ОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 (А.К. Маркова)

Инструкция: Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам вы­явить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом во­проснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки).

 

Вопросы

Варианты ответов

    эис ЭМС РИС РМ
1 . Вы составляете подробный план урока? Нет Да Нет Да
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? Да Нет Да Нет
3. Часто ли вы отклоняетесь от плана урока? Да Да Да Нет
4. Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? Нет Да Да Да
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? Да Да Нет Нет
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается но­вый материал в процессе объяснения? Нет Да Да Да
7. Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? Нет Да Да Да
8. В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? Нет Нет Да Да
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных от­ветов? Нет Да Да Да
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? Нет Нет Да Да
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? Да Да Да Нет
12. Вы часто меняете формы работы на уроке? Да Да Нет Нет
13. Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спон­танно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? Да Нет Нет Нет
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? Да Нет Нет Нет
15. Вы постоянно следите за активностью всех уча­щихся во время опроса? Нет Да Нет Нет

 

16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равно­весия? Да Да Нет Нет
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? Да Да Нет Нет
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? Нет Нет Да Да
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся вы­полняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? Нет Да Нет Да
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? Нет Да Да Да
21. Резко ли различаются ваши требования к силь­ным и слабым ученикам? Да Нет Нет Нет
22. Часто ли вы поощряете за хорошие ответы? Да Да Да Нет
23. Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы? Нет Да Нет Да
24. Часто ли вы контролируете знания учащихся? Нет Да Нет Да
25. Часто ли вы проверяете пройденный материал? Нет Да Да Да
26. Вы можете перейти к изучению следующей те­мы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? Да Нет Да Нет
27. Как вы думаете, учащимся обычно интересно у вас на уроках? Да Да Да Нет
28. Как вы думаете, учащимся обычно приятно у вас на уроках? Да Да Да Нет
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп уро­ка? Да Да Нет Нет
30. Вы сильно переживаете невыполнение ученика­ми домашнего задания? Нет Да Нет Нет
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисцип­лины на уроке? Нет Да Нет Да
32. Вас отвлекает «рабочий шум на уроке?» Нет Да Нет Да
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? Нет Да Нет Да

Обработка: Наибольшее количество ответов «Да» в одной из коло­нок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.

Объяснение результатов обработки: В основу различения стиля в тру­де учителя были положены следующие основания: содержательные характери­стики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гиб­кость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень зна­ния и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основе этого был выделен ряд индивидуачьных стилей, описанных ниже.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового мате­риала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса такой учи­тель обращается к большом}' числу учеников, в основном сильных, интересую­щих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но ма­ло дает им говорить, не дожидается, когда они сформулируют ответ самостоя­тельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, ис­пользование большого числа разнообразных методов обучения. Он часто прак­тикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание ин­туитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на резуль­таты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный про­цесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельно­сти постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение. Исполь­зуя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного ма­териала, что и учитель с ЭИС, в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностя­ми самого предмета.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное пла­нирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изо­бретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда спо­собен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные об­суждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время урока у него меньше, чем у учителя с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущест­венно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного мате­риала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набо­ром используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной дея­тельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности:

Эмоционально-импровизированный стиль. Вы обладаете многими дос­тоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, про­ницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, ув­лечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной рабо­той, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки от­личает благоприятный психологический климат.

Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: от­сутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельно­сти закрепления учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны не­достаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная тре­бовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает вашу зависимость от ситуации на уроке.

В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения. Преодолеть эти недостатки в ваших силах.

Рекомендуем вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контроли­ровать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к ученикам с просьбой повторить сказанное или от­ветить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно от­носитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учеб­ный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте скучных видов работы - отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у-них интерес к особенностям самого предмета. Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте ошибки сразу: пусть ошибившийся сам четко сформу­лирует и исправит свой ответ, а вы помогите ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подгляды­ваний. Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие дос­тоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учеников, вызвав у них интерес к особенностям предмета, уме­лое варьирование форм и методов обучения. В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформули­рованными навыками учения. Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая в полной мере высказаться на уроке уча­щимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочислен­ных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы каждый опра­шиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные форму­лировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многи­ми достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, про­ницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учеб­ный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащих­ся, объективной самооценкой, сдержанностью. У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако вашу деятельность характеризуют и определен­ные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисцип­лины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, доби­ваясь, чтобы он детально сформировал ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время под­робная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнооб­разные методы работы.

Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные обсуждения, про­являть больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем. Ре­комендуем вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе интересующих учащихся тем. Реко­мендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном итоге вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методический стиль. Вы обладаете многими досто­инствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью. Однако вашу деятель­ность характеризуют определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктив­ной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональ-

ное отношение к учащимся. В результате у ваших учащихся сформирован­ные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Рекомендуем вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие ответы. Ведь от эмоционального состояния ваших учащих­ся зависят и результаты обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал ме­тодических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Ча­ще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 237.