(А.К. Маркова)
Инструкция: Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки).
Вопросы | Варианты ответов | |||
эис | ЭМС | РИС | РМ | |
1 . Вы составляете подробный план урока? | Нет | Да | Нет | Да |
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? | Да | Нет | Да | Нет |
3. Часто ли вы отклоняетесь от плана урока? | Да | Да | Да | Нет |
4. Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | Нет | Да | Да | Да |
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | Да | Да | Нет | Нет |
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? | Нет | Да | Да | Да |
7. Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | Нет | Да | Да | Да |
8. В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? | Нет | Нет | Да | Да |
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | Нет | Да | Да | Да |
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? | Нет | Нет | Да | Да |
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | Да | Да | Да | Нет |
12. Вы часто меняете формы работы на уроке? | Да | Да | Нет | Нет |
13. Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? | Да | Нет | Нет | Нет |
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | Да | Нет | Нет | Нет |
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | Нет | Да | Нет | Нет |
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равновесия? | Да | Да | Нет | Нет |
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | Да | Да | Нет | Нет |
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | Нет | Нет | Да | Да |
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? | Нет | Да | Нет | Да |
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | Нет | Да | Да | Да |
21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? | Да | Нет | Нет | Нет |
22. Часто ли вы поощряете за хорошие ответы? | Да | Да | Да | Нет |
23. Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы? | Нет | Да | Нет | Да |
24. Часто ли вы контролируете знания учащихся? | Нет | Да | Нет | Да |
25. Часто ли вы проверяете пройденный материал? | Нет | Да | Да | Да |
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | Да | Нет | Да | Нет |
27. Как вы думаете, учащимся обычно интересно у вас на уроках? | Да | Да | Да | Нет |
28. Как вы думаете, учащимся обычно приятно у вас на уроках? | Да | Да | Да | Нет |
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | Да | Да | Нет | Нет |
30. Вы сильно переживаете невыполнение учениками домашнего задания? | Нет | Да | Нет | Нет |
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | Нет | Да | Нет | Да |
32. Вас отвлекает «рабочий шум на уроке?» | Нет | Да | Нет | Да |
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? | Нет | Да | Нет | Да |
Обработка: Наибольшее количество ответов «Да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
Объяснение результатов обработки: В основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знания и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основе этого был выделен ряд индивидуачьных стилей, описанных ниже.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса такой учитель обращается к большом}' числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, когда они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого числа разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время урока у него меньше, чем у учителя с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
Рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности:
Эмоционально-импровизированный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.
Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает вашу зависимость от ситуации на уроке.
В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения. Преодолеть эти недостатки в ваших силах.
Рекомендуем вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к ученикам с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте скучных видов работы - отработки правил, повторения.
Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у-них интерес к особенностям самого предмета. Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте ошибки сразу: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогите ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.
Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядываний. Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.
Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учеников, вызвав у них интерес к особенностям предмета, умелое варьирование форм и методов обучения. В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения. Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая в полной мере высказаться на уроке учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы каждый опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваясь, чтобы он детально сформировал ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время подробная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.
Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем. Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе интересующих учащихся тем. Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном итоге вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
Рассуждающе-методический стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью. Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональ-
ное отношение к учащимся. В результате у ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.
Рекомендуем вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие ответы. Ведь от эмоционального состояния ваших учащихся зависят и результаты обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Чаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 237.