Общая характеристика учебного предмета «Математика».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рабочая программа

По математике

Для обучающейся 1 В класса.

      Разработана на основе:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

1. Учебник «Математика» для общеобразовательных организаций. Реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение»- 2017г.

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,                

                    учитель начальных классов

  1 квалификационной категории.

 

 

2017 год.

Пояснительная записка.

Примерная рабочая программа по предмету «Математика» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.

Целью образовательно-коррекционной работы в рамках учебного предмета «Математика» при обучении слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе является: формирование элементарных математических представлений и основ математических знаний, изучение возможностей детей в овладении математическими знаниями, обучение практическому применению в повседневной жизни знаний, полученных на уроках математики, создание условий для дальнейшего изучения математики.

Задачи:

1.формирование доступных слепым обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений их практического применения в повседневной жизни при изучении других учебных предметов;

2. максимально общее развитие слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на различных этапах обучения;

3. воспитание у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целеустремленности, трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

            В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

 • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлении, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Предметные результаты

Базовые учебные действия

Личностные:

· восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности.

Коммуникативные

· умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слепой - зрячий», «слепой-слепой» при решении математических и практических задач;

· -использование при выполнении практического задания.

Регулятивные

· алгоритмические действия организации и решения математических задач;

· различение способа и результата действия;

· планирование и действенная проверка результата практической деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

По итогам обучения в 1 классе слепых детей с легкой умственной отсталостью планируется достижение следующих результатов:

Достаточный уровень

· различать предметы по фактуре поверхности, массе, форме, цвету (при наличии остаточного зрения);

· сравнивать 2-4 предмета по величине методом наложения: больше, меньше, равные, одинаковые;

· сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением;

· правильно понимать и употреблять слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся);

· сравнивать предметы по величине, массе при обследовании предметов руками и при сравнении «На руку»;

· раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке, объяснять порядок расположения предметов и соотношения между ними (например: самая высокая пирамидка, ниже, еще ниже, самая низкая); сравнивать два или несколько предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;

· выделять группы предметов один или несколько предметов, обладающих определенными свойствами (одним или несколькими): величина, форма, цвет, назначение;

· оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях при общем обследовании руками и «На глаз» (при наличии остаточного зрения), объяснять результат путем установления взаимно-однозначного соответствия: выделять лишние, недостающие предметы;

· увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;

· определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, а также располагать предметы по словесной инструкции;

· ориентироваться на листе бумаги;

· устанавливать и называть порядок следования предметов;

· узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, соотносить форму знакомых предметов с геометрическими фигурами;

· собирать геометрические фигуры, разрезанные на 2 части, составлять геометрические фигуры из счетных палочек;

· писать числа 1, 2, 3, 4, 5, отличать число от буквы (наличие цифрового знака); соотносить количество предметов с соответствующим числом (в пределах 5-ти);

· пересчитывать и отсчитывать предметы в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»

· записывать и производить действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;

· решать задачи на нахождения суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия с предметами; записывать решение задачи в виде равенства (примера);

· выделять в задаче условие, решение, ответ; выполнять практические действия с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.

Минимальный уровень:

· различать фактуру поверхности и цвет (при наличии остаточного зрения) предмета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определенным свойством (величина, форма, назначение, цвет);

· сравнивать два предмета по величине методом приложения;

· сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приемов наложения и приложения;

· сравнивать два предмета по массе;

· выделять из множества один, несколько предметов;

· устанавливать взаимно-однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их равенство (лишние, недостающие предметы);

· сравнивать количества жидкости, сыпучего вещества с помощью условной мерки;

· различать правую и левую руки;

· различать пространственные отношения: справа, слева, впереди, сзади, сверху, снизу;

· ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);

· узнавать, показывать на предметах порядок их следования;

· узнавать, называть геометрические фигуры (с помощью учителя);

· узнавать, называть числа 1,2,3,4,5; пересчитывать предметы до 5, отвечать на вопрос «Сколько?»:

· выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 5 с опорой на предметные множества (с помощью учителя);

· решать задачи на нахождение суммы, остатка на предметных множествах с помощью учителя, записывать решение в виде равенства (примера).

Содержание учебного предмета.

Свойства предметов. (15 ч)

Выявление знаний и умений слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью. Понимание слов: все, каждый, кроме, остальные. Свойства предметов: величина (большой - маленький), размер, цвет. Различение основных цветов (при наличии остаточного зрения), фактуры поверхности предмета. Сравнение предметов по цвету, фактуре поверхности. Свойства предметов: форма. Сравнение предметов по форме. Свойства предметов: размер. Сравнение 2 предметов по размеру: большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий низкий, по размеру: большой – маленький, равный, одинаковый; равный, одинаковый, длинный – короткий; широкий – узкий; высокий низкий.

