Устройства разных стран.
В странах, имеющих форму федерации (США, Канада, Австралия, ФРГ, Швейцария, Австрия), различается юрисдикция в области труда и трудовых отношений центральных (федеральных) органов и органов членов федерации (штатов, провинций земель). По толкованию Конституции США, законы по труду вправе принимать как федерация, так и отдельные штаты. Издание федеральных законов опирается на ст. 1 (разд. VIII) Конституции. Федеральное трудовое законодательство распространяется на работников крупных предприятий федерального значения, т.е. предприятий, продукция которых выходит за пределы отдельных штатов и поступает на общенациональный рынок. Десятая поправка к Конституции устанавливает, что "те полномочия, которые не переданы Соединенным Штатам Конституцией и пользование которыми не возбранено отдельными штатами, остаются за штатами". Штаты вправе издавать законы о труде, распространяющиеся на внутриштатную экономику, т.е. на мелкие предприятия местного значения. Механизм принудительного арбитража приводится в действие в тех случаях, когда стороны не достигают соглашения в ходе коллективных переговоров.
действия законов штатов расширилась. В настоящее время под их действие подпадает и часть работников, занятых на предприятиях федерального значения. Конституция Австралии (ст. 51, 109) определяет полномочия федерального парламента по регулированию труда и устанавливает приоритет федерального законодательства по отношению к законодательству штатов. Трудовые отношения регулируются как федеральным законодательством, так и законодательством штатов. Федеральное законодательство распространяется лишь на треть рабочих и служащих. Конституция Канады устанавливает юрисдикцию в издании законов о труде не только федерального парламента, но и провинций, причем полномочия федерации в этой области ограниченны, и федеральные законы о труде распространяются лишь на 10% работников.
По сути дела в рамках Канады сосуществуют трудовое право англосаксонского типа (в англоговорящих провинциях) и трудовое право континентально-европейского типа, близкое к французскому (провинция Квебек). В ФРГ централизация (роль федеральных органов) в правовом регулировании труда большая, чем в других федеральных государствах, и земли имеют довольно ограниченную юрисдикцию, почти как в унитарных государствах. Конституция устанавливает, что "земли обладают правом законодательства лишь тогда и поскольку, когда и постольку федерация не использует своих прав законодательства". Законы, противоречащие федеральному законодательству, признаются недействительными. Практически все законы о труде в ФРГ изданы федеральным парламентом, и в каждой земле действуют федеральные законы о труде, общие для всех. Конституция Швейцарии (ст. 34) определяет компетенцию центральных органов в отношении издания законов о труде и устанавливает приоритет федерального законодательства над законами, издаваемыми кантонами, которые вправе законодательствовать лишь в сферах, не затронутых федеральным законодательством. Законодательство о труде Швейцарии состоит в основном из законов, изданных парламентом страны. В Австрии издание законов о труде отнесено к ведению союзных (федеральных) органов, за исключением законов, относящихся к работникам сельского и лесного хозяйства. В унитарных государствах существует единое, общенациональное трудовое законодательство, но в странах с унитарным государственным устройством, где имеется административная автономия определенных областей (Италия, Португалия, Испания), автономные области по конституции вправе принимать акты по труду, которые не должны противоречить общенациональным трудовым законам. Однако на практике принятие актов по труду автономными областями в указанных государствах — редкое исключение.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 293.