывай... (Н. Некрасов).
Хиазм — перемена позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста («перекрещивание»): Поэзия грамматики и грамматика поэзии (Р. Якобсон) (См.: Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369).
Анафора (единоначатие) — «фигура речи, состоящая в повторении начальных частей (слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369). Помимо фонетической анафоры (о которой говорилось ранее), используется
а) анафора морфемная: ...Черноглазый, чернобровый...;
б) лексическая анафора: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза (С. Есенин); Да будет ход твой и тих, и мудр, / Дверь, открываемая вовнутрь. / Да будет ясно в тебя входящим / Друзьям и добрым, и настоящим, / Что ждут их искренне и давно... (С. Сметанин).
В речи возможно и совмещение различных типов анафоры:
Такие грустные дела. Такие грустные дела...
В стакане грязная вода, Слова горчат, как никогда.
В сенях вагончика — пурга, Слепит снежинок мелюзга,
И друг ушёл, как от врага. И всё вокруг — снега, снега...(С. Сметанин).
Симплока — сочетание анафоры и эпифоры, одинаковых начальных и конечных элементов смежных отрезков текста: Этот день живёт во мне как первый день моей студенческой весны, этот день не забудется никогда как первый день нашей любви.
Парцелляция — расчленение, дробление высказывания, подача информации частями, что свидетельствует об эмоциональности, большой взволнованности: Он тоже пошёл. За ней. Потому что не мыслил себя без неё и др.
Период — синтакическая конструкция, построенная по принципу кругообразно замыкающихся и гармонически организованных на основе синтаксической анафоры, синтаксического параллелизма частей, которые логически и интонационно образуют законченную конструкцию: Брожу ли я вдоль улиц шумных, / Вхожу ль во многолюдный храм, / Сижу ль меж юношей безумных, / Я предаюсь своим мечтам (А. Пушкин).
Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:
Задания для практической работы
Задание 1. Назовите средства фонетической выразительности, используемые в данных предложениях, укажите их стилистическую функцию.
1. Между тучами и морем гордо реет Буревестник... (М. Горький). 2. От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви. 3. Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. 4. У меня не жена, а весна-красна: взор лукавый, румяные щёки. Тает снег, тает лёд, где проходит она — приближаются летние сроки. Из-под ножки её в синь синички летят, из перчатки порхают голубки. Тонкоклювые пеночки строятся в ряд песне в лад, что поют её губки (С. Сметанин).
Задание 2. Произнесите фразу «Проходите, садитесь», используя разнообразие интонационного рисунка, выражая различные чувства.
Задание 3. Прочитайте текст, попытавшись точно передать описанные автором изменения в состоянии природы, окружающей среды.
Звёзды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженный ветвей (Б. Полевой).
Задание 4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворного или прозаического произведения (по выбору читающего), постаравшись передать замысел автора, его чувства, настроение, свое отношение к описываемым событиям (картинам).
Задание 5. Определите стилистическую окраску выделенных слов, подберите к каждому из них стилистически нейтральный синоним. Сравните полученный вариант с исходным. Чего достигает автор использованием стилистически окрашенного слова?
1. Детский лик царевича был ясен, и свеж, и тих, как будто усыпленный (А. С. Пушкин). 2. Погоди трошки, я вот тебе что хочу сказать (М. А. Шолохов). 3. Ты знать должна, как сила гетмана грозна, как он врагов своих карает, как государь ему внимает (А. С. Пушкин). 4. Насколько он неблагообразен, настолько же пригожа была его жена (М. Е. Салтыков-Щедрин). 5. Очень я на тебя давеча рассердился, и ежели бы ты не упал, вздул бы я тебя, брат, за твою дерзость (А. М. Горький). 6. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз, как его крошечные лукавые гляделки (И. С. Тургенев).
Задание 6. Прочитайте отрывок из «Нобелевской лекции» А. И. Солженицына. Найдите окказионализмы, дайте оценку авторскому словообразованию, словоупотреблению и построению фраз.
Как тот дикарь, в недоумении подобравший странный выброс ли океана? захоронок песков? или с неба упавший непонятный предмет? — замысловатый в изгибах, отблёскивающий то смутно, то ярким ударом луча, — вертит его так и сяк, вертит, ищет, как приспособить к делу, ищет ему доступной низшей службы, никак не догадываясь о высшей.
Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его, смело его направляем, обновляем, реформируем, манифестируем, продаем за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения, до эстрадных песенок и ночного бара, то — затычкою или палкою, как схватишь, для политических мимобежных нужд, для ограниченных социальных. А Искусство — не оскверняется нашими попытками, не теряет на том своего происхождения, всякий раз и во всяком употреблении уделяя нам часть своего тайного внутреннего света. (А. И. Солженицын).
