ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 

 

студента (ки)

_______отделения _______курса _______группы

 

 

_______________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Проверил (а)

_______________________________________

(Ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

 

БЕЛГОРОД, год

 

Раздел Методика Показатели (шкалы) Результаты

1. Мотивационные особенности личности учителя

1. Оценка профессиональной направленности личности учителей (Е.И Рогов) Общительность Организованность Направленность на предмет Интеллигентность  
2. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» Педагогическое призвание Второстепенные интересы  
3. Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» Внутренняя мотивация Внешняя положительная мотивация Внешняя отрицательная мотивация  
4. Методика «Мотив власти»    

2. Особенности профессионального и личностного развития

Анкета «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов»    

Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах

ВК    
ВВ    
НЗ    
R  

Опросник «Способы копинга»

Конфронтативный копинг  
Дистанцирование  
Самоконтроль  
Поиск социальной поддержки  
Принятие ответственности  
Бегство — избегание  
Планирование решения проблемы  
Положительная переоценка  
Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой»    

Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности

1. Способность к творчеству  
2. Работоспособность  
3. Исполнительность  
4. Коммуникабельность  
5. Адаптированность  
6. Уверенность в своих силах  
7. Уровень саморегуляции  

3. Профессионально-важные качества личности

Определение уровня сформированности педагогической рефлексии (по О.В. Калашниковой)    
Способность педагога к эмпатии    
Оценка агрессивности педагога (Ассингер)    

4. Стилевые характеристики учителя

Опросник для оценки стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова)

ЭИС  
ЭМС  
РИС  
РМС  

 

 

Выводы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Методики

 

1. Оценка профессиональной направленности личности учителей (Е.И Рогов)

Инструкция: В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени.

При этом соответственно возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву.

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей. (а, б).

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом.

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет.

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

14. Я подолгу анализирую свое поведение.

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

19. Мне неудобно дурачиться в компании даже если другие это делают.

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от личностных особенностей.

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

26. Худшее наказание для меня – быть закрытым в одиночестве.

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни.

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

37. Если есть выбор, то я предпочитаю, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, организовать внеклассное мероприятие.

38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету.

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть.

42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

44. Моя любезность часто не нравится другим людям.

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложением.

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.

49. Я проявляю активное участие к судьбе других.

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

 

ОБРАБОТКА:

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

- ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

- ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, т.к. в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

 

Код опросника:

 

Общительность – 1б, 6б, 11б 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.

Организованность – 2а, 7а, 12а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.

Направленность на предмет – 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 18а, 33а, 38а, 43а, 48а.

Интеллигентность – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а,39а, 44а, 49а.

Мотивация одобрения – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а.

 

Структуру личности типа «Организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Согласно имеющимся связям, велика вероятность существования промежуточного типа «Предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «Предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого» «Организатора», основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что вполне возможно обнаружение промежуточного типа, условно «Интеллигента-оптимиста», обладающего выраженностью качеств обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, «Предметник-коммуникатор», «Предметник-просветитель». В то же время вероятность появления «Интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически и этот тип имеет право на существование.

Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник, организатор и интеллигент), каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Так, например, учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.

Для учителя-предметника, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

Учитель-интеллигент, или «просветитель», отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

2. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя»
Автор — Е. П. Ильин.

Методика предназначена для качественного анализа преподавателем мотивационной структуры своей педагогической деятельности, для выявления наиболее значимых причин выбора профессии преподавателя.


Инструкция

Прочтите текст опросника и оцените предложенные в списке мотивы вашей педагогиче­ской деятельности по 10-балльной шкале.

Текст опросника

1. Сознание полезности своей деятельности, важности обучения и воспитания молодежи.
2. Интерес к педагогической деятельности.
3. Стремление к общению с молодежью, быть всегда с молодежью.
4. Желание передать свои знания, опыт, накопленные за время производственной или на­учной деятельности.
5. Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа.
6. Стремление к самовыражению, к творческой работе.
7. Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей.
8. Возможность заниматься и научной работой, получить ученую степень, звание.
9. Возможность удовлетворить свое стремление к власти. !0. Вынудили обстоятельства.
П. Наличие длительного отпуска.
12. Не надо находиться на работе от звонка до звонка.











