Финансирование политических союзов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Самая прямая связь между хозяйством и прежде всего нехозяйственно ориентированными союзами состоит в способе получения полезных благ для нужд союзного действия, т. е. для функционирования управленческого штаба как такового и собственно управляемого им действия (см. ранее, гл.1, § 12). Имеются в виду финансы в самом широком смысле, включая сюда и получение натуральных благ.

Финансирование, т. е. обеспечение союзного действия полученными хозяйственным путем полезными благами, если свести его к самым простым типам, может быть

I. непостоянным, осуществляемым на основе

a) чисто добровольных вложений, а именно:

α) меценатства, т. е. крупных дарений и образования фондов, что характерно, когда преследуются благотворительные, научные и другие изначально неэкономические и неполитические цели,

β) подаяния, что типично для некоторых видов аскетических общин,

В Индии имеются и светские нищенствующие касты, а в других местах (Китай) — союзы нищих.

При этом нищенство может быть территориально монополистически упорядочено, а также — в связи с тем, что подаяние может быть обязательным или почетным для подающих — может фактически утратить непостоянный характер и обрести форму регулярных сборов.

γ) формально добровольных подарков тем, кто считается стоящим выше в политическом или социальном отношении, т. е. вождям, князьям, патронам, помещикам, вообще господам; такие подарки в силу своей конвенциональности материально близки сборам, но, как правило, не целерациональны, а диктуются обстоятельствами (торжества, семейные даты, политические события);

b) осуществляемым путем шантажа, т. е. недобровольным.

Типичны в этом отношении каморра в Южной Италии, мафия на Сицилии, подобные же союзы в Индии (ритуально обособленные так называемые воровские и разбойничьи касты) и в Китае (секты и тайные общества с похожей хозяйственной основой). Вымогаемые блага здесь лишь изначально непостоянны, поскольку формально незаконны, практически же они принимают характер абонентской платы, за которую предлагаются определенные услуги, прежде всего гарантия безопасности. Один неаполитанский фабрикант лет 20 назад сказал мне по поводу роли каморры в отношении его предприятия: «Signore, la Camorra mi prende A'lire nel mese, ma garantisce la sicurezza; lo Stato me prende 10 x X, e garantisca — niente» («Каморра берет у меня X лир и гарантирует безопасность; государство берет 10 х Х лир и не гарантирует ничего»). Типичные для Африки тайные клубы — рудименты прежних мужских домов — также обеспечивают безопасность, действуя на манер фемы.

Политические союзы могут (как липарийское разбойничье государство) базироваться изначально (но никогда долговременно и исключительно) только на прибыли от добычи.

II. Финансирование может быть постоянным

A) без собственного хозяйственного предприятия; тогда оно происходит в форме

a) получения вещественных благ по одному из следующих типов:

α) в случае денежного хозяйства путем получения денежных взносов и обеспечения необходимыми благами через покупку их за деньги (чистое союзное хозяйство, основанное на денежных взносах), причем содержание членов управляющего штаба также является денежным содержанием;

β) в случае натурального хозяйства (см. выше, § 12) имеет место распределение сборов со спецификацией натуральных поставок (чистая союзная экономика натуральных поставок). При этом либо

αα) управляющий штаб обеспечивается путем натуральной пребенды и удовлетворение нужд происходит in natura, либо

ββ) собранные в натуральном виде взносы частично или полностью путем продажи превращаются в деньги, и удовлетворение нужд происходит, как в денежном хозяйстве.

Сами сборы — как в деньгах, так и в натуре — по своему элементарному экономическому типу могут иметь следующий характер:

α) налоги, т. е. вещные блага или отчисляемые денежные суммы, рассчитываемые на основе

αα) всего имущества или (в деньгах) состояния,

ββ) всех поступлений или (в деньгах) доходов,

γγ) источников дохода — средств производства или определенного рода доходных предприятий (сбор с источников дохода);

β) плата, т. е. возмещение убытков при использовании или употреблении собственности союза или принадлежащих союзу товаров и услуг;

γ) сборы, взимаемые в случаях

αα) определенных форм потребления и использования специфических товаров,

ββ) особого рода движения товаров, прежде всего:

(1) транспортное движение (таможенная пошлина) и

(2) товарный оборот (акцизы, сборы с продаж).

Сборы могут быть

1) взимаемы под собственным руководством союза,

2) отданы в откуп,

3) переданы в счет долга или в залог.

Передача налогов и сборов в откуп (за единовременный денежный платеж) может быть с фискальной точки зрения рациональным действием, хотя бы потому, что предполагает возможность бюджетных расчетов. Передача в счет долга или в залог с фискальной точки зрения, как правило, обусловлена нерационально и является следствием либо тяжелой фискальной ситуации, либо узурпации со стороны управляющего штаба и свидетельствует о его ненадежности.

Долговременная апроприация возможностей сборов в пользу государственных кредиторов, частных гарантов военных и налоговых услуг, неоплачиваемых кондотьеров и солдат, наконец, кандидатов на должности называется пребендой и имеет характер

1) индивидуальной апроприации или

2) коллективной апроприации (со свободным занятием доходных мест лицами из круга коллективных апроприаторов).

Постоянное финансирование без собственного хозяйственного предприятия может происходить также

b) путем обложения личного труда и состоять в получении прямых личных услуг в натуральной форме с натуральной спецификацией трудовых усилий.

