Глобальная стратегия предприятий, занятых внешнеэкономической деятельностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин «глобальный» означает, что фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные границы и национальные различия между потребителями. Глобализация позволяет фирмам осуществлять экономию на масштабе производства за счет стандартизации товаров, использовать преимущества мирового маркетинга. Яркими примерами ведения глобального бизнеса и осуществления глобальной стратегии являются фирмы Соса-Со lа, Рер siСо, Мс Donalds, Коdаk, Рrосtеr & Gаmblе и другие крупнейшие корпорации. Эти фирмы производят одинаковые продукты для различных стран.

Еще сравнительно недавно термина «глобальная стратегия» не существовало, говорили о международной стратегии. В соответствии с международным подходом стратегии для разных стран разрабатывались и реализовывались автономно, для каждой страны – своя стратегия. В настоящее время мир рассматривается как единый глобальный рынок. (межнациональный рынок, спрос на котором можно удовлетворить предложением одного базового товара, поддерживая этот спрос инструментами продаж и маркетинга).

Основная идея глобализации заключается в определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не зависящих от особенностей отдельных стран. При этом: исчезают национальные/региональные предпочтения, происходит всемирное выравнивание потребностей и запросов потребителей; возникает экономия на масштабе производства за счет стандартизации товаров; фирмы используют преимущества мирового маркетинга; стратегия глобализации основана на вероятном предпочтении потребителями более дешевых (по сравнению с дифференцированными) стандартизованных товаров на локальных рынках.

Эти факторы определяют особое значение глобализации. Однако недифференцированный подход пригоден не для каждого рынка, поэтому на практике выбирают нечто среднее, действуя по принципу: «стандартизация - где возможно, дифференциация – где необходимо». Следовательно, главная цель стратегии глобализации заключается в стандартизации товаров и услуг. Предприятие стремится к оптимизации общих результатов деятельности, допуская отклонение от оптимальной работы на отдельных рынках.

Глобальная стратегия предполагает адаптацию ресурсов и целей предприятия к возможностям глобального рынка. Фирмы начинают заниматься глобальным маркетингом с целью: использования возможностей роста и экспансии; защиты от разорения: угроза может возникнуть со стороны более конкурентоспособных глобальных конкурентов.

Вместе с тем термин «глобальный» не означает, что фирма стремится работать во всех странах. Просто при таком подходе она расширяет границы своего наблюдения и анализа возможностей и угроз (swot-анализ). Это связано с тем, что в современном мире все в большей степени правила игры определяет международная конкуренция. Именно она становится основным фактором угрозы (отрицательным явлением), который может привести к потере рыночных позиций любой фирмы. Причем позиций не только на мировом рынке, но и, что особенно важно, внутри страны. Именно с этим связана глобализация бизнеса.

Глобальная стратегия важна для полной реализации возможностей предприятия: фирма, которая боится стать глобальной, рискует потерять свои позиции и на внутреннем рынке. Так, крупнейший мировой рынок – рынок США занимает менее '/4 мирового рынка товаров и услуг. Поэтому американская компания, которая стремится захватить более 25% мирового рынка, вынуждена быть глобальной. Японский рынок является вторым по величине (после США) среди индустриальных стран Запада, но внешний рынок составляет 90% потенциала для японских компаний, которые вынуждены быть глобальными. Даже если глобальная стратегия не подходит для бизнеса, может быть полезным проведение глобального внешнего анализа. Анализ конкурентов, рынков и тенденций в других странах способен привести к определению важных возможностей, угроз и стратегических вопросов. Такой анализ, конечно, более труден, поскольку необходимо учитывать различия культур, экономических систем и политических рисков.

К мотивам разработки глобальной стратегии относят: экономию на масштабе производства, доступ к дешевым ресурсам, перекрестное субсидирование, национальное стимулирование инвестиций, преодоление торговых барьеров, доступ к стратегически важным рынкам. Экономия на масштабе производства может быть связана со стандартизацией товара и продажей его в различных странах. Развитие взаимосвязей между странами нивелирует спрос и моду: практичес­ки во всех странах потребителям известны такие товары, как кофе фирмы Nestle, пленки Ко dak, техника компании Sопу, шоколадные батончики Ма rs и т. д.

Доступ к дешевым ресурсам. Известные западные фирмы размещают производства в тех странах, где существенно дешевле земля и рабочая сила, ниже плата за экологическую вредность производства, имеется возможность использовать высококвалифицированную рабо­чую силу и исследовательские кадры. Так, фирма Рrосtеr & Gаmblе приобрела контрольный пакет акций и организовала производство стиральных порошков под своей торговой маркой в Подмосковье. В России организовано производство батончиков Ма rs, напитков Ре psi и Соса-Со lа, действуют рестораны М cDonalds – это все примеры глобального бизнеса.