Выводы

По степени, значимости каждого мотива, выраженной в баллах, делается суждение о том, насколько выражено у педагога педагогическое призвание (пп.1-4, 6) и насколько у него выражены сопутствующие и второстепенные интересы (пп. 5, 7-12).

Методика «Мотив власти»

Инструкция

Выберите по каждому утверждению опросника один из удовлетворяющих вас ответов и отметьте его в бланке для ответов.

Текст опросника

1. В выборе сферы работы мною в первую очередь движет возможность:

а) принимать независимые решения, б) более полно реализовать свои возможности, в) руководить людьми.

2. Я могу взять в напарники человека, наделенного равными со мной полномочиями, ради:

а) экономии времени, б) чтобы разделить бремя ответственности, в) чтобы было с кем посоветоваться.

3. Примите ли вы советы от подчиненных: а) да, б) сомневаюсь, в) нет.

4. Считаете ли вы, что вправе управлять другими людьми и принимать за них решения: а) да, б) вероятно, да, в) нет.

5. Умеете ли вы так управлять поведением людей, чтобы они не чувствовали вашего давле­ния:

а) да, б) не знаю, в) нет.

6. Какое отношение ваших подчиненных к вам вы хотели бы видеть больше: а) уважение, б) боязнь, в) признание авторитета.

7. Делегировали бы вы другим решение задач, которые по вашему убеждению являются вашей прерогативой как обладателя власти:

а) нет, б) не знаю, в) да.

8. Стали бы вы консультироваться относительно собственных действий с вашим замести­телем:

а) нет, б) не знаю, в) да.

9. Считаете ли вы необходимым информировать подчиненных о намерении принять то или иное решение:

а) да, б) нет, в) не знаю.

Обработка результатов

За ответы по позициям опросника 1в, 2а, Зв, 4а, 5в, 66, 7а, 8а, 96 начисляется по 3 очка; за ответы — 1а, 2в, Зб, 46, 56, 6в, 76, 86, 9в начисляется по 2 очка; за ответы — 16,26, За, 4в, 5а, 6а, 7в, 8в, 9а начисляется по 1 очку. Определяется общая сумма очков.

Выводы

Чем большую сумму очков набирает опрашиваемый, тем сильнее у него выражено стрем­ление к власти.

 

АНКЕТА

«Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов»

Инструкция: оцените по 5-балльной шкале факторы, стимулирующие и препятствующие вашему профессионально­му развитию.

5 – «да» (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее «да», чем «нет»;

3 – и «да», и «нет»;

2 – скорее «нет»;

1 – «нет».

Препятствующие факторы:

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.

4. Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих ваше желание перемен и стремление к новому.

5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и членов коллектива.

10. Потеря интереса к педагогической деятельности.

11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться.

Стимулирующие факторы:

1. Налаженная система методической работы в школе

2. Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться.

3. Пример и влияние коллег

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя

5. Интерес к педагогической деятельности.

6. Личный пример руководителя школы.

7. Возможность получения признания в коллективе.

8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.

9. Система материального стимулирования.

10. Потребность в самосовершенствовании.

11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.

Обработка результатов:

баллы, полученные по разделу «Препятствующие факторы», суммируются:

максимум баллов = 55;

минимум баллов =11.

11–27 баллов – потребность в развитии блокирована. Осознание невозможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;

27–33 балла – потребность в развитии носит слабо выраженный характер. Сомнение в возможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;

33–44 балла – выраженная потребность в развитии. При организации соответствующих условий педагог склонен к профессиональному росту;

44–55 баллов – явно выраженная потребность в развитии. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту,

Аналогично обрабатываются данные по разделу «Стимулирующие факторы».

 См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 314–315 (адаптирован Н.В. Клюевой).

