(разработанная Е.Б. Фанталовой)
Цель методики:
Методика предназначена для выявления внутриличностной дезинтеграции, вызванной расхождением желаемого и доступного.
Структура методики:
В методике использованы терминальные ценности, выделенные М. Рокичем (адаптированный вариант) и техника их попарного ранжирования, предложенная Е.Б. Фанталовой.
Процедура исследования:
Испытуемому на специальном бланке с инструкцией предлагается 12 понятий, означающих различные жизненные ценности (Приложение). В инструкции сказано, что испытуемый должен провести по парное сравнение (по парное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке дважды: первый раз по «Ценности» (первая матрица) и второй раз по «Доступности» (вторая матрица). Затем экспериментатор подсчитывает сколько раз каждое понятие было преобладающим по «Ценности» (Цi) и сколько раз по “Доступности» (Дi). Результаты подсчёта заносятся в таблицу, находящуюся в нижней части бланка. В итоге подсчитывается интегральный показатель методики равный сумме расхождений по модулю для всех двенадцати понятий:
R = S | Цi – Дi |,
где i – номер понятия в регистрационном бланке и инструкции;
n – общее число понятий.
Для наглядности на регистрационном бланке строится график, иллюстрирующий расхождение по каждому понятию методики.
По каждому понятию отдельно определяются следующие показатели:
1. ВК – «Внутриличностный конфликт», о его наличии можно говорить, когда «Ценность» превышает «Доступность» и это превышение >= 4
2. ВВ – «Внутренний вакуум», когда «Доступность» превышает «Ценность» и это расхождение >= 4;
3. НЗ – «Нейтральная зона», когда расхождение «Ценности» и «Доступности»< 4.
Чтобы увидеть, что доминирует в мотивационно-личностной сфере – ВК, ВВ или НЗ, рассчитывается их суммарное процентное соотношение ВК:ВВ:НЗ (%), исходя из того, что всё расхождение (R) принимается при этом за 100%.
Имеющиеся нормы по индексу расхождения (R) следующие:
М+-m мужчины 33,07+-1,7 n=43 чел.
М+-m женщины 37,02+-1,6 n=46 чел.
По величине индекса R выделяют три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:
1. От 0 до нормы – низкии уровень;
2. От нормы до 50 – средний уровень;
3. 50 –72 – высокий уровень.
Ф.И.О.__________________________________________________
Группа___________ Возраст______ Дата________________
Инструкция:
а) Ниже приведен список общечеловеческих ценностей. Сравните попарно все ценности, определяя какая из ценностей каждой пары более значима, более важна для Вас. Результаты Вашего выбора внесите в матрицу 1. Каждая клетка матрицы содержит номера сравниваемых ценностей. Так в клетке 1 2 Вы сравниваете первую ценность (активная, деятельная жизнь) со второй (здоровье). Номер более значимой ценности обведите в кружок.
Список ценностей к методике УСЦД.
1. | Активная, деятельная жизнь. |
2. | Здоровье (физическое и психическое). |
3. | Интересная работа. |
4. | Красота природы и искусства. |
5. | Любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком). |
6. | Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). |
7. | Наличие хороших и верных друзей. |
8. | Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
9. | Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). |
10. | Свобода как независимость в поступках и действиях. |
11. | Счастливая семейная жизнь. |
12. | Творчество (возможность творческой деятельности). |
Матрица №1. Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.
1 2 | 2 3 | 3 4 | 4 5 | 5 6 | 6 7 | 7 8 | 8 9 | 9 10 | 10 11 | 11 12 |
1 3 | 2 4 | 3 5 | 4 6 | 5 7 | 6 8 | 7 9 | 8 10 | 9 11 | 10 12 | |
1 4 | 2 5 | 3 6 | 4 7 | 5 8 | 6 9 | 7 10 | 8 11 | 9 12 | ||
1 5 | 2 6 | 3 7 | 4 8 | 5 9 | 6 10 | 7 11 | 8 12 | |||
1 6 | 2 7 | 3 8 | 4 9 | 5 10 | 6 11 | 7 12 | ||||
1 7 | 2 8 | 3 9 | 4 10 | 5 11 | 6 12 | |||||
1 8 | 2 9 | 3 10 | 4 11 | 5 12 | ||||||
1 9 | 2 10 | 3 11 | 4 12 | |||||||
1 10 | 2 11 | 3 12 | ||||||||
1 11 | 2 12 | |||||||||
1 12 |
б) Аналогично тому, как Вы заполняли матрицу № 1, заполните матрицу № 2, сравнивая ценности по критерию более легкой достижимости, реализуемости в Вашей жизни.
Матрица №2. Сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.
1 2 | 2 3 | 3 4 | 4 5 | 5 6 | 6 7 | 7 8 | 8 9 | 9 10 | 10 11 | 11 12 |
1 3 | 2 4 | 3 5 | 4 6 | 5 7 | 6 8 | 7 9 | 8 10 | 9 11 | 10 12 | |
1 4 | 2 5 | 3 6 | 4 7 | 5 8 | 6 9 | 7 10 | 8 11 | 9 12 | ||
1 5 | 2 6 | 3 7 | 4 8 | 5 9 | 6 10 | 7 11 | 8 12 | |||
1 6 | 2 7 | 3 8 | 4 9 | 5 10 | 6 11 | 7 12 | ||||
1 7 | 2 8 | 3 9 | 4 10 | 5 11 | 6 12 | |||||
1 8 | 2 9 | 3 10 | 4 11 | 5 12 | ||||||
1 9 | 2 10 | 3 11 | 4 12 | |||||||
1 10 | 2 11 | 3 12 | ||||||||
1 11 | 2 12 | |||||||||
1 12 |
Таблица для обработки результатов (заполняется экспериментатором):
Баллы Ц и Д | № № понятий ценностей | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Ц (1) | ||||||||||||
Д (2) | ||||||||||||
(1)–(2) |
R = S ú (1) – (2) ê =
BK : BB : H З = ____ : ____ : ____ = ____ : ____ : ____ (%)
Опросник «Способы копинга» ( R . Lazarus , S . Folkman ),
Дата: 2019-07-24, просмотров: 347.