Задание 7. Определите виды тропов, выделенных в следующих высказываниях (метафора, метонимия, гипербола и др.). Какова их функция в речи?
1. Ах, увял головы моей куст, засосал меня песенный плен, обречён я на каторге чувств вертеть жернова поэм (С. Есенин). 2. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадёт трава. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин). 3. И скоро ночь, по прошлому скорбя, опять раскинет звёзды как попало, закат осыплет облако малиной, дыханье ветра станет погрубей, и жалкий лист на ветке тополиной нахохлится, как старый воробей (С. Сметанин). 4. В смертельном обмороке бледная река чуть шевелит засохшими устами (Н. Заболоцкий). 5. И веет влажная прохлада вокруг неё, и каждый куст обрызган пылью водопада, смеётся тысячами уст (Н. Заболоцкий). 6. Согласно брякнули мудштуки, шумно скрипнули сёдла, и, колыхаясь в ночи, как огромная в омуте рыба, густая вереница людей поплыла туда, где из-за древних сихотэ-алиньских отрогов — такой же древний и молодой — вздымался рассвет (А. Фадеев). 7. Мужичок с ноготок шел рядом с конем. 8. На их горячие мольбы, на их сыновние просьбы, на их слёзы он [царь] ответил казацкими нагайками и солдатскими пулями (Из речи на митинге).
Задание 8. Прочитайте. При помощи каких языковых средств создается образ, изображается характер ветра в следующих предложениях?
1. Ветер торопливо шуршал и бежал, путаясь в кукурузе... 2. А когда ветер, как дух, как живой, убегает, кружась, в дальние аллеи, старые тополи чудят там так угрюмо, жутко... 3. Дождь стихал, холоднело, ветер гнал в холодном небе белесые космы туч. 4. — Ни души! — сказал ветер, облетев всю деревню и закрутив в бесцельном удальстве пыль на дороге. 5. Но ветер не унимался, он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. 6. Она распахнула дверь, и ветер, как шалый, со стуком рванул к себе раму, с шелестом и шумом деревьев ворвался в комнату и мгновенно вырвал свет из лампы. 7. Я иду по ровной и плоской степи, ветер несёт туман длинными космами и валит меня с ног... 8. Шорох колёс и топот копыт по грязи на минуту стал явственнее, но скоро их заглушил приближающийся гул деревьев, в которых метался ветер, и шум моря. 9. — Ветер-то с ног сшибает. 10. Ветер бушует и рвет крышу. 11. Ветер по ночам жалобно перезванивал на колокольне. 12. Укор ли нам неся, прощальный ли привет, как дальний волн прибой, осенний ветер стонет. 13. ...и заливается, стонет ветер, гнёт в поле одинокую голую берёзку. 14. Слышишь, как дико завывает ветер в овраге (Из произведений И. Бунина).
Задание 9. Определите, какие стилистические фигуры используются в следующих высказываниях (антитеза, перифраза, сравнение, градация, повтор, параллелизм, бессоюзие, риторический вопрос, инверсия, парцелляция и т. д.).
1. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить (Ф. Тютчев). 2. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон (А. Пушкин). 3. Мне грустно от того, что весело тебе (М. Лермонтов). 4. Я за книжку, та — бежать... (К. Чуковский). 5. Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов... (Л. Толстой). 6. В каждом слове — бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт (Н. Гоголь). 7. Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору, под смолистый под корень подрубленная (М. Лермонтов). 8. Что им родители не привили любовь к труду — это неправильно, это не так. Это не так по их прежней жизни. Это не так из того, что мы сейчас вот видим в судебном заседании (Из речи адвоката). 9. Что характерно — руки как таковые есть. Только вместо баранки или мастерка за стакан всё больше держатся. Несмотря на то, что алкоголики как раз никому не нужны. Даже им самим. 10. Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слёзы разлуки, В них трепет свиданья (М. Лермонтов). 11. Ваш покорный слуга еще совсем недавно придерживался примерно того же отношения к самодеятельности, считая её не более чем забавой для узкого круга друзей и знакомых. Пока не посмотрел детский этап фестиваля, проходивший уже за неделю до этапа взрослого. 12. ... Вот тёмный, тёмный сад (А. Некрасов). 13. Умный научит, дурак наскучит. 14. Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев). 15. Неповторимость повторится (Н. Матвеева). 16. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин). 17. — Поедем в деревню и... — Вот я тебе!... 18. И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь... 19. Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. Пушкин).
Задание 10. Замените данные слова описательными синонимами-перифразами.
а) Англия, Канада, Куба, Голландия, Россия, Япония, Санкт-Петербург, Тюмень;
б) детство, каникулы, сессия, лев, золото, картофель, нефть, сахар, соль, хлопок.
Задание 11. Установите особенности употребления формы будущего времени глаголов в предложения.
