К числу наиболее популярных в зарубежных психологических исследованиях инструментов исследования копинг-поведения относится опросник «Способы копинга» («Тhе Ways of Coping Questionnaire» - WOCQ), разработанный R.Lazarus, S.Folkman (1984). Основное назначение методики - выявление особенности планирования решения проблем - отражает направленность интересов его авторов - когнитивных психологов.
Первоначальный вариант методики, содержавший 118 пунктов, в дальнейшем был модифицирован. В современном виде состоит из 50 утверждений, каждое из которых; представляет определенный, стандартный вариант поведения в трудной ситуации. Каждое утверждение оценивается испытуемым по четырехбалльной шкале, в зависимости от частоты использования предложенного копинг-поведения (от 0 — «никогда» до 3 — «часто»). Пункты опросника объединены в 8 шкал, соответствующих основным вид ситуационно-специфических копинг-стратегий, выделенных авторами.
1. «Конфронтативный копинг» (агрессивные усилия по изменению ситуации; предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску).
2. «Дистанцирование» (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость).
3. «Самоконтроль» (усилия по регулированию своих чувств и действий).
4. «Поиск социальной поддержки» (усилия в поиске информации, действенной и эмоциональной поддержки).
5. «Принятие ответственности» (признание своей роли в проблеме и ее решении).
6. «Бегство — избегание» (мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к избеганию проблемы).
7. «Планирование решения проблемы» (целенаправленные, проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, аналитический подход к решению проблемы).
8. «Положительная переоценка» (усилия по приданию ситуации положительного значения с фокусированием на росте собственной личности).
Сумма баллов по каждой из 8 шкал характеризует степень выраженности изучаемых ситуационных копинг-стратегий, а совокупность шкальных оценок отражает индивидуальную интраструктуру совладающсго поведения испытуемого. Опросник «Способы копинга» адаптирован и опробирован( получены нормативные данные) на отечественной подростковой выборке К. Л. Гусевой (1998).
ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я……
0-Никогда
1-Редко
2-Иногда
3-Часто
1 …сосредотачивался на том, что мне нужно делать дальше – на сле-дующем шаге 0 1 2 3
2 …начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное делать хоть что-нибудь 0 1 2 3
3 …пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение 0 1 2 3
4 … говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации 0 1 2 3
5 … критиковал и укорял себя 0 1 2 3
6 …пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть 0 1 2 3
7 …надеялся на чудо 0 1 2 3
8 …смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет 0 1 2 3
9 …вел себя, как будто ничего не произошло 0 1 2 3
10 …старался не показывать своих чувств 0 1 2 3
11 …пытался увидеть в ситуации что-то положительное 0 1 2 3
12 …спал больше обычного 0 1 2 3
13 …срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы 0 1 2 3
14 …искал сочувствия и понимания у кого-нибудь 0 1 2 3
15 …во мне возникала потребность выразить себя творчески 0 1 2 3
16 …пытался забыть все это 0 1 2 3
17 …обращался за помощью к специалистам 0 1 2 3
18 …менялся или рос как личность в положительную сторону 0 1 2 3
19 …извинялся или старался все загладить 0 1 2 3
20 …составлял план действий 0 1 2 3
21 …старался дать какой-то выход своим чувствам 0 1 2 3
22 …понимал, что сам вызвал эту проблему 0 1 2 3
23 …набирался опыта в этой ситуации 0 1 2 3
24 …говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации 0 1 2 3
25 …пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами 0 1 2 3
26 …рисковал напропалую 0 1 2 3
27 …старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву 0 1 2 3
28 …находил новую веру во что-то 0 1 2 3
29 …вновь открывал для себя что-то важное 0 1 2 3
30 …что-то менял, что все улаживалось 0 1 2 3
31 …в целом избегал общения с людьми 0 1 2 3
32 …не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться 0 1 2 3
33 …спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал 0 1 2 3
34 …старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела 0 1 2 3
35 …отказывался воспринимать это слишком серьезно 0 1 2 3
36 …говорил о том, что я чувствую 0 1 2 3
37 …стоял на своем и боролся за то, чего хотел 0 1 2 3
38 …вымещал это на других людях 0 1 2 3
39 …пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации 0 1 2 3
40 …знал что надо делать и удваивал свои усилия чтобы все наладить 0 1 2 3
41 …отказывался верить, что это действительно произошло 0 1 2 3
42 …я давал обещание что в следующий раз все будет по другому 0 1 2 3
43 …находил пару других способов решения проблемы 0 1 2 3
44 …старался чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах 0 1 2 3
45 …что-то менял в себе 0 1 2 3
46 …хотел, чтобы это все скорее как-то образовалось или кончилось 0 1 2 3
47 …представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться 0 1 2 3
48 …молился 0 1 2 3
49 …прокручивал в уме, что мне сказать или сделать 0 1 2 3
50 …думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, кото-рым я восхищаюсь и старался подражать ему 0 1 2 3
Описание субшкал:
1. Конфронтационный копинг
Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
Пункты: 2,3,13,21,26,37. (сумму разделить на 18)
2. Дистанцирование
Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
Пункты: 8,9,11,16,32,35. (сумму разделить на 18)
3. Самоконтроль
Усилия по регулированию своих чувств и действий.
Пункты: 6,10,27,34,44,49,50. (сумму разделить на 21)
4. Поиск социальной поддержки
Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
Пункты: 4,14,17,24,33,36. (сумму разделить на 18)
5. Принятие ответственности
Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
Пункты5,19,22,42. (сумму разделить на 12)
6. Бегство-избегание
Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или из-беганию проблемы.
Пункты 7,12,25,31,38,41,46,47. (сумму разделить на 24)
7. Планирование решения проблемы
Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
Пункты: 1,20,30,39,40,43. (сумму разделить на 18)
8. Положительная переоценка
Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Пункты: 15,18,23,28,29,45,48. (сумму разделить на 21)
Обработка теста:
1. Баллы:никогда – 0 баллов;редко – 1 балл;иногда – 2 балла;часто3 балла
2. номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например,в шкале «конфронтативный копинг» - 2,3,13,21,26,37 и т.д. По всем 8 шкалам равномерности оценок от 0 до 3, т.е. мин количество баллов – 0 максимальное 18 баллов.
3. Перевод в «процентили»
Pr = Σ (сумма сырых баллов)/ мах по каждой шкале.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 306.