Сравнение 2-х предметов по массе: тяжелый – легкий, равный по массе, тяжелее, легче. Сравнение по количеству предметов одной совокупности: много – мало, один, несколько, столько же, лишние, недостающие предметы, поровну. Сравнение объема жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Понятия: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объема жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях до и после изменения их объема.

II . Числа от 1 до 5.

Направления работы.

Диагностическое направление предполагает проведение диагностических процедур (вводная (начало учебного года), промежуточная и итоговая диагностика (конец учебного года)), анализ результатов, позволяющих получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о его продвижении в овладении знаниями, умениями и навыками при освоении учебного материала по математике, мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении программы 1 класса. (Все данные заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, протоколы консилиумов по каждому из обучающихся).

Коррекционно-развивающее направление предполагает:

- обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации в коллективе одноклассников, коррекцию недостатков физического развития, коррекцию и профилактику вторичных отклонений в развитии;

- проведение уроков по математике с учетом специальных образовательных потребностей слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- проведение индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности; закрепления и развития сформированных в процессе групповой и индивидуальной работы знаний и умений в урочной деятельности по математике;

- корректирование программы по математике 1 класса с учетом результатов диагностических исследований;

- участие в реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями).

Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:

- взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями;

- проведения консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- участия в разработке комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.

Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов.

На уроках математики в 1 классе слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

· манипулируют предметами, изучают их, сравнивают 2 предмета по форме, размеру, цвету, фактуре поверхности, массе;

· сравнивают объемы жидкостей, сыпучих веществ;

· сравнивают группы предметов по количеству (без указания числа предметов в группах);

· изучают расположение предметов;

· определяют правую и левую стороны (относительно себя);

· определяют части суток, их последовательность;

· знакомятся с плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами;

· пересчитывают предметы (счетный материал);

· записывают числа и прочитывают числа;

· выполняют арифметические действия сложения и вычитания в пределах 5;

· решают простые арифметические задачи.

8. Календарно- тематическое планирование

№ урока с н..уч.г. № урока по теме

Название раздела, темы урока.

Кол. часов Дата-план

Дата-факт

Дочисловые представления. Свойства предметов (15 ч)

1 1

 Выявление знаний и умений обучающихся.

1  

 

2 2

Понимание слов: все, каждый, кроме, остальные и т.п.

1  

 

3 3

Закрепление.

1  

 

4 4

Свойства предметов: цвет. Различение основных цветов.

1  

 

5 5

 Сравнение предметов по цвету.

1  

 

6 6

Свойства предметов: форма.

1  

 

7 7

Сравнение предметов по форме.

1  

 

8 8

Свойства предметов: размер. Сравнение предметов по по размеру (большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий низкий.

1  

 

9 9

Сравнение предметов по размеру (большой – маленький, равный, одинаковый)

1  

 

10 10

Сравнение предметов по размеру: (равный, одинаковый, длинный – короткий)

1  

 

11 11

Свойства предметов: размер. Сравнение предметов по размеру (широкий – узкий).

1  

 

12 12

Сравнение предметов по по размеру: (высокий низкий).

1  

 

13 13

Сравнение предметов по массе: тяжелый – легкий, равный по массе, тяжелее, легче).

1  

 

14 14

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.

1  

 

15 15

Сравнение по количеству предметов: (много –мало, один, несколько, столько же.., лишние, недостающие предметы, поровну).

1  

 

   

Расположение предметов в пространстве (12 ч)

   

 

16 1

Определение правой и левой сторон относительно себя, расположение частей своего тела.

1  

 

17 2

Повторение.

1  

 

18 3

Расположение предметов в пространстве, на плоскости относительно себя.

1  

 

19 4

Расположение предметов в пространстве, на плоскости относительно друг друга.

1  

 

20 5

Понятия: слева, справа, (правее, левее).

1  

 

21 6

Понятия: спереди, сзади, сверху, внизу (выше, ниже).

1  

 

22 7

Понятия: далеко, близко, рядом, около, здесь, там.

1  

 

23 8

Понятия: на, в (чем-то, ком-то); внутри; перед, за, над, под.

1  

 

24 9

Понятия напротив, между, в середине, в центре.

1  

 

25 10

Ориентировка на листе бумаги.

1  

 

26 11

Ориентировка на фланелеграфе.

1  

 

27 12

Закрепление.