B) Постоянное финансирование при наличии и посредством собственного хозяйственного предприятия может происходить

α) домохозяйственно (ойкос, домены),

β) через доходное предприятие, и в этом случае:

αα) свободно, т. е. в конкуренции с другими доходными хозяйствами,

ββ) монополистически.

Эти возможности тоже могут использоваться самим владельцем или быть отданы в откуп, в долг, в залог.

Наконец, финансирование может осуществляться

C) литургически, т. е. путем привилегирующего обременения, в частности

α) позитивного привилегирования, состоящего в освобождении от специфических обязанностей определенных групп людей,

β) негативного привилегирования (что иногда содержательно тождественно позитивному), состоящего в обременении специфическими обязанностями определенных групп людей, а особенно

αα) определенных сословий,

ββ) определенных классов дохода (см. ниже, гл.4);

γ) коррелятивно, т. е. путем соединения специфической монополии с обременением специфическими услугами или поставками. Такого рода коррелятивная литургия может формироваться

αα) сословно — путем принудительного разделения членов союза на (часто) наследственно несвободные литургические профессиональные и имущественные союзы с наделением их сословными привилегиями,

ββ) капиталистически — путем создания несвободных гильдий и картелей с монопольными правами и обременением в виде денежных контрибуций.

К п. II (постоянное финансирование): эта довольно грубая казуистика действительна для союзов любого рода, хотя иллюстрируется примерами только политических союзов.

К п. А.а.α: мы далеки оттого, чтобы анализировать, хотя бы в общих чертах, современный государственный налоговый порядок. Скорее, следует описать социологическое место этого явления, т. е. тип отношений господства, способствовавший возникновению тех или иных типичных видов сборов (например, различных видов пошлин, акцизов, налогов).

Натуральные отчисления, в том числе при взимании пошлин, акцизов, сборов с продаж, были распространены в Средневековье, а их денежная форма относительно более молода.

К п. a.β: натуральные поставки были типичной формой дани и возложения обязанности производства продуктов на зависимые хозяйства. Доставка в натуральном виде возможна только в мелких союзах или при наличии хороших транспортных связей (Нил, Императорский канал[178]) — В остальных случаях, чтобы продукты достигли конечного получателя, их приходится переводить в денежную форму (как это было в Античности), или же в зависимости от удаления они имеют разную цену в начальной и конечной точках (как в Китае).

К п. b: в качестве примеров можно привести обязанность военной или судебной службы, обязанность участия в судебном жюри, в строительстве дорог, мостов и плотин, в горных работах и все другие виды обязательных общественных работ в любого рода союзах. К типу широко использующего такой вид личного труда литургического государства относятся Древний Египет (Новое царство), одно время — Китай, в ограниченном объеме — Индия и в еще меньшем объеме — поздняя Римская империя и многочисленные союзы раннего Средневековья.

Примеры получения пребенды: 1) путем коллективной апроприации в пользу кандидатов на должности (Китай), 2) в пользу частных гарантов военных услуг и налогов (Индия), 3) в пользу неоплачиваемых кондотьеров и солдат (поздний халифат и господство мамелюков), 4) в пользу государственных кредиторов (распространенная повсюду покупка должностей).

К п. В.α. Примеры: освоение доменов для домохозяйства самим домохозяйством, использование труда подданных для создания предприятий, работающих на удовлетворение потребностей двора и для политических целей (Египет); в современности — заведения по производству военной формы и государственные фабрики боеприпасов.

К п. β: для случая аа имеются лишь единичные примеры (морская торговля и проч.), для случая ββ — множество примеров во всех исторических эпохах. Пик приходится на Запад XVI — XVIII вв.

К п. С.α: освобождение ученых от трудовой повинности в Китае, привилегированных классов — от sordida munera во всем мире, людей с определенным уровнем образования — от военной службы во многих странах.

К п. β: с одной стороны, обременение состояния литургиями в античной демократии, с другой — положение групп, не освобожденных от бремени в примерах к п. С.α.

К п. γ: случай аа является самой важной формой систематического удовлетворения общественных потребностей иначе, чем на основе налогового государства. Китай, а также Индия и Египет, т. е. страны старейшей (гидротехнической) бюрократии, знали литургическую организацию в форме натуральных литургий; отсюда последние перешли (частично) в эллинизм и позднюю Римскую империю уже, конечно, в значительной мере как денежно-хозяйственные налоговые , а не натуральные литургии. Такая литургия всегда предполагает профессионально-сословное членение. В этой форме она может вернуться и сегодня, если откажет государственная налоговая система удовлетворения общественных потребностей, и частное капиталистическое удовлетворение потребностей должно будет регулироваться государством.

До сих пор, если возникали финансовые затруднения в современной системе удовлетворения общественных потребностей, помогал случай ββ — капиталистически организованные литургии: предоставление прибыльных монополий в обмен на лицензии и контрибуции (простейший пример: принудительный контроль пороховых заводов в Испании с высокими отчислениями в государственную кассу при одновременной монопольной защите от появления конкурентов). Это очень близко идее социализирования отдельных прибыльных отраслей, начиная с угольной, для выгоды фиска путем использования в качестве налогоплательщиков принудительных картелей или трестов при сохранении (формальной) рациональности ценоориентированного производства благ.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.