В различных жизненных сферах».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(разработанная Е.Б. Фанталовой)

Цель методики:

Методика предназначена для выявления внутриличностной дезинтеграции, вызванной расхождением желаемого и доступного.

Структура методики:

В методике использованы терминальные ценности, выделенные М. Рокичем (адаптированный вариант) и техника их попарного ранжирования, предложенная Е.Б. Фанталовой.

Процедура исследования:

Испытуемому на специальном бланке с инструкцией предлагается 12 понятий, означающих различные жизненные ценности (Приложение). В инструкции сказано, что испытуемый должен провести по парное сравнение (по парное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке дважды: первый раз по «Ценности» (первая матрица) и второй раз по «Доступности» (вторая матрица). Затем экспериментатор подсчитывает сколько раз каждое понятие было преобладающим по «Ценности» (Цi) и сколько раз по “Доступности» (Дi). Результаты подсчёта заносятся в таблицу, находящуюся в нижней части бланка. В итоге подсчитывается интегральный показатель методики равный сумме расхождений по модулю для всех двенадцати понятий:

R = S | Цi – Дi |,

где i – номер понятия в регистрационном бланке и инструкции;

n – общее число понятий.

Для наглядности на регистрационном бланке строится график, иллюстрирующий расхождение по каждому понятию методики.

По каждому понятию отдельно определяются следующие показатели:

1. ВК – «Внутриличностный конфликт», о его наличии можно говорить, когда «Ценность» превышает «Доступность» и это превышение >= 4

2. ВВ – «Внутренний вакуум», когда «Доступность» превышает «Ценность» и это расхождение >= 4;

3. НЗ – «Нейтральная зона», когда расхождение «Ценности» и «Доступности»< 4.

Чтобы увидеть, что доминирует в мотивационно-личностной сфере – ВК, ВВ или НЗ, рассчитывается их суммарное процентное соотношение ВК:ВВ:НЗ (%), исходя из того, что всё расхождение (R) принимается при этом за 100%.

Имеющиеся нормы по индексу расхождения (R) следующие:

М+-m мужчины 33,07+-1,7 n=43 чел.

М+-m женщины 37,02+-1,6 n=46 чел.

По величине индекса R выделяют три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:

1. От 0 до нормы – низкии уровень;

2. От нормы до 50 – средний уровень;

3. 50 –72 – высокий уровень.

 

Ф.И.О.__________________________________________________

Группа___________        Возраст______  Дата________________

 

Инструкция:

а) Ниже приведен список общечеловеческих ценностей. Сравните попарно все ценности, определяя какая из ценностей каждой пары более значима, более важна для Вас. Результаты Вашего выбора внесите в матрицу 1. Каждая клетка матрицы содержит номера сравниваемых ценностей. Так в клетке 1 2 Вы сравниваете первую ценность (активная, деятельная жизнь) со второй (здоровье). Номер более значимой ценности обведите в кружок.

 

Список ценностей к методике УСЦД.

   
1. Активная, деятельная жизнь.
2. Здоровье (физическое и психическое).
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком).
6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
9. Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество (возможность творческой деятельности).

 

Матрица №1. Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12  
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12    
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12      
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12        
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12          
1 8 2 9 3 10 4 11 5 12            
1 9 2 10 3 11 4 12              
1 10 2 11 3 12                
1 11 2 12                  
1 12                    

 

б) Аналогично тому, как Вы заполняли матрицу № 1, заполните матрицу № 2, сравнивая ценности по критерию более легкой достижимости, реализуемости в Вашей жизни.

Матрица №2. Сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12  
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12    
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12      
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12        
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12          
1 8 2 9 3 10 4 11 5 12            
1 9 2 10 3 11 4 12              
1 10 2 11 3 12                
1 11 2 12                  
1 12                    

 

Таблица для обработки результатов (заполняется экспериментатором):

Баллы Ц и Д

№ № понятий ценностей

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ц (1)                        
Д (2)                        
(1)–(2)                        

R = S ú (1) – (2) ê =

BK : BB : H З = ____ : ____ : ____ = ____ : ____ : ____ (%)


 

 

Опросник «Способы копинга» ( R . Lazarus , S . Folkman ),

Дата: 2019-07-24, просмотров: 308.