Перекрестное субсидирование. Глобальная стратегия позволяет использовать ресурсы, полученные в одной части мира, для победы в конкурентной борьбе в другой его части. Национальное стимулирование инвестиций. Страны, заинтересованные в привлечении иностранного капитала на свою территорию, могут предоставлять ему определенные льготы в виде бесплатного пользования землей, налоговых каникул, права использования норм ускоренной амортизации, займов под низкий процент, субсидирования энергетики и транспорта, бесплатного обучения персонала и т. д. Это делает привлекательным размещение производств в данных стра­нах, так как позволяет снизить производственные издержки.

Преодоление торговых барьеров. Исследования показывают, что преобладают две главные цели иностранных инвестиций – преодоление тарифных барьеров и получение выгод от национальной поддержки инвестиций. Организация предприятий в других странах является важным путем создания благоприятного отношения к фирме, снижения транспортных и иных издержек, завоевания местного рынка.

Доступ к стратегически важным рынкам. Некоторые рынки стратегически важны в силу их размера или потенциала, обеспечения поставок необходимого сырья, возможностей привлечения низкооплачиваемой рабочей силы и доступа к высоким технологиям. Присутствие на таких рынках может быть важным, даже если оно не является прибыльным. Для производителей автомобилей и бытовой техники важным является рынок США. Производители модной одежды имеют выгоду от присутствия в странах, которые исторически определяют моду, например во Франции.

Международная конкуренция представляет не только угрозу стратегическим планам, но также и возможность расширить и использовать новые рынки. В сегментационном анализе страна может рассматриваться в качестве области рыночной сегментации, однако следует иметь в виду, что конкурентные преимущества могут меняться в различных странах. В рамках глобальной стратегии выделяют три группы конкурентных преимуществ:

Ресурсы и возможности фирмы: финансовые ресурсы, физические активы, технологические ресурсы, торговая марка, имидж, возможности в основных сферах (производство, финансы и др.), возможности высшего руководства

Отраслевая среда:  ключевые факторы успеха

a) Национальная среда: национальные ресурсы и возможности (сырье, трудовые ресурсы, уровень образования/ подготовки рабочей силы, энергетические ресурсы, культура, традиции, обычаи, инфраструктура—транспорт, коммуникации, финансовые рынки), внутренний рынок (размеры, специфика), наличие связей в политических и финансовых кругах, правительственная политика и регулирование, обменные курсы валют.

Кроме того, реализация глобальной стратегии связана со значительными рисками:

Макропричины Инвестиционные риски
Конкуренция политических систем Военные конфликты и революции Социальные конфликты, беспорядки Новые международные союзы, альянсы Гиперинфляция Конфискация имущества Экспроприация средств производства Ущерб собственности/личности Потеря свободы владения деньгами, товарами, собственностью Ухудшение имущественного положения
Микропричины Риск рентабельности/платежеспособности
Изменение рыночных условий Нестабильная/ослабленная экономика Обеспечение интересов определенных политических кругов Интересы местного бизнеса Конкурентные преимущества Ухудшение конъюнктуры рынка Дискриминационные налоги или регулирование Ограничения деятельности

 

Осуществление глобальной стратегии не всегда возможно. Однако, анализ отрасли и предприятия, предполагающий реализацию такой стратегии, может помочь выбрать наилучший курс. Вообще глобальные стратегии наиболее уместны в следующих случаях: если возможно стандартизировать продукт и стандартизация может привести к значительной экономии на масштабе производства или к более эффективным маркетинговым программам; издержки производства могут быть уменьшены, и эффективность увеличена за счет размещения производств в различных странах; перекрестное субсидирование полезно; размещение производства необходимо для преодоления торговых барьеров; появляются конкуренты, имеющие глобальные стратегии.

Одна из главных проблем реализации глобальной стратегии – сочетание стандартизации продукции с требованиями локального рынка и менеджеров. Она может быть решена путем создания совместных предприятий с местными фирмами. Возможными направлениями реализации глобальной стратегии наряду с созданием совместных предприятий является экспорт товаров, продажа лицензий, франчайзинг.

