Ролевая игра: «Спор Лао-цзы и Конфуция», «Фа-дзя и Мо-цзы».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание: разбейтесь на 2 пары: Лао-цзы и Конфуций, Фа-дзя и Мо-цзы. Подготовьте аргументы в защиту тех учений, которые представляли данные философы (даосизм, конфуцианство, легизм, моизм), подкрепляя их цитатами. Подготовьте вопросы своим оппонентам. Осуществите дискуссию, отстаивая свое учение и показывающее недостатки учения оппонента, соблюдая стилистику каждого философа. На подготовку и игру отводится 20 минут.

 

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1: Определить принадлежность приведённых понятий к тем или иным школам философии Древнего Китая:

Дао, законность, Лунь-юй, Космос, человеколюбие, у-вэй, воля Неба, деспотизм, ритуал, природа, награда и наказание, золотая середина, инь, Сын Неба, ли, ян, спонтанность.

Задание №2: Составьте таблицу «Философские школы Древнего Китая».

Школа Время возникновения Основоположник Письменные источники Основные идеи Значение школы
           

Задание №3: и спользуя текст, необходимо определить, к каким школам индийской философии принадлежат приведённые понятия:

Атман, дхарма, карма, жажда жизни, сансара, лока, Веды, этика эгоизма, индивидуализм, аджива, материя, страдание, нирвана, джива, Джина, араньяки, удовольствие, четыре благородные истины.

Задание №4: Составьте таблицу «Неортодоксальная философия Древней Индии».

Школа Время возникновения Основоположник Письменные источники Основные идеи Значение школы
           

 

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко, В.П. Философия: учебник для бакалавров / В.П. Лавриненко. - М. : Юрайт, 2014.

2. Пастушкова, О.В. Конспект лекций по философии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Воронеж : ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014.

3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002.

4. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. - Мн., 1998.

5. Мир философии: В 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1.

6. Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира: учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003. – 703 с.

Дополнительный

1. Григорьева, Т.П. Дао и логос (встреча культур) / Т.П. Григорьева. - М. : Наука, Восточн. лит., 1992. - 424 с.

2. Дандарон, Б.Д. Письма о буддийской этике / Б.Д. Дандарон. - СПб. : Алетейя, 1997. - 350 с.

3. Дхаммапада. СПб. : Изд-во Чернышова, 1993. - 176 с.

4. Жаров, С.Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм / С.Н. Жаров. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1995. – 56 с.

5. Конфуций. Луньюй: Изречения / Конфуций. Уроки мудрости. – М. : Эксмо; Харьков : Фолио, 2003. – С. 17-126.

6. Малявин, В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции / В.В. Малявин. - М. : Наталис, 1997. - 367 с.

7. Мень, А. У врат молчания. История религии: в 8 т. / А. Мень. – М., 1994. – Т. 3.

8. Миллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. – М., 1995.

9. Померанц, Г. Великие религии мира / Г. Померанц, З. Миркина. – М. : ПЕР СЭ; СПб. : Университетская книга, 2001. – 280 с.

10. Степанянц, М.Т. К вопросу о специфике восточных типов философствования / М.Т. Степанянц // Рационалистические традиции и современность. Индия. - М.,1988.

11. Торчинов, Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций / Е.А. Торчинов. – СПб., 2000. - 304 с.

12. Юнг, К.Г. О психологии восточных религий и философий / Карл Густав Юнг. – М. : МЕДИУМ, 1994. – 253 с.

 

ТЕМА III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

План

§ 1. Условия и предпосылки возникновения философии в Древней Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.

§ 2. Периодизация античной философии.

§ 3. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты).

§ 4. От философии природы к философии человека: софисты, Сократ. 

§ 5. Мир идей Платона (объективный идеализм).

§ 6. Учение Аристотеля как вершина философской мысли античности. 

§7. Период эллинистических школ. Итоги античности.  

