Методика разработана К. Замфир.
Инструкция: Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.
1- в очень незначительной мере
2- в достаточно незначительной мере
3- в небольшой, но и в немаленькой мере
4- в достаточно большой мере
5- в очень большой мере
Какое имеет значение | В какой мере | ||||
1.очень небольшой | 2.достаточно небольшой | 3.средней | 4.достаточно большой | 5.очень большой | |
1. Денежный заработок | |||||
2. Стремление к продвижению по работе | |||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег | |||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | |||||
5. Ориентация на престиж и уважение со стороны других | |||||
6. Удовлетворение от хорошо выполненной работ | |||||
7. Общественная полезность труда |
Обработка результатов: Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Соответственно в опроснике имеются позиции, относящиеся к этим компонентам.
Обработка результатов и выводы
Рассчитайте ВМ, ВПМ И ВОМ следующим образом:
ВМ = (баллы за ответ 6 + баллы за ответ 7) / 2
ВПМ = (сумма баллов за ответы 1, 2, 5) / 3
ВОМ = (сумма баллов за ответы 3 и 4) / 2
Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотношение: ВМ > ВПМ > ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.
Методика «Мотив власти»
Инструкция
Выберите по каждому утверждению опросника один из удовлетворяющих вас ответов и отметьте его в бланке для ответов.
Текст опросника
1. В выборе сферы работы мною в первую очередь движет возможность:
а) принимать независимые решения, б) более полно реализовать свои возможности, в) руководить людьми.
2. Я могу взять в напарники человека, наделенного равными со мной полномочиями, ради:
а) экономии времени, б) чтобы разделить бремя ответственности, в) чтобы было с кем посоветоваться.
3. Примите ли вы советы от подчиненных: а) да, б) сомневаюсь, в) нет.
4. Считаете ли вы, что вправе управлять другими людьми и принимать за них решения: а) да, б) вероятно, да, в) нет.
5. Умеете ли вы так управлять поведением людей, чтобы они не чувствовали вашего давления:
а) да, б) не знаю, в) нет.
6. Какое отношение ваших подчиненных к вам вы хотели бы видеть больше: а) уважение, б) боязнь, в) признание авторитета.
7. Делегировали бы вы другим решение задач, которые по вашему убеждению являются вашей прерогативой как обладателя власти:
а) нет, б) не знаю, в) да.
8. Стали бы вы консультироваться относительно собственных действий с вашим заместителем:
а) нет, б) не знаю, в) да.
9. Считаете ли вы необходимым информировать подчиненных о намерении принять то или иное решение:
а) да, б) нет, в) не знаю.
Обработка результатов
За ответы по позициям опросника 1в, 2а, Зв, 4а, 5в, 66, 7а, 8а, 96 начисляется по 3 очка; за ответы — 1а, 2в, Зб, 46, 56, 6в, 76, 86, 9в начисляется по 2 очка; за ответы — 16,26, За, 4в, 5а, 6а, 7в, 8в, 9а начисляется по 1 очку. Определяется общая сумма очков.
Выводы
Чем большую сумму очков набирает опрашиваемый, тем сильнее у него выражено стремление к власти.
АНКЕТА
«Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов»
Инструкция: оцените по 5-балльной шкале факторы, стимулирующие и препятствующие вашему профессиональному развитию.
5 – «да» (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее «да», чем «нет»;
3 – и «да», и «нет»;
2 – скорее «нет»;
1 – «нет».
Препятствующие факторы:
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.
4. Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих ваше желание перемен и стремление к новому.
5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и членов коллектива.
10. Потеря интереса к педагогической деятельности.
11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться.
Стимулирующие факторы:
1. Налаженная система методической работы в школе
2. Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться.
3. Пример и влияние коллег
4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя
5. Интерес к педагогической деятельности.
6. Личный пример руководителя школы.
7. Возможность получения признания в коллективе.
8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.
9. Система материального стимулирования.
10. Потребность в самосовершенствовании.
11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.
Обработка результатов:
баллы, полученные по разделу «Препятствующие факторы», суммируются:
максимум баллов = 55;
минимум баллов =11.
11–27 баллов – потребность в развитии блокирована. Осознание невозможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;
27–33 балла – потребность в развитии носит слабо выраженный характер. Сомнение в возможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;
33–44 балла – выраженная потребность в развитии. При организации соответствующих условий педагог склонен к профессиональному росту;
44–55 баллов – явно выраженная потребность в развитии. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту,
Аналогично обрабатываются данные по разделу «Стимулирующие факторы».
См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 314–315 (адаптирован Н.В. Клюевой).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 689.