М. Портер указывает, что в глобальных отраслях могут быть следующие стратегические альтернативы:

- использовать широкую товарную линию глобальной конкуренции;

- сделать акцент на определенной товарной группе и внутри ее выбрать стратегию низких издержек или дифференциации продукции (глобальное фокусирование);

- выбрать стратегию фокусирования на национальном рынке;

- воспользоваться протекционистской рыночной нишей.

Экспансия глобальных фирм на отечественный рынок является очевидным фактом, реагировать на который местные производители могут по-разному. Можно прекратить производство и не конкурировать в тех сферах, где нет особого смысла (как сделало петербургское предприятие «ЛОМО», прекратив производство всего, что связано с фототехникой). Другой путь связан с поиском возможностей производственной кооперации с известными на мировом рынке производителями продукции, вариантов участия в международном разделении труда. По такому пути идут производители крупного энергооборудования, судостроители (Балтийский завод), автомобильные и связанные с ними фирмы (ГАЗ, Алтайский завод прецизионных изделий), предприятия легкой промышленности и других отраслей. Наряду с этим можно пытаться защитить позиции компании на рынке, формировать свой круг потребителей, приверженных торговой марке фирмы. Этой стратегии придерживаются российские предприятия пищевой промышленности, которые после непродолжительного отступления довольно успешно отвоевывают свои позиции на местном рынке. В условиях, когда конкуренция с иностранными производителями переместилась на местный рынок, российские производители должны развивать различные формы внешнеэкономической деятельнос­ти, поскольку это позволяет осваивать правила глобального бизнеса, адаптироваться к требованиям международных рынков и в конечном счете повышать конкурентоспособность фирмы.

Следовательно, глобализация бизнеса ведет к тому, что наряду с использованием имеющихся факторов производства для достижения успеха все большее значение приобретают следующие условия:

- обеспечение прочных позиций фирмы в ценовой конкуренции в глобальном масштабе, в том числе с иностранными производителями на внутреннем рынке;

- инновационная активность фирм, их стремление постоянно совершенствовать продукцию, повышать перечень оказываемых услуг, использовать новшества в управлении, маркетинге, финансах;

- умение использовать новые информационные средства, для продвижения своей продукции на рынок, получения новых идей относительно товаров и услуг, проведения исследований рынка.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №3 (Сборник тестов)

1. На какой стадии жизненного цикла товара осуществляется стратегическая сегментация рынка?

a) Стратегический маркетинг

b) НИОКР

c) Производство

2. Какая схема процесса воспроизводства правильная?

a) Д-Д1-СП-Т-П-Д

b) Д-П-СП-Д1-Т-Д

c) Д-СП-П-Т-Д1-Д

3. Что является импульсом управленческого решения?

a) Необходимость ликвидации проблемы

b) Уменьшение актуальности проблемы

4. При принятии какого решения люди основываются н собственном ощущении?

a) Интуитивное

b) Рискованное

c) Инертное

5. Совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя- это:

a) Качество УР

b) Своевременность УР

c) Применимость УР

6. К показателям качества управленческого решения не относится:

a) Показатель энтропии

b) Степень адекватности

c) Степень применимости

7. В каком случае учитывают фактор освоенности объекта в производстве?

a) При анализе насыщения рынка

b) Когда требуется определить себестоимость

c) Когда нужно определить трудоёмкость

8. В условиях жёсткой конкуренции наблюдается тенденция __________________ продолжительности серийного выпуска продукции одного вида

a) Сокращения

b) Продолжительности

9. Глубина анализа и точность расчётов определяется:

a) Качеством УР

b) Повторяемостью результатов

10. Правда ли, что для каждого вида продукции коэффициент освоенности определяется индивидуально?

a) Да, правда

b) Нет, не правда

11. Теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений- это:

a) Стратегия

b) Менеджмент

c) Стратегический менеджмент

12. Важнейшим инструментом решения задач стратегического менеджмента является:

a) Переход на принципы новой экономики

b) Консервативность экономических принципов

13. По сравнению с Россией расходы США на образование:

a) В 2 раза больше

b) В 2 раза меньше

c) В 100 раз больше

d) В 100 раз меньше

14. В условиях новой экономики глобальная конкуренция на всех рынках:

a) Ослабевает

b) Усиливается

15. Главными объектами управления в новой экономике являются:

a) Оборудование

b) Работники

c) Выпускаемая продукция

d) Процесс по переработке компонентов труда

16. Главным предметом управления у новой экономики являются:

a) Методы изготовления продукции

b) Методы управления персоналом

17. Расходы из федерального бюджета на образование в России в % ВВП составляют:

a) Менее 1%

b) 3%

c) 5%

d) 10%

18. Законодательная база управления экономикой в России:

a) Ориентирована на конкурентоспособность и качество жизни

b) Не ориентирована повышение конкурентоспособности и качества жизни

19. Приоритетным направлением управления в России является:

a) Торговля

b) Товар

c) Работники

d) Качество

20. Как часто могут обновляться стратегические планы?