1. Тетерева всегда на чистое место слетаются. Им, как бойцам, площадка нужна. А здесь, в бору, не подерёшься (Е. Чарушин). 2. Притащили мы кошку к зайчатам, она как зафыркает на них, как заворчит басом! (Е. Чарушин). 3. Татьяна то вздохнёт, то охнет; письмо дрожит в её руке... (А. Пушкин). 4. Как царица отпрыгнёт, да как руку замахнёт, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет! (А. Пушкин). 5. Живёт в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю... (А. Островский). 6. Казаки вламывались в квартиры, брали всё, что приглянется (В. Вересаев). 7. У него всегда найдётся в карманах целый ассортимент туалетных принадлежностей (А. Куприн). 8. Потом мы увидели лебедя на воде. Он плыл как-то странно, — вывернув ногу... Лежит в воде. Одну ногу поднимает, второй гребёт. Потом на другой бок перевалится, другую ногу высунет и подставит солнцу и ветерку (Е. Чарушин).
Задание 12. Прочитайте. Определите, какие средств языка (лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические) создают у читателя ощущение напряжённости и тревоги.
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, — никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея (М. Булгаков).
Задание 13. Распространите предложения, используя имена прилагательные, наречия и другие слова. Оцените получившийся текст с точки зрения выразительности.
Наступила весна. Птицы прилетели с юга. Листва зазеленела на деревьях. Тает в полях снег.
Задание 14. Сделайте текст более выразительным, используя различные языковые средства.
Владислав Юрьевич Пирогов. Возраст двадцать пять лет. Рост 178 сантиметров, среднего телосложения. Волосы русые, слегка вьющиеся, лицо овальное, глаза светлые, брови дугообразные.
Задание 15. Какие средства выразительности используются в данном тексте, какова их стилистическая функция?
УВАЖАЕМЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ!
16 декабря 2001 года — выборы в нашу Думу — Думу Ханты-Мансийского автономного округа
прИди на ВЫБОРЫ! И …
Защити детей и себя образованием !
Зная, что наше образование — уверенное будущее наших детей;
— будущее качество жизни нашего округа;
— будущее нашей России — нашей Родины.
Помня, что наше образование — ключ к решению проблем сегодняшнего и завтрашнего дня региона, страны;
— магистральный путь возрождения России;
— нетленное богатство,
— надёжная защита каждого.
Выбери Назина Г. И. в Думу ХМАО !
Н А З И Н Г. И. — ректор СурГУ — организатор образования,
Назин Г.И. — нужен в Думе — он защитит наше образование —
нас и наших детей !!!
проГолосуй за Назина Г. И.!
Задание 16. Определите, какие тропы, фигуры речи, графические средства использованы авторами, с какой целью.
1. …Деревенская улица лежали перед нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух. […] Вечер завернул меня в живительную влагу сумеречных своих простынь, вечер приложил материнские ладони к пылающему моему лбу. […] …И потом мы пошли спать на сеновал. Мы спали шестеро там, согреваясь друг о друга, с перепутанными ногами, под дырявой крышей, пропускавшей звезды (И. Бабель).
2. Можно было начинать строить Петербург как порт — нет, он начал его строить как столицу. Упрёки, несогласие, возмущение, недовольство, обвинения — он ничего этого не боялся. Он обрубал привычные связи, скрепы, понятия…
«В Европу прорубить окно» — это окно надо было не открывать, а прорубить, и прорубить изнутри. Прорубить означало не только тяжесть строительства нового града на низких топких берегах, не только деньги, усилия, муки России, закреплённые военной победой над шведами. В этом слове перекликаются, отдаются и другие толкования, идущие с тех петровских лет, когда рубился российский флот. Рубили лес для новых дорог, рубили головы стрельцов, рубились канаты якорей, державших Россию у ветхих причалов, у старых рубежей. (Д. Гранин).
Задание 17. Прочитайте. Определите, какие средства выразительности используются в данных публичных высказываниях.
