Литературно-художественный стиль обслуживает художественно-эстетическую сферу деятельности человека. Основные функции этого стиля: а) эстетическая, б) воздействующая (влияние с помощью образов на мысли и чувства), в) коммуникативная.
Подстили и жанры:
1) прозаический (эпический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;
2) драматургический: трагедия, драма, комедия, фарс, трагикомедия;
3) поэтический (лирика): песня, ода, баллада, поэма, элегия, стихотворение: сонет, триолет, четверостишие.
Стилеобразующие черты:
1) образное отражение действительности;
2) художественно-образная конкретизация замысла автора (система художественных образов);
3) эмоциональность;
4) экспрессивность, оценочность;
5) индивидуальный стиль, почерк автора;
6) речевая характеристика персонажей (речевые портреты).
Общие языковые особенности литературно-художественного стиля:
1) сочетание языковых средств всех других функциональных стилей;
2) подчинённость использования языковых средств в системе образов и замыслу автора, образной мысли;
3) выполнение языковыми средствами эстетической функции.
Языковые средства художественного стиля:
1. Лексические средства:
1) неприятие шаблонных слов и выражений;
2) широкое использование слов в переносном значении;
3) намеренное столкновение разностильной лексики;
4) использование лексики с двуплановой стилистической окраской;
5) наличие эмоционально-окрашенных слов.
2. Фразеологические средства — разговорного и книжного характера.
3. Словообразовательные средства:
1) использование разнообразных средств и моделей словообразования;
2) окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся, прознобь.
4. Морфологические средства:
1) использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;
2) частотность глаголов;
3) пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;
4) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;
5) формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;
6) широкое употребление прилагательных и наречий.
5. Синтаксические средства:
1) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;
2) широкое использование стилистических фигур.
Задания для практической работы
Задание 1. Охарактеризуйте текст, определив языковые средства, используемые в нем:
1) лексические,
2) фразеологические,
3) словообразовательные,
4) морфологические,
5) синтаксические.
Приведите примеры из текста.
Одна черемуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думал я, рубить или не рубить; мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся осыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее. Когда я пришел, он уже врубился в неё вершка на два, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. «Нечего делать, видно, судьба», — подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком. Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и пытался свалить его Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то в середине дерева; мы налегли, и как будто заплакало-затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились. — «Эх, штука-то важная», — сказал мужик (Л. Н. Толстой. Три смерти).
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
Дата: 2019-07-24, просмотров: 446.