Одним из основных направлений деятельности АК “Домостроитель” - обеспечение слаженной работы строителей, завода и транспорта (технологические переделы, процессы). Завод должен выпускать детали в той же последовательности, в какой они устанавливаются на стройке. От своевременной поставки готовых конструкций и деталей на строительную площадку во многом зависит сокращение сроков строительства. Но добиться слаженной работы заводов, транспортных организаций и строительных управлений обычными способами было сложно. Они подчинялись разным организациям, особо, независимо от остальных определялись результаты их деятельности. Нередко не совпадали интересы строителей и других участников строительства. Например, транспортным организациям невыгодно перевозить некоторые строительные материалы. Особенно это относится к легким стеновым деталям, которые не позволяют полностью использовать грузоподъемность машин. Заводу невыгодны мелкие, дешевые детали, требующие больших затрат труда. В результате, стоимость выполненных работ оказывается невысокой, а завод стремится выпускать дорогие детали.
Разобщенность интересов строителей, транспортников и работников заводов можно было преодолеть, если сосредоточить руководство ими в одних руках. Этого и добились в ОАО АК “Домостроитель” путем объединения.
Руководство организации ставит перед всеми звеньями единую задачу - с наименьшими затратами средств в минимальные сроки обеспечить строительство объекта. Строительные организации получают задания по вводу жилой площади, завод - по выпуску комплектов деталей для определенного количества домов. Для автотранспортного звена устанавливаются почасовые графики доставки деталей на объекты. Их выполнение - главная задача транспортников.
Связанные единым руководством и одной целью, все звенья АК должны работать четко и слаженно за счет вертикальных связей (рисунок 5).
Добиться слаженной работы всех технологических переделов достаточно сложно. При этом наблюдаются некоторые несовпадения интересов заводов, строительной площадки, транспортных организаций. Так, например, интересы завода направлены на ритмичную загрузку своих технологических линий, на весь годовой объем выпуска продукции. А интересы строительных подразделений на монтаже направлены на обеспечение ритмичного возведения объекта из различных конструкций и материалов, обусловленных технологией и формой организации ведения работ. Транспортные организации ориентированы на полную загрузку однородных (однотипных) конструкций, обеспечивающих максимальное использование парка машин.
Рисунок - 5 - Типовая структура управления.
Работа в этих сложных условиях предопределяет основные направления совершенствования деятельности АК “Домостроитель”:
1. сокращение продолжительности каждого этапа технологических переделов (изготовление, транспортирование, монтаж).
2. сокращение производственных потерь между переделами.
При оценке факторов, влияющих на деятельность АК необходимо исходить из наличия и взаимодействия между собой блоков: “характеристика строительной продукции”, “характеристика потенциала компании”, ”характеристика условий возведения объектов”, которые определяют основные параметры строительного производства в условиях рынка (рисунок 6).
Рисунок 6 - Организационно-технологическая структура.
Кроме того, при совершенствовании контрактно-договорной системы организации в условиях рынка необходимо учитывать весь жизненный цикл объекта (проектирование, строительство, окупаемость затрат объекта, наработка системы на “эффект”, “старение системы”).
Отбор и оценка факторов осуществляется в следующей последовательности: выявленные факторы должны отвечать всем требованиям системного, динамического, балансового, вариантного подходов, наиболее полно и объективно отражать те специфические, региональные, функциональные особенности, которые имеют место при создании и функционировании как отдельно взятого филиала АК, так и всей компании в целом.
Анализ результатов научных исследований и практики строительного производства показали, что установление форм организации происходит на основе недостаточного учета различных факторов, вытекающих из особенностей строительного производства и современного этапа его развития, особенно при становлении и развитии рыночных отношений при демонополизации подрядчика и поставщиков в строительстве. Это снижает эффективность использования накопленного опыта, потенциала, что обуславливает необходимость более детального рассмотрения и анализа особенностей и их учета в дальнейших исследования.
Необходимость учета многих особенностей ставит в жесткие условия всех участников строительного процесса (заказчика, генподрядчика, проектировщиков, поставщика и др.). В условиях рынка при переходе от вертикальных связей к горизонтальным, интересы каждого из них выходят на первое место, приводя иногда к несовпадению их интересов (рисунок 7).
Рисунок 7 - Участники строительного процесса.
Из рисунка видно, что все существующие связи между участниками инвестиционного процесса строятся вокруг основных параметров строительного производства. В зависимости от изменения этих параметров довольно часто и существенно меняются и интересы каждого из них. Например, генподрядчик. проектировщик, поставщик стремятся к увеличению как продолжительности строительства, так и ее стоимости, а в интересах заказчика, наоборот, снижение продолжительности и стоимости строительства.
Некоторое несовпадение интересов участников возведения объекта между собой при переходе на горизонтальные связи приводит зачастую к тому, что каждый из них начинает отстаивать свои рациональные параметры. Основные параметры строительного производства - продолжительность строительства, его сметная стоимость. Исходя из этого задача в условиях рынка сводится к тому, чтобы посредством контракта увязать интересы всех между собой.
Для того, чтобы контракт приносил прибыль, он должен содержать условия максимально невыгодные для организации, т.е. если предприятие и сработает по этому варианту, то его убытки будут сведены к минимуму. Все факторы, оказывающие влияние на работу организации, закладываются в контракт. (Полный перечень факторов приводится в приложении 4). Предприятие не имеет возможности воздействовать на внешние факторы, поэтому они учитываются в контракте такими, как есть. А отрицательное влияние внутренних факторов организация может уменьшить.
По результатам проведенного анкетирования среди управленческого персонала АК "Домостроитель" основными среди многочисленных внутренних факторов можно выделить два - численность и выработка. (Перечень вопросов анкеты смотри в приложении 5). Для исследования этих факторов применяется метод корреляционно-регрессионного анализа.
Данный метод анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости. Теснота связи между изучаемыми явлениями исчисляется через коэффициент корреляции.
В нашем случае необходимо установить зависимость между численностью рабочих и объемом выполненных работ и зависимость между выработкой и объемом выполненных работ.
По собранным статистическим данным АК "Домостроитель" (по подразделениям СМУ-21, ЖБК-2) за последние 4-5 лет (приложение 6) зависимости объема работ от численности и объема работ от выработки можно представить в виде точек на графике (рисунок 8 и 9).
а)
б)
Рисунок 8 – Зависимость изменения объема выполнения СМР:
а) от изменения выработки; б) от изменения численности (по СМУ-21).
а)
б)
Рисунок 9 – Зависимость изменения объема выполнения СМР:
а) от изменения выработки; б) от изменения численности (по ЖБК-2).
По проведении первоначальных исследований поквартально уравнение регрессии имело слишком маленький коэффициент корреляции (r=0,39, когда необходимо, чтобы r1). Это произошло в результате значительного отклонения исследуемых величин от нормативного по причине воздействия внешних факторов (основной - финансирование).
Следовательно, для определения тесноты связи между показателями абстрагируемся от нежелательных значений анализируемых факторов. Составив уравнение регрессии по месяцам, определяем зависимости объема работ от численности и объема работ от выработки по подразделениям
АК "Домостроитель".
Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.