 

 

Инструкция

Просим вас ознакомиться с данной анкетой (опросником) и ответить на содержащиеся в ней вопросы; выберите один из вариантов ответа («да», «не знаю», «нет»), который совпадает с вашим мнением, и поставьте под ним знак «+».

Текст опросника

  Удовлетворены ли вы: да не знаю нет
1. вашей профессией      
2. достигаемыми результатами      
3. взаимоотношениями с администрацией школы      
4. взаимоотношениями с коллегами      
5. взаимоотношениями с учащимися      
6. взаимоотношениями с родителями учащихся      
7. отношением учащихся к вашему предмету      
8. отношением к вашему предмету педагогического коллектива      
9. отношением родителей учащихся к вашему предмету      
10. своей профессиональной подготовкой в целом      
11. своей методической подготовкой      
12. своей теоретической подготовкой      
13. своей организационной подготовкой      
14. учебной программой      
15. материальной базой школы      
16. местом работы      
17. заработной платой      

Обработка результатов

За ответ «да» начисляется + 1 балл, за ответ «не знаю» — 0 баллов, за ответ «нет» начис­ляется - 1 балл. Производится суммирование всех баллов с учетом их знака.

Выводы

Степень удовлетворенности работой (по всем 17 позициям) оценивается как высокая, если обследуемый набирает + 11 баллов и выше, средняя — если набирает от + 6 до + 10 баллов, низкая — от + 1 до + 5 баллов. Степень неудовлетворенности работой оценивается как низ­кая, если обследуемый набирает от - 1 до - 5 баллов, средняя, если набирает от - 6 до -10 баллов и высокая — при - 11 баллах и выше.

Методика

«Уровень соотношения «ценности» и «доступности»

Обработка и интерпретация.

1. Способность к творчеству           6, 13, 20, 25, 28, 31, 38, 50, 60, 65, 88, 93

2. Работоспособность                       10, 26, 32, 36, 37, 41, 47, 49, 53, 57, 64, 94

3. Исполнительность                        7, 12, 18, 24, 34, 43, 44, 48, 58, 76, 83, 91

4. Коммуникабельность                   4, 16, 30, 40, 68, 69, 70, 75, 80, 82, 85, 87

5. Адаптированность                       2, 19, 27, 35, 54, 59, 61, 67, 73, 77, 78, 89

6. Уверенность в своих силах       5, 8, 11, 21, 45, 56, 66, 72, 74, 81, 84, 92

7. Уровень самоуправления            1, 14, 17, 22, 33, 42, 46, 52, 55, 71, 86, 90

8. Коэффициент правдивости (К)   3, 9, 15, 23, 39, 51, 62, 63, 79

 

Рассмотрим теперь пример. Испытуемый набрал по первому направлению — 10 баллов, по второму — 7, по третьему — 8, по четвертому — 10, по пятому — 6, по шестому — 5, по седьмому — 6 и по восьмому — 1. Здесь К = 1 (т.е. испытуемый лишь на один из вопросов шкалы лжи ответил положительно), что находится в пределах нормы, и данным самодиагностики можно доверять. Рассмотрим полученные результаты на графике.

 

Характеристики   1234 слабо   5678 хорошо   9 10 11 12 сильно  
1. Способность к творчеству            
2. Работоспособность              
3. Исполнительность              
4. Коммуникабельность              
5. Адаптированность              
6. Уверенность в своих силах              
7. Уровень саморегуляции              

Отсюда видно, что данная личность обладает ярко выраженной способностью к творчеству, а также высокой степенью коммуникабельности и демократичности. Самое слабое звено — это уверенность в своих силах, а уровень адаптированностн и саморегуляции также требуют определенной коррекции.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 

 

студента (ки)

_______отделения _______курса _______группы

 

 

_______________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Проверил (а)

_______________________________________

(Ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

 

БЕЛГОРОД, год

 

Раздел Методика Показатели (шкалы) Результаты

1. Мотивационные особенности личности учителя

1. Оценка профессиональной направленности личности учителей (Е.И Рогов) Общительность Организованность Направленность на предмет Интеллигентность  
2. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» Педагогическое призвание Второстепенные интересы  
3. Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» Внутренняя мотивация Внешняя положительная мотивация Внешняя отрицательная мотивация  
4. Методика «Мотив власти»    