1  

 

                   Временные представления (10 ч)
28 1

Время суток, смена частей суток, последовательность: утро, день, вечер, ночь.

1

 

 
29 2

Закрепление.

1

 

 
30 3

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

 

 
31 4

Закрепление.

1

 

 
32 5

Рано, поздно, вовремя.

1

 

 
33 6

Закрепление.

1  

 

34 7

Давно, недавно. Молодой, моложе, старый, старше.

1  

 

35 8

Закрепление.

1  

 

36 9

Медленно, быстро.

1  

 

37 10

Обобщение по разделу: временные представления.

1  

 

Геометрический материал (12 ч)

38 1

Объемные геометрические фигуры: шар.

1  

 

39 2

Объемные геометрические фигуры: куб.

1  

 

40 3

Объемные геометрические фигуры: брус

1  

 

41 4

Повторение. Объемные геометрические фигуры.

1  

 

42 5

Плоские геометрические фигуры: круг, овал.

1

 

 

43 6

Плоские геометрические фигуры: квадрат.

1

 

 

44 7

Плоские геометрические фигуры: прямоугольник.

1  

 

45 8

Плоские геометрические фигуры: треугольник.

1  

 

46 9

Закрепление.

1  

 

47 10

Составление плоских геометрических фигур по плану.

1  

 

48 11

Закрепление.

1  

 

49 12

Составление плоских геометрических фигур (оконтуривание геометрических фигур, выкладывание при помощи счетных палочек, магнитных полосок на приборе «Графика»)

   

 

II . Числа от 1 до 5. Нумерация в пределах 5 (41 ч)

50 1

Счёт предметов в пределах 5.

1  

 

51 2

Запись цифрового знака

1  

 

52 3

Получение числа методом присчитывания предметов.

1  

 

53 4

Запись цифрового знака

1  

 

54 5

Получение числа путем измерения произвольными мерками (длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества). Запись цифрового знака.

1  

 

55 6

Запись цифрового знака.

1  

 

56 7

Получение числа путем измерения произвольными мерками

1  

 

57 8

Закрепление.

1  

 

58 9

Порядковые числительные: первый, второй, третий, четвертый, пятый.

1  

 

59 10

Повторение.

1  

 

60 11

Число 1.

1  

 

61 12

Запись числа.

1  

 

62 13

Число 2.

1  

 

63 14

Запись числа.

1  

 

64 15

Состав числа 2.

1  

 

65 16

Сложение чисел в пределах 2.

1  

 

66 17

Вычитание чисел в пределах 2.

1  

 

67 18

Закрепление.

1  

 

68 19

Число 3.

1  

 

69 20

Запись числа.

1  

 

70 21

Состав числа 3.

1  

 

71 22

Сложение чисел в пределах 3

1  

 

72 23

Вычитание чисел в пределах 3

1  

 

73 24

Число 4.

1  

 

74 25

Запись числа.

1  

 

75 26

Состав числа 4.

1  

 

76 27

Сложение чисел в пределах 4.

1  

 

77 28

Вычитание чисел в пределах 4.

1  

 

78 29

Число 5.

1  

 

79 30

Запись числа.

1  

 

80 31

Состав числа 5

1  

 

81 32

Сложение чисел в пределах 5.

1  

 

82 33

Вычитание чисел в пределах 5.

1  

 

83 34

Закрепление.

1  

 

84 35

Место числа в числовом ряду.

1  

 

85 36

Сравнение чисел по местоположению их в числовом ряду

1  

 

86 37

Повторение пройденной темы..

1  

 

87 38

Закрепление изученного по теме «Нумерация в пределах 5»

1  

 

88 39

Число 1, 2. Запись числа.

1  

 

89 40

Число 3. Запись числа.

1  

 

90 41

Число 4. Запись числа.

1  

 

Арифметические действия: сложение и вычитание. Простые арифметические задачи (31 ч)

91 1

Сложение. Знак «+».

1

 

 

92 2

Запись числовых выражений вида 1+1, 1+2.

1

 

 

93 3

Простая арифметическая задача.

1

 

 

94 4

Понятие «задача», части задачи: условие, вопрос.

1

 

 

95 5

Закрепление.

1

 

 

96 6

Вычитание. Знак « - «..

1

 

 

97 7

Запись числовых выражений вида 2-1.

1

 

 

98 8

Знак «=». .

1

 

 

99 9

Запись числовых равенств.

1

 

 

100 10

Простая арифметическая задача: анализ условия, числовых данных.

1

 

 

101 11

Выбор арифметического действия,

1

 

 

102 12

Запись решения задачи.

