Гегель в философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. В философии духа Гегель осмыслил проблемы права, нравственности, государства. Красной нитью через философию истории проходит идея свободы, поэтическое рассматривается как царство реализованной свободы. Легальность и моральность соединяются в образ нравственности, формы ее появления: семья, гражданское общество и государство.
Гегель отдавал приоритет общественного над частным, родового над индивидуальным. Сознание по сути социально и исторично.
Если право — внешняя действительность, то нравственность — внутренняя действительность. Сущность государства можно понять только на фоне мировой истории, все отдельные государства — как реки вливаются в море мировой истории, в котором главенствует разум. Мировой разум — хитер и изобретателен “Крот истории роет ходы невидимые для нас”.
Разумный человек способен посмотреть на мир и самого себя через призму определенного состояния мировой истории. Народы существую исторически и неисторически. Исторически — это инструменты в руках мирового разума, а не исторически — это сырье, материал.
Гегель выделял 4 этапа развития мировой истории:
· Восточный
· Греческий
· Римский (иногда объединялся с греческим в античный)
· Германский (Христианский)
В восточном период свободы нет, деспотичный режим (Вавилон, Китай), потому что люди еще не осознают необходимость в свободе.
В греческом периоде — много свободы так как осознают необходимость в ней.
В Римском периоде человек создает право и становится носителем правового сознания.
В Германском периоде свободны все, так как все осознают необходимость.
Гегель принимал Спинозу: Свобода — это осознанная необходимость”. Это идеалистическая трактовка свободы.
Свобода выступает в двух ипостасях: позитивной и негативной.
Свобода от (негативная).
Свобода для (позитивная).
Свобода от — может перерастать в произвол, настоящая свобода всегда нуждается в ограничении.
Прусская монархия — идеальный тип государства, а абсолютное государство — это шествие Бога по земле. Идеальное государство было для него античное.
Развитие истории является воплощением идей мирового разума, и при этом в новых исторических формах всегда сохраняется часть старых, но они репродуцируются на более высоком уровне.
Вывод: логика развития, абсолютное движение, мир разум… характерны для всех частей философии Гегеля. Гегель — высший расцвет немецкой философии.
Работа с цитатами
Задание: прочитайте цитату, определите, ктоиз классических немецких философов ее автор, дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал.
1. Мораль — сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком.
2. Нравственность ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира.
3. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого-то действия.
4. Категорический императив есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы.
5. Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
6. Подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель — исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе.
7. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
8. Сова Минервы начинает свой полёт лишь с наступлением сумерек.
9. Все разумное действительно и все действительное- разумно.
10. Крот истории роет ходы невидимые для нас.
11. Каждый народ заслуживает то правительство, которое они допустили сами.
12. Все действительное - разумно, и все разумное – действительно.
13. Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входит порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу.
14. Действовать! Действовать! - вот для чего мы существуем.
15. Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа.
16. Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить бога.
17. Чтобы познать человека, нужно его полюбить.
Темы эссе
1. «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей» (И. Кант).
2. «Две вещи наполняют душу всегда новыми и всё более сильными удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне» (И. Кант).
3. «Имей мужество пользоваться своим умом» (И. Кант).
Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание
Задание №1: прочитайте фрагмент из текста И. Канта «Критика чистого разума», законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.