2. Особенности профессионального и личностного развития

Анкета «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов»    

Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах

ВК    
ВВ    
НЗ    
R  

Опросник «Способы копинга»

Конфронтативный копинг  
Дистанцирование  
Самоконтроль  
Поиск социальной поддержки  
Принятие ответственности  
Бегство — избегание  
Планирование решения проблемы  
Положительная переоценка  
Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой»    

Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности

1. Способность к творчеству  
2. Работоспособность  
3. Исполнительность  
4. Коммуникабельность  
5. Адаптированность  
6. Уверенность в своих силах  
7. Уровень саморегуляции  

3. Профессионально-важные качества личности

Определение уровня сформированности педагогической рефлексии (по О.В. Калашниковой)    
Способность педагога к эмпатии    
Оценка агрессивности педагога (Ассингер)    

4. Стилевые характеристики учителя

Опросник для оценки стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова)

ЭИС  
ЭМС  
РИС  
РМС  

 

 

Выводы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Методики

 

1. Оценка профессиональной направленности личности учителей (Е.И Рогов)

Инструкция: В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени.

При этом соответственно возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву.

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей. (а, б).

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом.

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет.

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

14. Я подолгу анализирую свое поведение.

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

19. Мне неудобно дурачиться в компании даже если другие это делают.

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от личностных особенностей.

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

26. Худшее наказание для меня – быть закрытым в одиночестве.

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни.

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

37. Если есть выбор, то я предпочитаю, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, организовать внеклассное мероприятие.

38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету.

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть.

42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

44. Моя любезность часто не нравится другим людям.

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложением.

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.

49. Я проявляю активное участие к судьбе других.

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

 

ОБРАБОТКА:

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

- ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

- ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, т.к. в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

 

Код опросника:

 

Общительность – 1б, 6б, 11б 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.

Организованность – 2а, 7а, 12а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.

Направленность на предмет – 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 18а, 33а, 38а, 43а, 48а.

Интеллигентность – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а,39а, 44а, 49а.

Мотивация одобрения – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а.

 

Структуру личности типа «Организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Согласно имеющимся связям, велика вероятность существования промежуточного типа «Предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «Предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого» «Организатора», основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что вполне возможно обнаружение промежуточного типа, условно «Интеллигента-оптимиста», обладающего выраженностью качеств обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, «Предметник-коммуникатор», «Предметник-просветитель». В то же время вероятность появления «Интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически и этот тип имеет право на существование.

Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник, организатор и интеллигент), каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Так, например, учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.

Для учителя-предметника, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

Учитель-интеллигент, или «просветитель», отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

2. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя»
Автор — Е. П. Ильин.

Методика предназначена для качественного анализа преподавателем мотивационной структуры своей педагогической деятельности, для выявления наиболее значимых причин выбора профессии преподавателя.


Инструкция

Прочтите текст опросника и оцените предложенные в списке мотивы вашей педагогиче­ской деятельности по 10-балльной шкале.

Текст опросника

1. Сознание полезности своей деятельности, важности обучения и воспитания молодежи.
2. Интерес к педагогической деятельности.
3. Стремление к общению с молодежью, быть всегда с молодежью.
4. Желание передать свои знания, опыт, накопленные за время производственной или на­учной деятельности.
5. Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа.
6. Стремление к самовыражению, к творческой работе.
7. Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей.
8. Возможность заниматься и научной работой, получить ученую степень, звание.
9. Возможность удовлетворить свое стремление к власти. !0. Вынудили обстоятельства.
П. Наличие длительного отпуска.
12. Не надо находиться на работе от звонка до звонка.











Выводы

По степени, значимости каждого мотива, выраженной в баллах, делается суждение о том, насколько выражено у педагога педагогическое призвание (пп.1-4, 6) и насколько у него выражены сопутствующие и второстепенные интересы (пп. 5, 7-12).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 376.