1

 

 

103 13

Значения числовых выражений.

1

 

 

104 14

Сложение вида 1+…=; 2+…=

1

 

 

105 15

Решение простых задач на нахождение суммы.

1

 

 

106 16

Сложение вида 3+…= 4+…= 

1

 

 

107 17

Повторение.

1

 

 

108 18

Решение простых задач на нахождение суммы.

1

 

 

109 19

Повторение.

1

 

 

110 20

Вычитание вида 2-…= , 3-…= .

1

 

 

111 21

Повторение.

1

 

 

112 22

Вычитание вида 4-…=.

1

 

 

113 23

Повторение.

1

 

 

114 24

Решение простых задач на нахождение разности

1

 

 

115 25

Повторение.

1

 

 

116 26

Вычитание вида 5- …=.

1

 

 

117 27

Повторение.

1

 

 

118 28

Решение простых задач на нахождение разности, суммы.

1

 

 

119 29

Сложение и вычитание в пределах 5.

1

 

 

120 30

Сложение и вычитание в пределах 4

1

 

 

121 31

Сложение и вычитание в пределах 3.

1

 

 

III . Повторение изученного материала (11 ч)

122 1

Свойства предметов.

1

 

 

123 2

Закрепление.

1

 

 

124 3

Расположение предметов в пространстве.

1

 

 

125 4

Временные представления.

1

 

 

126 5

Геометрический материал.

1

 

 

127 6

Плоские геометрические фигуры: прямоугольник.

1

 

 

128 7

Нумерация в пределах 5.

1

 

 

129 8

Арифметические действие: сложение.

1

 

 

130 9

Арифметические действие: вычитание. Простые арифметические задачи.

1

 

 

131 10

Простые арифметические задачи.

1

 

 

132 11

Решение простых задач на нахождение разности, суммы.

1

 

 

Итого - 132 ч

                 

                               9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

1.Приборы 18-строчные для письма по Брайлю, грифели (детские, женские), тетради для письма по Брайлю.

2. Колодка - шеститочие, колодка - ряд шеститочий, кубик для набора комбинаций точек, рассыпная азбука, прибор «Графика», прибор «Ориентир» (малый), наборы плоских геометрических фигур и объемных тел, муляжи, счетный материал (счетные палочки, плоские и объемные фигуры), фланелеграф, математические наборы со счетным материалом.

3. Рельефно-графические пособия ИПТК «Логосвос» («Сигнальные карточки по математике» и т.п.).

4. Учебники и учебные пособия: Алышева Т. В. Математика: учебник для коррекционных школ VIII вида. Часть 1. 1 класс - М.: ООО «МИПО Репро», 2016. - издание по Брайлю.

 

Рабочая программа

По математике

Для обучающейся 1 В класса.

      Разработана на основе:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

1. Учебник «Математика» для общеобразовательных организаций. Реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение»- 2017г.

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,                

                    учитель начальных классов

  1 квалификационной категории.

 

 

2017 год.

Пояснительная записка.

Примерная рабочая программа по предмету «Математика» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.

Целью образовательно-коррекционной работы в рамках учебного предмета «Математика» при обучении слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе является: формирование элементарных математических представлений и основ математических знаний, изучение возможностей детей в овладении математическими знаниями, обучение практическому применению в повседневной жизни знаний, полученных на уроках математики, создание условий для дальнейшего изучения математики.

Задачи:

1.формирование доступных слепым обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений их практического применения в повседневной жизни при изучении других учебных предметов;

2. максимально общее развитие слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на различных этапах обучения;

3. воспитание у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целеустремленности, трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля.

Общая характеристика учебного предмета «Математика».

            Математика является одним из основных общеобразовательных предметов при обучении слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поступающие в 1 класс, как правило, или вообще не готовы к школьному обучению, или имеют низкий уровень готовности к школьному обучению; эти дети, чаще всего, не посещали дошкольные образовательные организации, а воспитывались только в семье. Именно поэтому, в 1 классе пропедевтика математики продолжается целый год. За этот год учитель изучает личностные познавательные особенности обучающихся и готовит их к восприятию материала курса математики. Обучающиеся знакомятся с дочисловыми представлениями о цвете (при наличии остаточного зрения), размере, величине, массе предметов; уточняются их количественные, пространственные и временные представления; развивается моторика и речь, корригируются все психические процессы. Геометрический материал изучается на каждом уроке.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

На обучение математике выделяются часы учебного плана 132 часа (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

Минимальный и достаточный уровни усвоения планируемых результатов по математике слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на конец обучения в 1 классе:

Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.