1. Черномырдин — глубокий специалист в той отрасли, из которой вышел, и муху не пропустит над Киевом, если она летит туда с каким-то экономическим интересом (Д. Рогозин). 2. Я профессиональный шофер и вырос, можно сказать, в машине. (В. Черномырдин) 3. Радость у меня теперь только одна — миллионный митинг. Я выступаю — и передние ряды плачут (В. Жириновский). 4. Властью, данной мне народом, я объявляю перерыв на 30 минут (Г. Селезнев). 5. Наш финансовый рынок, к сожалению, не поднялся до таких высот, с которых можно упасть. (Г. Греф). 6. Надо уйти от привычки перетягивать на себя одеяло. В данном случае, властное одеяло (В. Путин). 7. Когда делятся кресла, здесь работают локтями и ремнями (Д. Аяцков). 8. Ким Чен Ир — это гость из прошлого. Но это и наше прошлое. Поэтому с ним нужно говорить (А. Бовин). 9. К юбилею творца «Ромео и Джульеты». 10. Реальных шагов к тому, чтобы поток коррупции укротить, ввести его в неширокое русло, закрыть гранитными берегами закона, чтобы она не размывала устои общества, не делалось (В. Устинов). 11. Из достоверных источников стало известно…. 12. Каждый народ неповторим, у него своя уникальная культура. Её нужно знать и ценить. Чтобы полюбить — нужно знать, невозможно полюбить то, чего не знаешь, невозможно дорожить тем, чего не ценишь (П. Латышев). 13. Защита считает себя не вправе прибегнуть к такого рода приёму, потому что настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца (Из речи адвоката).
Задание 18. Подумайте, о каких качествах речи и говорящего свидетельствуют следующие пословицы и поговорки?
1. Велик звон, да не красен.
2. Звону много, да толку мало.
3. Глупым словам — глухое ухо.
4. Говорит до вечера, а слушать нечего.
5. Говорит, как горох к стене лепит.
6. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.
7. Говорит красиво — да слушать тоскливо.
8. Говорит, что плетень плетёт.
9. Длинный язык — короткие мысли.
10. Глупые речи — что пыль на ветру.
11. Из-за одного слова да вечная ссора.
12. Из пустого в порожнее переливает.
13. Кланяться горазд, а говорить не умеет.
14. Речи — что мёд, а дела — что полынь.
ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ
Логичность речи — следование законам логики, то есть соответствие течения мыслей, отраженных в речи, законам логики, согласованность с законами речевого поведения; последовательность, четкость построения речи. Логичность заключается
— в соответствии сказанного действительности, реальному миру (сказанное может быть истинным или ложным), в отражении реально существующих связей и отношений (логичность предметная);
— в отражении особенностей мышления — структуры мысли и её развития — через употребляемые для этого языковые единицы (логичность понятийная).
Составляющими логичности речи являются:
1) соответствие логики высказывания логике развития мысли;
2) обоснованность, доказательность сказанного;
3) отражение течения мысли наиболее точными, соответствующими замыслу языковыми средствами: а) лексическими (в том числе синонимами), б) грамматическими, среди которых служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные компоненты, местоимения и т. д., порядок слов в высказывании, отдельных высказываний в составе текста и др.;
4) чёткая композиция развёрнутого высказывания:
а) зачин (вводная часть, вступление),
б) основная часть,
в) выводы (заключение);
5) умелые переходы от одной композиционной части к другой;
6) обоснованное деление текста на абзацы;
7) непротиворечивость высказывания в целом и отдельных его частей;
8) соблюдение единства стиля высказывания.
Чтобы логично говорить и писать, нужно,
во-первых, научиться логично мыслить, рассуждать;
во-вторых, хорошо владеть языковыми средствами, с помощью которых можно оформить любую мысль;
в-третьих, овладеть логикой изложения, логикой сообщения — умением чётко строить высказывание, оформлять переходы от одной мысли к другой.
Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:
Задания для практической работы
Задание 1. Составьте загадку; описывая предмет, назовите его наиболее существенные признаки.
Задание 2. Объясните значения следующих слов различными способами: а) построив логическое определение, б) используя синонимы, в) описательным способом.
Алогизм, аналогия, диахронический, компьютер, культура, март, миграция, мышление, очки, предложение, студент, тавтология, текст, фотография, фразеологизм, экзотический, языкознание, яхтсмен.
Задание 3. Решите лингвистическую задачу. Найдите 25 слов, значения которых перечислены ниже.
1. Помещение для выставочных работ. 2. Конный экипаж на рессорах. 3. Строительное сооружение, объект. Приспособление для ношения оружия. 5. Количество работы, которую надо выполнить. 6. Упаковочный материал для перевозки товаров. 7. Северная полярная птица. 8. Надежная зашита, опора. 9. Химическое вещество, применяемое в кулинарии. 10. Персонаж известного произведения М. Твена. 11. Некачественная продукция. 12. Портовый город в Ростовской области. 13. Прямая, соединяющая две точки кривой. 14. Почтовое отправление. 15. Земельный участок. 16. Порода собак. 17. Стадо овец. 18. Государство в Азии. 19. Горная коза. 20. Орфографический знак. 21. Ядовитая змея. 22. Занятие в школе. 23. Спортивный снаряд. 24. Сорт ткани с выпуклым рисунком. 25. Одно из правил поведения при общении.
От каждого слова отнимите по букве (в начале, середине или конце) так, чтобы получились другие слова, представляющие собой имена существительные — нарицательные или собственные в именительном падеже единственного числа.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 1271.