 

Основные понятия: Космос, логос, апейрон, апория, атом, натурфилософия, софистика, майевтика, Благо, эйдос, мировая душа, энтелехия, причина, демиург, материя и форма (по Аристотелю), кинизм, гедонизм, эвдемонизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, атараксия, эманация, Единое, неоплатонизм, фатум.

 

Самостоятельная работа

1.Период эллинистических школ. Итоги античности.

Задание: Прочитайте §7. Период эллинистических школ. Итоги античности из учебного пособия Пастушковой О.В. «Конспект лекций по философии, а также текст из книги Ю. Гордера «Мир Софии», глава «Эллинизм», сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Эллинизм отличало стирание границ между странами и культурами. Если раньше греки, римляне, египтяне, вавилоняне, сирийцы и персы поклонялись собственным богам в рамках так называемых «национальных религий», то теперь все культуры перемешались, образовав невероятную сумятицу религиозных, философских и научных представлений.

Вероятно, можно сказать, что агору заменила мировая арена. На древней рыночной площади тоже гудели голоса тех, кто либо принес на продажу товар, либо хотел поделиться своими идеями и мыслями. Новым стало то, что площади были заполнены товарами и идеями со всего света. А голоса там по-прежнему гудели, на самых разных языках.

Мы уже упоминали, что греческие представления распространились далеко за пределы традиционного ареала греческой культуры. Теперь же по всему Средиземноморью начали поклоняться и восточным божествам. Появилось множество религиозных доктрин, которые заимствовали богов и религиозные представления у разных народов. Такое явление называют синкретизмом, или смешением религий.

В прежние времена люди ощущали тесную принадлежность к своему народу, к своему полису. Когда границы и линии раздела начали стираться, многие впали в сомнение, пришли в растерянность по поводу мировоззренческих проблем. Поздняя античность в целом была проникнута религиозными сомнениями, упадком культур и пессимизмом. «Мир одряхлел», — говорили люди.

Объединило новые религиозные системы присутствие в большинстве из них учения о том, как спастись от смерти. Нередко такое учение объявляли тайным. Поверив в это тайное учение, а также выполняя определенные обряды, человек мог рассчитывать на бессмертие души и вечную жизнь. Наряду с ритуалами важную роль для спасения души играло понимание истинной природы Вселенной.

Так обстояло дело с новыми религиями, София. Однако философия тоже все больше и больше сдвигалась в направлении «спасения» и поддержки человека в жизни. Философское мировоззрение имело не только самостоятельную ценность, оно было призвано освободить людей от страха смерти и пессимизма. В результате стирались границы между религией и философией.

Вообще-то можно сказать, что эллинистическая философия не отличалась своеобразием. Поздняя античность не породила ни своего Платона, ни своего Аристотеля. Зато три великих афинских мыслителя дали толчок нескольким философским течениям, которые я вкратце обрисую ниже.

Слияние различных культурных традиций наблюдается и в эллинистической науке. Ключевую роль тут играла Александрия — город, ставший местом встречи Востока и Запада. Если Афины, в которых сохранились школы Платона и Аристотеля, все еще были столицей философии, то Александрия взяла на себя роль столицы естественных наук. При своей огромной библиотеке этот город сделался центром развития математики, астрономии, биологии и медицины.

Эллинизм вполне сопоставим с XX веком, который также характеризуется все большей открытостью мирового сообщества. В наше время это, помимо всего прочего, привело к серьезным переменам в религиозном и общем мировоззрении. Если в начале нашей эры в Риме можно было встретить веру в греческих, египетских и восточных богов, то в конце XX века нет ни одного сколько-нибудь крупного европейского города, в котором не были бы представлены религиозные верования из самых разных уголков земного шара.

Сегодня мы также наблюдаем, как смешение старых и новых верований, философии и науки увеличивает предложение на «рынке мировоззрений». В действительности очень многое в так называемом «новом знании» — товар весьма старый, часть этих идей восходит к эпохе эллинизма.

