Глава 29. Порядок пересмотра Конституции и внесения поправок                                      495
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Однако ч. 3 ст. 135 устанавливает, что при проведении всенародного голосования Конституция российской Федерации считается принятой, если за нее высказались более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Весьма существенным является также решение вопроса о том, какой орган вправе решить вопрос о вынесении проекта конституции на референдум. По Конституции, Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, в котором призван однозначно определить, какой орган – Конституционное Собрание или Президент РФ – принимает решение о вынесении проекта конституции на всенародное голосование.

Статья 135 Конституции предусматривает процедуру принятия новой Конституции в случае, если Федеральное Собрание примет предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции, которые составляют стержень основного закона. Однако при всем их сущностном значении данные главы не поглощают многогранное содержание Конституции. А как быть в том случае, если субъектами рассматриваемой инициативы будут внесены предложения не о частичном (т.е. данных глав), а о полном пересмотре Конституции, т.е. всех или большинства глав Конституции?

Исчерпывающего ответа на этот вопрос ст. 135 не дает, однако, по смыслу ч. 2 данной статьи, Федеральное Собрание не вправе принимать такие предложения, поскольку здесь говорится только о предложении о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции.

Рассмотрим также вопрос о поправках к гл. 3–8 Конституции РФ Конституция относит его к компетенции Федерального Собрания. Гл. 3 – 8 Конституции регламентируют чрезвычайно важные, в известной мере также основополагающие, институты, без которых немыслима сама Конституция Российской Федерации. Поэтому вы делим главные моменты, которые характеризуют каждую из названных глав, чтобы подчеркнуть их место, роль и значение в системе конституционных положений и норм. Как уже отмечалось, в гл. 3 принципиально по новому, в соответствии с качественно иным, чем в предыдущих конституциях, характером российского государства регламентируются вопросы федеративного устройства РФ введены такие новые категории и понятия, как субъекты Российской Феде рации, такие признаки РФ, как ее территория, границы между субъектами РФ, государственный язык, государственный флаг, герб и гимн, денежная единица РФ, определен статус столицы Российской Федерации, предметы ведения РФ и предметы совместного ведения


496                                  Раздел VII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

РФ и субъектов РФ, и другие вопросы, относящиеся по содержанию к конституционному регулированию такого важнейшего института, как федеративное устройство российского государства.

Глава 4 Конституции посвящена принципиально новому, ранее не известному практике конституционного развития России институту Президента, место и роль которого имеет первостепенное, главенствующее положение и значение в системе современной российской государственности.

В соответствии с гл. 5 Конституции качественно иной статус, структуру и компетенцию, по сравнению с предусмотренными прежними конституциями высшими представительными органами власти, имеет парламент РФ – Федеральное Собрание.

В гл. 6 закреплены качественно новые место и роль Правительства РФ в системе разделения властей и как ведущего органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации.

Глава 7 определяет конституционные основы правосудия, судебной власти и судебной системы РФ, их принципы, статус высших судебных органов, а также прокуратуры РФ.

В гл. 8 определены характер местного самоуправления, формы его осуществления, территориальная основа, компетенция, правовые гарантии.

Приведенные основные положения перечисленных глав подчеркивают их исключительно важное значение, а следовательно, особые требования к процедуре принятия Федеральным Собранием законов о конституционных поправках.

Поскольку, согласно ст. 136 Конституции, такие законы принимаются в том же порядке, что и федеральные конституционные законы, можно говорить о подчеркивающей значение законов о конституционных поправках "жесткой" процедуре их принятия – такой закон должен быть одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не мене 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, законы о конституционных поправках, принятые Федеральным Собранием, требуют одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ Только после выполнения данного конституционного требования законы о конституционных поправках вступают в силу.

В целом же названная выше достаточно сложная поэтапная процедура принятия законов о конституционных поправках отражает принцип федеративного государственного устройства российского государства.

Все федеральные законы согласно ч. 1 и 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108




Дата: 2019-07-24, просмотров: 154.