a) Не чаще, чем раз в год

b) Раз в 5 лет

c) Раз в 2 года

21. Совершенствование системы принципов и методов построения- это:

a) Реконструкция

b) Реформирование фирмы

c) Реструктуризация

22. Какое понятие шире: реконструкция или реструктуризация?

a) Реконструкция

b) Реструктуризация

23. Управление по новым принципам и методам- это:

a) Реконструкция

b) Реструктуризация

c) Антикризисное управление

24. Сколько существует принципов стратегического менеджмента?

a) 1

b) 2

c) 3

25. Главная цель стратегического менеджмента:

a) Анализ рынка

b) Анализ внешней среды организации

c) Разработка нормативов конкурентоспособности товаров

26. К компонентам «внешней среды» системы стратегического менеджмента относится:

a) Новые требования потребителей

b) Информация макросреда

27. Система качества продукции регулируется стандартами:

a) ИСО 9000

b) ИСО 1000

c) ИСО 1

28. Жизненный цикл товара состоит из:

a) 10 фаз

b) 5 фаз

c) 7 фаз

29. Какой закон отражает соотношение затрат в сферах производства и потребления:

a) Закон конкуренции

b) Закон убывающей доходности

c) Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления

30. Что из перечисленного не относится к законам организации:

a) Онтогенеза

b) Синергии

c) Антропогенеза

d) Упорядоченности

31. Какой закон отражает необходимость согласования целей организации:

a) Закон упорядоченности

b) Закон организации

c) Закон композиции

32. Какой процент конкурентоспособности на выходе системы определяется качеством структуры:

a) 90%

b) 50%

c) 10%

33. Сколько процентов конкурентоспособности системы приходится на исполнителей?

a) 90%

b) 50%

c) 10%

34. Главная движущая сила повышения обоснованности концепции:

a) Конкуренция

b) Адаптация

c) Реализация

35. Методологию исследования объектов как систем предполагает:

a) Гностический подход

b) Системный подход

c) Ситуационный подход

36. Совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект:

a) Внутренняя структура

b) Внешняя структура

c) Совокупность структур

37. Единство объекта управления и его связей с внешней средой:

a) Внутренняя среда

b) Внешняя среда

c) Организационно- экономическая система

38. В каком веке разработан системный подход?

a) 19 в

b) 20 в

c) 16 в

39. Сколько групп существует в системном подходе?

a) 10

b) 3

c) 4

40. Какой закон характеризует необходимость определённого соотношения между частями целого, а также их соразмерность и зависимость:

a) Закон композиции

b) Закон пропорциональности

c) Закон синергии

41. По какой формуле рассчитывается фактор инфляции?

a) Yп=Yн/Ju

b) Y=Yн-Ju

c) Y=Yн*Ju

42. Расположите методы в порядке повышения точности:

a) Корректировка параметров проекта и экономических нормативов

b) Проверка устойчивости

c) Формализованное описание неопределённости

43. Какой метод предусматривает разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных условиях?

a) Формальное описание неопределённости

b) Метод проверки устойчивости

c) Корректировка параметров проекта

44. Одним из наиболее важных показателей эффективности и устойчивости считается:

a) Объём производства

b) Выручка

c) Точка безубыточности

45. Для подтверждения работоспособности проектируемого производства необходимо, чтобы значение точки безубыточности было ______________ значений номинальных объёмов производства и продаж

a) Меньше

b) Больше

46. Если вероятность различных условий реализации проекта известны точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле:

a) Точки безубыточности

b) Математического ожидания

c) Экономического эффекта

47. Общий риск на все вложения в ценные бумаги, риск того, что инвестор не сможет их вернуть, не понеся потерь:

a) Временной риск

b) Селективный риск

c) Капитальный риск

48. Риск, вызываемый возможностью потерь при реализации ценной бумаги из- за изменения оценки её качества:

a) Риск законодательных изменений

b) Риск ликвидности

c)  Кредитный риск

49. Поведение продавцов товара на рынке описывает:

a) Закон экономии времени

b) Закон эффекта опыта

c) Закон предложения

50. Какой закон говорит, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей эффективности?

a) Закон экономии времени

b) Закон эффекта опыта

c) Закон убывающей доходности

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.