Итак, эллинистическая философия продолжала разработку проблем, поставленных еще Сократом, Платоном и Аристотелем. Все они хотели ответить на вопрос о том, как человеку следует жить и умирать. Иными словами, на повестку дня были поставлены проблемы этики. В новом мировом сообществе они стали главным предметом философских исканий. Вопрос ставился следующим образом: в чем заключается подлинное счастье и как его можно достичь? Теперь рассмотрим четыре философских течения, занимавшиеся этими проблемами.

 

Работа с цитатами

Задание: прочитайте цитату, определите, к какому учению или школе она относится (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, кинизм, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм), дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал.

1. Всё есть число.

2. Всё течёт, всё изменяется.

3. Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ни­какого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не суще­ствует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют.

4. Человек есть мера всех вещей, суще­ствующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют.

5. Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает вели­чайшее и жесточайшее рабство.

6. Афиняне..., отпустите меня или нет но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз.

7. Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения чувственности или распутства, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наши учения, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и смя­тений души.

8. Пусты слова того философа, которые не врачуют никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души.

9. Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине.

10. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

11. Одно и то же есть мысль и бытие.

12. Высшая мудрость — различать добро и зло.

13. Человек – существо политическое.

14. Народу много, людей мало.

15. Я – гражданин мира.

16. Из всех вещей, подаренных нам мудростью для того, чтобы прожить всю жизнь счастливо, превыше всего стоит умение дружить.

17. Величайший плод справедливости — безмятежность.

Темы эссе

1. «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» (Сократ).

2. «Человек есть мера всех вещей…» (Протагор).

3. «Живи незаметно!» (Эпикур).

4. «Торжество над самим собой есть венец философии» (Диоген).

5. «Жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем» (Сенека).

Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание

Задание №1: прочитайте отрывок из книги Ю. Гордера «Мир Софии» об атомизме. Законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.

АТОМИЗМ

«Это опять я. Сегодня, София, я расскажу тебе о последнем выдающемся натурфилософе. Его звали Демокритом (ок. 460-370 до н. э.), и он был родом из Абдер, города на побережье Эгейского моря. Если ты разрешила вопрос о «Лего», тебе будет нетрудно догадаться, чему посвятил себя этот философ.

Подобно своим предшественникам, Демокрит считал, что изменения в природе нельзя объяснить «переменами» вещества, а потому предположил, что все состоит из невидимых кирпичиков, каждый из которых вечен и неизменен. Демокрит называл эти кирпичики атомами.

По-гречески слово «атом» означает «неделимый». Демокрит подчеркивал, что частицы, из которых сложено все на свете, не могут делиться на более мелкие части — иначе они бы не годились для строительства. Действительно, если бы атомы расщеплялись еще больше, весь мир в конечном счете растекся бы, как водянистый суп.

Кроме того, кирпичики сущего должны быть вечными, поскольку ничто не может произойти из ничего. В этом Демокрит сходился с Парменидом и элеатами. Он также считал атомы крепкими и плотными, но неодинаковыми. Если бы атомы были одинаковыми, у нас не было бы приемлемого объяснения того, как из них получается все на свете, от цветов мака и оливковых деревьев до козьих шкур и человеческих волос.

По Демокриту, в мире существует бесконечное множество разных атомов. Одни шаровидные и гладкие, другие кривые, неправильной формы. Именно потому, что они такие непохожие, из них и можно составлять разнообразные тела. Но пусть бы даже разных видов атомов было немного, все они вечны, неизменны и неделимы.

Когда какое-либо тело — к примеру, дерево или животное — умирает и распадается на части, его атомы рассеиваются и могут использоваться для создания новых тел. Атомы ведь движутся в пространстве и благодаря разным «выступам» и «выемкам» присоединяются к окружающим нас вещам.

