Управление диверсифицированными предприятиями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы управления диверсифицированными пред­приятиями (типа Западно-Сибирского металлургического комбина­та) связаны с разграничением полномочий. Поскольку диверсифи­цированные компании становятся практически не управляемыми из единого центра, то важнейшей проблемой является построение та­кой системы управления, которая бы делегировала руководителям подразделений широкие полномочия при сохранении контроля со стороны центрального руководства.

Основными функциями центрального органа управления на диверсифицированной фирме (но не в холдинге) являются следующие:

- управление корпоративным портфелем, приобретения, слияния и продажи подразделений, а также распределение ресурсов. Центр может более эффективно распределять ресурсы, чем рынок, который требует определенных затрат, связанных с осуществлением сделок (трансакционные издержки);

- формирование стратегий на уровне бизнес-единиц и их согласование с корпоративной стратегией;

- обеспечение координации между различными видами бизнеса с целью получения синергического эффекта;

- осуществление контроля над деятельностью бизнес-единиц.

В исследуемых фирмах выделяются три уровня управления:

1. Высший уровень ( top management) включает совет директоров или наблюдательный совет и правление. Совет директоров определяет общую стратегию фирмы, а правление отвечает за реализацию. Конкретное распределение обязанностей между ними регулируется национальным законодательством, в России это Закон РФ «Об акционерных обществах». В целом считается, что совет директоров должен:

- разрабатывать стратегические направления и цели развития предприятия;

- определять структуру капитала и направления диверсификации;

- принимать решения о слияниях и поглощениях, образовании альянсов и заключении других партнерских соглашений;

- осуществлять контроль работы правления, оценивать его управленческую деятельность.

Безусловно, совет директоров сам не разрабатывает указанные решения, он лишь обсуждает их и оценивает на основе рекомендаций специализированных структур, создаваемых при совете директоров. Правление разрабатывает текущую хозяйственную политику в рамках общей стратегии и организует ее выполнение, осуществляя коор­динацию деятельности на фирме. Обычно важнейшими задачами правления являются: осуществление текущего планирования; разработка и организация выполнения конкретных программ реализации стратегии и достижения поставленных целей; руководство всеми направлениями деятельности фирмы (НИОКР, логистика, производство, маркетинг, финансы, персонал, в том числе принятие решений по структуре управления и кадровой политике), делегирование полномочий на более низкие уровни управления, контроль прибыльности операций и состояния финансов и т. д.

2. Средний уровень ( meddle management) представлен центральными службами управления. Эти службы осуществляют важнейшие функции управления, поэтому называются функциональными службами: это служба маркетинга, финансовая, планирования, НИОКР, координации, учета и контроля и т. д. Роль данных служб сводится к подготовке информации и выработке рекомендаций по всем вопросам, входящим в их компетенцию, для принятия решений менедже­рами высшего уровня. Следует отметить, что в крупных фирмах эти функции могут выполняться также на уровне хозяйственных подраз­делений и бизнес-единиц, что определяет необходимость распределения полномочий между ними и организации взаимодействия функ­циональных служб среднего уровня и уровня подразделений.

3. Низовой уровень ( lower management) представлен производственными отделениями и стратегическими единицами бизнеса. Менеджеры данного уровня управления имеют определенную самостоятельность, рамки которой существенно зависят от принятой на фирме системы управления. Именно на этом уровне в наибольшей степени проявляется специфика каждой фирмы.

Отметим, что эти проблемы резко осложняются при приобретении других фирм: их культура, система управления, сложившаяся команда могут существенно отличаться от аналогичных параметров основной фирмы.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.