Это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 г. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.
Для него характерно серьезное отношение к любому авторитету в науке и в философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ – «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? Можно ли судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.
Кант предлагает рассмотреть новую, до него не известную немеханическую картину мира. В 1755 г. в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной состоят из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея была положена Кантом в основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант. Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы с большей плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом». На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений. Напоминая слова Декарта: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!», Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».
Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное влияние на развитие как философской мысли, так и науки. Она пробила, говоря словами Ф. Энгельса, «брешь в старом метафизическом мышлении», обосновала учение об относительности покоя и движения, развив дальше идеи Декарта и Галилея; утверждала смелую для того времени идею постоянного возникновения и уничтожения материи. Земля и Солнечная система предстали как развивающиеся во времени и пространстве.
Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господствовавшей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический период» деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания. Поэтому И. Кант и переходит в 70-е гг. от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания.
Задание №2: прочитайте текст о философии И. Фихте. Законспектируйте его, ответьте на контрольные вопросы.
Философия И. Фихте.
Иоганн Готлиб Фихте(1762-1814), основной труд «Основа общего наукоучения», в котором критикует кантовский дуализм мира вещей в себе и мира природы и пытается вывести внутренне единую систему знания, исходящую из единого основоположения.
Таким единым самодостоверным основоположением Фихте считает самосознание как нечто самоочевидное и самодостоверное – «Я есмь Я», в котором субъект и объект слиты воедино. Фихте полагает, что самоосознание или самоотождествление есть первый акт свободы воли человека или первый идеальный продукт его сознания. Именно поэтому самоотождествление есть первое основоположение науки.
В то же время Фихте вводит категорию «не-Я», так как сознающий себя субъект отграничивает себя от того, что не является его внутренним миром. В связи с этим «Я полагает не-Я» есть второе основоположение наукоучения, что означает направленность сознания на материальный мир. «Я» и «не-Я» у Фихте есть различные состояния сознания, внутренние противоположности, когда субъект осознает себя и отделяет свой внутренний мир от того, что им не является. Получается, что весь мир сознания, включающий и осознание самого себя и природы, есть порождение активности сознания или «Я».
«Я полагает самого себя и не-Я» является третьим основоположением наукоучения. Здесь противоположности «Я» и «не-Я» синтезируются в некое целое, абсолютное «Я». Если целью и назначением человека является он сам, то человек – это существо разумное и бесконечное, так как разум способен охватить весь мир, а возможности его безграничны. Поэтому «Я» бесконечно и равно всему миру, абсолютно. Именно такое «Я» согласно Фихте является смыслом и целью жизни человека. Можно возразить, что в силу бесконечности мира самотождество «Я» не осуществимо, однако, по мнению Фихте, в этом состоит новое самоопределение сознания, через преодоление этого противоречия происходит мировой процесс диалектического развития сознания. Человеческое сознание выступает наряду с Богом творцом мира. По идее, Фихте выдвигает принципы «мысли самого себя», «будь тождественен себе», что является ориентиром на развертывание возможностей своего сознания как существа свободного, разумного, бесконечного.
Задание №3: прочитайте текст о философии Ф. Шеллинга. Законспектируйте его, ответьте на контрольные вопросы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 289.