Теперь ты, наверное, понимаешь, почему у нас зашла речь о «Лего»? Детали конструктора обладают примерно теми же свойствами, какие Демокрит видел у атомов, — поэтому из них замечательно строить. Прежде всего, они неделимы. А еще они различаются по величине и форме, они плотные и непроницаемые. У деталей есть «выступы» и «выемки», с помощью которых их можно соединить во что угодно. Получившиеся сооружения затем разбираются, и из тех же деталей можно строить новые вещи.

Своей популярностью конструктор обязан, в частности, тому, что им можно пользоваться снова и снова. Сегодня какая-то деталь составляет часть автомобиля, а завтра — средневекового замка. Кроме того, «Лего» действительно «вечен». Современные дети с удовольствием играют в конструктор, доставшийся им по наследству от папы или мамы.

Можно, конечно, лепить всякое из глины. Но глину нельзя использовать до бесконечности: она начинает крошиться, а маленькие комочки уже не соединить в новый предмет.

Фактически можно утверждать, что учение Демокрита об атомах было правильным. Мир в самом деле образован из разных атомов, которые соединяются друг с другом, чтобы затем вновь распасться. Атом водорода, входящий в клетку эпидермиса на кончике моего носа, раньше был частицей другой клетки, в хоботе слона. Атом углерода из моей сердечной мышцы некогда принадлежал хвосту динозавра.

Ученые XX века выяснили, что атомы все же могут делиться на более мелкие — «элементарные» — частицы. Такие частицы называют протонами, нейтронами и электронами. Вероятно, они могут распадаться на еще более мелкие части. Но физики убеждены, что распаду частиц есть предел: должны существовать наимельчайшие частицы, из которых и построен весь мир.

Демокрит не имел доступа к современной электронной аппаратуре. Его единственным орудием был разум, а разум не оставлял ему выбора. Если мы признаём, что ничто не может изменяться, что ничто не происходит из ничего и ничто не исчезает, тогда все сущее просто обязано состоять из крохотных кирпичиков, складывающихся вместе и затем разъединяющихся.

Демокрит не рассчитывал на вмешательство в природные явления какой-либо «силы» или «духа». По его мнению, существуют лишь атомы и пустота. Поскольку он верил только в «материальное», мы называем его материалистом.

За движением атомов не стоит сознательного «умысла». Всё в природе происходит механически. Это не значит, что все «случайно», поскольку бытие подчиняется непреложным законам природы. Согласно Демокриту, все происходящее объясняется естественной причиной — причиной, заложенной в самой вещи. Однажды он сказал, что предпочел бы открыть один закон природы, чем занять персидский престол.

Атомизм объясняет и наши ощущения, учил Демокрит. Своими ощущениями мы обязаны движению атомов в пустоте. Когда «лунные атомы» попадают мне в глаз, я вижу луну.

А как же сознание? Оно ведь не может состоять из атомов, то есть «материальных вещей». Может, утверждал Демокрит: он представлял себе душу состоящей из особых — сферических и гладких — «душевных атомов». Когда человек умирает, душевные атомы рассеиваются во все стороны. Впоследствии они могут войти в новую, зарождающуюся душу.

Это значит, что бессмертной души у человека нет. Такую мысль разделяют многие наши современники. Подобно Демокриту, они считают «душу» связанной с мозгом, так что после гибели мозга никакого вида сознания существовать не может.

Своим учением об атомах Демокрит на некоторое время подвел черту под греческой натурфилософией. Вслед за Гераклитом он признавал, что все сущее «течет», поскольку формы приходят и уходят. Но за всем «текущим» стоит нечто вечное и неизменное, не подверженное «течению». Это «нечто» Демокрит называл атомом.

Вопросы к тексту

1. С чем сравнивается атом в тексте?

2. Какие характеристики присущи атому?

3. Как объясняется строение мира, по Демокриту?

4. Как Демокрит объясняет «духовное», душу?

Задание №2: прочитайте «Миф о пещере» из книги Платона «Государство». Законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 248.